Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Бернгардт Татьяна Николаевна

Урок русского языка "Особенности сложных бессоюзных предложений" служит обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, выявлению особенностей стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи, развитию творческих способностей школьников, воспитанию интереса к предмету. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_slozhnykh_bessoyuznykh_predlozheniy.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Особенности  сложных бессоюзных предложений».

Цель: углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложные бессоюзные предложения»;

закрепление  навыков постановки знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях, подготовка к ЕГЭ;

выявление  особенностей стилистического использования изученных конструкций в речи;

развитие творческих способностей учащихся, воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент. Беседа. Целеполагание. Слайд 1

Учитель: Какие трудности вы испытываете при работе с бессоюзными сложными предложениями? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

Учащиеся:

-Испытываем трудности в выборе знаков препинания.

-В этих предложениях нет союзов, поэтому труднее понять их смысл.

Учитель:

Выбор знака препинания определяется интонацией и смысловыми отношениями, которые выражены менее чётко, чем в союзных предложениях. Смысловые отношения разнообразны. Поэтому такие предложения требуют наблюдения и  анализа.

Учитель:

Какие пунктуационные ошибки в сложных бессоюзных предложениях вы чаще всего допускаете?

Учащиеся:

-Замена одного знака препинания другим.

-Ошибки в выборе точки с запятой или запятой, тире или двоеточия.

Учитель:

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой и теми проблемами, которые мы уже озвучили.

Учащиеся:

- Повторить изученный в 9 классе материал о бессоюзных сложных предложениях.

- Вырабатывать навыки постановки знаков препинания в этих предложениях.

- Выясним, какое применение находят в речи бессоюзные сложные предложения.

Учитель:

- Да, анализируя предложения, мы ещё раз обратим внимание на трудные случаи пунктуации в бессоюзных сложных предложениях и закрепим навыки постановки знаков препинания в этих синтаксических конструкциях. Слайд 2

II. Повторение теоретического материала и выполнение практических заданий.

1.Слайд 3 (Постановка запятой и точки с запятой)

Слайд 4 (Тренировочное задание)

Темнеет на поля ложится роса. (Учащиеся записывают предложение в тетрадь, расставляя знаки препинания)

Учитель:

-Какой знак препинания следует употребить в этом предложении?

Ученик:

- Следует поставить запятую, потому что перечисляются явления природы.

Учитель:

- Возможна ли постановка другого знака препинания?

Ученик:

- Я считаю, что здесь возможна постановка точки с запятой.

Учитель:

- Хорошо. Что же придаёт предложению точка, а что точка с запятой?

Ученики:

- При запятой пауза между предложениями короче.

- Оно более динамично.

- Точка с запятой замедляет речь, связь между частями предложений менее тесная.

Учитель:

- Правильно. Употребление запятой делает речь живой; смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается перечислительной интонацией.

Употребление точки с запятой замедляет темп речи. Длительные паузы между предложениями, произнесение их с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними. Факты приобретают большую самостоятельность, хотя и обусловлены временными отношениями.

Слайд 5 (работа с предложением)

Застучали топоры завизжали пилы. (Учащиеся записывают предложение в тетрадь, ставя знак препинания)

Учитель:

- Возможна ли постановка запятой в этом предложении?

Ученик:

-Я думаю, что здесь возможна только запятая. Это зависит от смысла предложения.

Учитель:

- Правильно.  Простые предложения произносятся здесь с перечислительной интонацией. Постановка точки с запятой подскажет интонацию, не свойственную содержанию предложения.

Учитель:

- Сделайте вывод. Достаточно ли при постановке запятой и точки с запятой формального применения правила?

Ученик:

- Нет, недостаточно. Нужно учитывать смысл предложения.

- Да, это мы увидели, работая с предложениями.

Учитель:

- Вы правы. Точка с запятой и запятая не допускают формального применения правила. Постановка этих знаков связана с анализом смысловой стороны предложения, поэтому необходим анализ предложений в контексте.

Учитель:

- В каком стиле речи чаще всего используются сложные бессоюзные предложения с запятой и точкой с запятой? Какова их функция?

Ученики:

- Они используются в разговорном стиле речи.

- А ещё такие предложения находят применение в художественных произведениях. Они передают одновременность и последовательность событий, явлений.

- Они создают яркие картины природы.

Учитель:

- Кого из русских писателей можно назвать мастерами описания природы?

Ученики:

- Антон Павлович Чехов. Особо я бы отметил его произведение «Степь».

- Иван Сергеевич Тургенев. В сборнике «Записки охотника», в романе «Отцы и дети» даются прекрасные картины природы.

Учитель:

- Классики нашей русской литературы учат нас любить природу, наблюдать за ней.  У них мы учимся создавать свои пейзажные зарисовки.

2. Работа  с текстом.  Слайд 6.

Отрывок из произведения И.С. Тургенева. Учащиеся записывают текст в тетрадь и расставляют знаки препинания.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Проверка выполнения. Слайд 7.

Объяснение выполнения задания.

Учитель:

-Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями сложного бессоюзного предложения?

Ученики:

- Вначале автор едет к лесу, впечатления быстро следуют одно за другим. Эта быстрая смена впечатлений обозначается перечислительной интонацией и небольшими паузами.

Учитель:

- Хорошо. Почему же в последнем предложении между частями сложного бессоюзного предложения ставится точка с запятой?

Ученики:

- Но вот он выехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Даётся изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется.

- Паузы между предложениями становятся более длительными, голос между паузами не повышается, а понижается.

- Но перечислительная интонация сохраняется.

3. Повторение теоретического материала. Двоеточие.

Учитель:

- Назовите условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 8

4. Тренировочные упражнения. Слайд 9 (Устная работа)

Расставить знаки препинания. Объяснить их постановку.

Учитель:

- С какой интонацией  нужно читать предложения, в которых ставится двоеточие?

Ученик:

- Должна быть предупреждающая интонация, пауза, в последующей части содержится пояснение или обоснование содержания предыдущей части.

1) Я знал в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа.

2) Из дому выходить не хочется грязь страшная.

3) В саду чудесно свежо, пахнет яблоками, жёлтые листья шуршат под ногами.

5. Повторение теоретического материала.

Слайд 10 (схемы постановки тире)

Учитель:

- Вспомните условия постановки тире.

Ответы учащихся.

Учитель:

- Где используются сложные бессоюзные конструкции с тире?

Ученики:

- Они используются в пословицах, поговорках.

- А ещё в афоризмах.

Учитель:

- С какой же целью они используются?

Ученики:

- Помогают кратко, сжато выражать мысли.

- Лаконично выражать смысловые отношения между предложениями.

Учитель:

- Вспомните пословицы, в которых ставится тире. Продиктуйте их одноклассникам, объясняя постановку знака препинания.

Учащиеся по очереди диктуют пословицы, объясняя постановку тире.

Например:

  1. Лето припасает – зима поедает.
  2.  Есть терпение – будет и умение.
  3. Недруг поддакивает – друг спорит.
  4.  Будешь трудиться – будешь кормиться.
  5.  Биться в одиночку – жизни не перевернуть.
  6. Стыдно не знать – стыдно не учиться.

Слайд 11

Учитель:

- А почему в этих предложениях ставится тире? Они ведь не имеют тех значений, которые мы называли? Какие смысловые значения между ними?

1) Молвит слово – соловей поёт.

2) Посмотрит – рублём подарит.

6. Тренировочные упражнения. Слайд 12.  

Учитель:

- Из двух простых предложений составьте сложное бессоюзное предложение. Объясните различные варианты постановки знаков препинания.

Прошли обильные дожди. Просёлочные дороги стали непроезжими.

9.Слайды 13-17.  Учащиеся выполняют задания ЕГЭ, работая с электронным тренажёром.

Слайд 18  Дифференцированное творческое задание.

Учащиеся могут выбрать себе задание по силам.

1.Составить бессоюзные сложные предложения по картине Левитана «Берёзовая роща».

2. Написать эссе по картине Левитана «Берёзовая роща» с использованием бессоюзных сложных предложений.

Слайд 19

Рефлексия

Слайд 20

 IV.Домашнее  задание.

Создать пейзажную зарисовку на любую тему с использованием сложных бессоюзных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"

Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Презентация к уроку "Особенности сложных бессоюзных предложений".

Урок русского языка в 9 классе "Особенности сложных бессоюзных предложений" сопровождается презентацией....

Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"

Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за урок и презентацию! Очень интересно познакомиться с опытом коллеги!