Факультативный (элективный) курс по русскому языку 7 класс "Уроки словесности"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

Документ содержит пояснительную записку, рабочую учебную  программы, календарно-тематическое планирование. Автор-составитель С. И. Львова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_elektiv_uroki_slovesnosti.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

 Ванинского муниципального района Хабаровского края

                                                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                                                     Директор школы

                                                                                                                                                   __________ Л.А.Трусова

                                                                                                                                              «01»  сентября 2014 г.

Рабочая учебная программа

факультативного  курса по русскому языку

«Уроки словесности»

7 класс  2 ступень обучения

Ф.И.О. разработчика    Аникина Евгения Александровна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы, истории

протокол № 1 от «29» августа 2014 г.

Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы

протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.

п. Ванино

2014 г.

Уроки словесности

ПРОГРАММА

элективного (факультативного) курса для 7-9 классов (102 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический материал  и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку  и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов  на изучение тех или иных тем.

Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями  русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико- интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного)оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой  произведения, его интонационные особенности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств  - это цикл занятий , на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях.

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7 – 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой  для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Содержание программы элективного (факультативного) курса

«Уроки словесности»

7 класс (34 часа)

О родном языке (2 ч)

Русский язык среди других языков мира.

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Звуковые образные средства русского языка (25ч)

Звукопись (8ч)

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма (4ч)

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точна, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в от расположения рифмующихся строк : смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи, рифмованная проза.

Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Словесное ударение (4 ч)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (9 ч)

Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ьтембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки  логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п. ).

Выделением логическим ударением нового и ключевого понятия в тексте.

Пауза, ей смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Мелодика как особенность интонационного рисунка  речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ит. Д.).

 Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

 Мелодика предложений  и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

Изобразительные возможности средств письма (7ч)

Графика (2ч)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.

Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение,  рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография (2 ч)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация (3ч)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!,  ??! и т. д.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.

Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей  художественного текста и выразительное его чтение.

Паспорт календарно-тематического планирования

Рассмотрено                           Согласовано                                     Утверждено             Руководитель МО                      Заместитель директора                     Директор

учителей русского языка           по УВР                                                      

Аникина Е. А. /______                                    Лаврик Л. А. /________                                           Трусова Л. А./________  

«29» августа 2014г.                                         «01» сентября 2014г.                                               «01» сентября 2014г.                            

Факультативный курс по русскому языку «Уроки словесности»

Количество часов в неделю по учебному плану 1

Всего количество часов в году по плану 34

Класс (параллель классов) 7 «А»

Учитель Аникина Е. А.

Программа на факультативный курс для учащихся 7- 8 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. С. И. Львова

Количество обязательных зачетных  работ (1) 

Допущено Министерством образования и науки РФ

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Уроки словесности»

по русскому языку,

7 класс

составлено на основе  программы факультативного курса для 7-9 классов

автора-составителя Львовой С. И. М.: Мнемозина, 2009.

34 часов ( 1 раз в неделю)

№ занятия

Наименование  занятия

Кол-во

часов

неделя

            Дата

1 раздел

О родном языке

(2ч)

Русский язык среди других языков мира

1

Писатели и ученые о богатстве русского языка

1

2 раздел

Звуковые и образные средства русского языка

(25ч)

Звуковая речь

1

Звуковая организация худ. текста

1

Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

1

Скороговорки, построенные на звуковых повторах

1

Рифма точная и неточная

1

Рифма простая и составная. Усеченная рифма

1

Виды рифм в зависимости от расположения ударений

1

Белые стихи. Рифмованная проза.

1

Типы строф

1

Словесное ударение. Смысловая функция

1

Стихотворный размер

1

Стихотворный размер

1

Стихотворный размер

1

Интонация

1

Изобразительные возможности интонации

1

Логическое ударение.

1

Особенности расстановки логического ударения

1

Логическое ударение и ключевые понятии в тексте

1

Пауза, смыслоразличительная роль.

1

Особенности обозначения пауз в письменной речи.

1

Мелодика – интонационный рисунок.

1

Интонационный рисунок в синтаксических конструкциях.

1

Закон логической перспективы

1

Напевность поэтической речи.

1

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ. произведений

1

3раздел

Изобразительные возможности средств письма

7 ч

Элементы письма в системе изобразительных средств.

1

Зрительные эффекты и  средства графики.

1

Акростих.

1

Слова омографы  в словесных каламбурах

1

Алфавит как источник речевой экспрессии

1

Сознательное нарушение орфографических норм.

1

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...

Факультативный (элективный) курс по русскому языку "Уроки словесности", 8 класс

Материал содержит пояснительную записку,  содержание  программы, календарно- тематическое планирование. Курс рассчитан на 34 часа и является продолжением факультативного курса "Уроки словесн...