Факультативный (элективный) курс по русскому языку "Уроки словесности", 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Материал содержит пояснительную записку,  содержание  программы, календарно- тематическое планирование. Курс рассчитан на 34 часа и является продолжением факультативного курса "Уроки словесности " за 7 класс. Автор- сотавитель С. И. Львова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

 Ванинского муниципального района Хабаровского края

                                                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                                                     Директор школы

                                                                                                                                                   __________ Л.А.Трусова

                                                                                                                                              «01»  сентября 2014 г.

Рабочая учебная программа

факультативного  курса по русскому языку

«Уроки словесности»

8 класс  2 ступень обучения

Ф.И.О. разработчика    Аникина Евгения Александровна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы, истории

протокол № 1 от «29» августа 2014 г.

Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы

протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.

п. Ванино

2014 г.

Уроки словесности

ПРОГРАММА

элективного (факультативного) курса для 7-9 классов (102 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический материал  и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку  и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов  на изучение тех или иных тем.

Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями  русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико- интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного)оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой  произведения, его интонационные особенности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств  - это цикл занятий , на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях.

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7 – 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой  для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Содержание программы элективного (факультативного) курса

«Уроки словесности»

8 класс (34 часа)

Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч)

Морфема и её значение (2 ч)

Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (неморфологических).

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на семантике морфемы: прием привлечения внимания к значению морфемы (прием семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов – паронимов , однокоренных слов в тексте и др.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте ; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях народного творчества и в поэтических текстах.

Словообразовательный повтор (4ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слов (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора, который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

 Внутренняя форма слова (4ч)

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Окказионализмы (4 ч)

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей  художественного текста и выразительное его чтение.

Лексическое богатство русского языка (20 ч)

Слово в художественном тексте (1 ч)

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.

Переносное значение слова (8 ч)

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

Многозначные слова (2 ч)

Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др.

 Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч)

Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом  использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое  употребление синонимов и антонимов в художественное речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые  средства их создания.

Лексика ограниченного употребления (2ч)

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.

Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте: уместность, понятность,  умеренность.

Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.

Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.

Фразеологизмы (3 ч)

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства  эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально- авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение, намеренная грамматическая  деформация структуры фразеологизма) и др.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических  особенностей  художественного текста и выразительное его чтение.

Паспорт календарно-тематического планирования

Рассмотрено                           Согласовано                                     Утверждено             Руководитель МО                      Заместитель директора                     Директор

учителей русского языка           по УВР                                                      

Аникина Е. А. /______                                    Лаврик Л. А. /________                                           Трусова Л. А./________  

«29» августа 2014г.                                         «01» сентября 2014г.                                               «01» сентября 2014г.                            

Факультативный курс по русскому языку «Уроки словесности»

Количество часов в неделю по учебному плану 1

Всего количество часов в году по плану 34

Класс (параллель классов) 8 «А»

Учитель Аникина Е. А.

Программа на факультативный курс для учащихся 7- 8 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. С. И. Львова

Количество обязательных зачетных  работ (1) 

Допущено Министерством образования и науки РФ

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Уроки словесности»

по русскому языку,

8 класс

составлено на основе  программы факультативного курса для 7-9 классов

автора-составителя Львовой С. И. М.: Мнемозина, 2009.

34 часов ( 1 раз в неделю)

№ занятия

Наименование  занятия

Кол-во

часов

неделя

            Дата

1 раздел

Изобразительные ресурсы русского словообразования

(14ч)

Способы русского словообразования

1

Морфема как значимая часть слова

1

Словообразовательный повтор как стилистическое средство., его виды

1

Повтор однокоренных слов

1

Словообразовательная анафора.

1

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием

1

Внутренняя форма слова

1

Прием этимологизации

1

Ассоциативные каламбуры

1

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава

1

Окказионализмы и их стилистическая роль

1

Использование различных словообразовательных средств (наблюдение)

1

Анализ словообразовательных особенностей  художественного текста

1

Выразительное чтение художественных текстов

1

2 раздел

Лексическое богатство русского языка

20 ч

Основные пути обогащения словарного состава языка

1

Лексический повтор, его виды

1

Изобразительная функция  изобразительной функции

1

Прямое и переносное значение слова.

1

Основные виды тропов

1

Основные виды тропов

1

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

1

Стилистическое использование многозначных слов

1

Функции многозначных слов

1

Виды омонимов

1

Каламбур как словесная игра (наблюдение)

1

Каламбур как словесная игра (практикум)

1

Стилистическое  употребление синонимов и антонимов

1

Антитеза и оксюморон

1

Лексика ограниченного употребления

1

Устаревшие слова как свидетели истории

1

Фразеологизмы

1

Авторские преобразования состава фразеологизмов

1

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат

1

Выразительное чтение художественных текстов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...

Факультативный (элективный) курс по русскому языку 7 класс "Уроки словесности"

Документ содержит пояснительную записку, рабочую учебную  программы, календарно-тематическое планирование. Автор-составитель С. И. Львова....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...