Факультативный (элективный) курс по русскому языку "Уроки словесности", 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме
Материал содержит пояснительную записку, содержание программы, календарно- тематическое планирование. Курс рассчитан на 34 часа и является продолжением факультативного курса "Уроки словесности " за 7 класс. Автор- сотавитель С. И. Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультатив "Уроки словесности" 8 класс, авт.-сост. С. И. Львова | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
«Утверждаю»
Директор школы
__________ Л.А.Трусова
«01» сентября 2014 г.
Рабочая учебная программа
факультативного курса по русскому языку
«Уроки словесности»
8 класс 2 ступень обучения
Ф.И.О. разработчика Аникина Евгения Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы, истории
протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы
протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.
п. Ванино
2014 г.
Уроки словесности
ПРОГРАММА
элективного (факультативного) курса для 7-9 классов (102 ч)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико- интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного)оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств - это цикл занятий , на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7 – 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Содержание программы элективного (факультативного) курса
«Уроки словесности»
8 класс (34 часа)
Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч)
Морфема и её значение (2 ч)
Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их стилистическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (неморфологических).
Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на семантике морфемы: прием привлечения внимания к значению морфемы (прием семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов – паронимов , однокоренных слов в тексте и др.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте ; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Использование двухприставочных глаголов в произведениях народного творчества и в поэтических текстах.
Словообразовательный повтор (4ч)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слов (приставок, суффиксов), однокоренных слов.
Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора, который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Внутренняя форма слова (4ч)
Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Окказионализмы (4 ч)
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Лексическое богатство русского языка (20 ч)
Слово в художественном тексте (1 ч)
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Переносное значение слова (8 ч)
Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
Многозначные слова (2 ч)
Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др.
Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч)
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественное речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления (2ч)
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.
Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте: уместность, понятность, умеренность.
Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.
Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы (3 ч)
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально- авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение, намеренная грамматическая деформация структуры фразеологизма) и др.
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Паспорт календарно-тематического планирования
Рассмотрено Согласовано Утверждено Руководитель МО Заместитель директора Директор
учителей русского языка по УВР
Аникина Е. А. /______ Лаврик Л. А. /________ Трусова Л. А./________
«29» августа 2014г. «01» сентября 2014г. «01» сентября 2014г.
Факультативный курс по русскому языку «Уроки словесности»
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Всего количество часов в году по плану 34
Класс (параллель классов) 8 «А»
Учитель Аникина Е. А.
Программа на факультативный курс для учащихся 7- 8 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. С. И. Львова
Количество обязательных зачетных работ (1)
Допущено Министерством образования и науки РФ
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Уроки словесности»
по русскому языку,
8 класс
составлено на основе программы факультативного курса для 7-9 классов
автора-составителя Львовой С. И. М.: Мнемозина, 2009.
34 часов ( 1 раз в неделю)
№ занятия | Наименование занятия | Кол-во часов | неделя Дата |
1 раздел | Изобразительные ресурсы русского словообразования | (14ч) | |
Способы русского словообразования | 1 | ||
Морфема как значимая часть слова | 1 | ||
Словообразовательный повтор как стилистическое средство., его виды | 1 | ||
Повтор однокоренных слов | 1 | ||
Словообразовательная анафора. | 1 | ||
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием | 1 | ||
Внутренняя форма слова | 1 | ||
Прием этимологизации | 1 | ||
Ассоциативные каламбуры | 1 | ||
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава | 1 | ||
Окказионализмы и их стилистическая роль | 1 | ||
Использование различных словообразовательных средств (наблюдение) | 1 | ||
Анализ словообразовательных особенностей художественного текста | 1 | ||
Выразительное чтение художественных текстов | 1 | ||
2 раздел | Лексическое богатство русского языка | 20 ч | |
Основные пути обогащения словарного состава языка | 1 | ||
Лексический повтор, его виды | 1 | ||
Изобразительная функция изобразительной функции | 1 | ||
Прямое и переносное значение слова. | 1 | ||
Основные виды тропов | 1 | ||
Основные виды тропов | 1 | ||
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи. | 1 | ||
Стилистическое использование многозначных слов | 1 | ||
Функции многозначных слов | 1 | ||
Виды омонимов | 1 | ||
Каламбур как словесная игра (наблюдение) | 1 | ||
Каламбур как словесная игра (практикум) | 1 | ||
Стилистическое употребление синонимов и антонимов | 1 | ||
Антитеза и оксюморон | 1 | ||
Лексика ограниченного употребления | 1 | ||
Устаревшие слова как свидетели истории | 1 | ||
Фразеологизмы | 1 | ||
Авторские преобразования состава фразеологизмов | 1 | ||
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат | 1 | ||
Выразительное чтение художественных текстов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса
Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...
Факультативный (элективный) курс по русскому языку 7 класс "Уроки словесности"
Документ содержит пояснительную записку, рабочую учебную программы, календарно-тематическое планирование. Автор-составитель С. И. Львова....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...