Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Подготовка к ГИА.  Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Ход урока

 Цель:

Обучающая:

 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2. Уметь находить абзацы в тексте, определять их роль и связь с функционально-стилевой принадлежностью, выделять индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

Развивающая:

развивать логическое мышление, внимание, речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  презентация, текст (у каждого уч-ся на столе рабочие тетради, индивидуальные папки с дополнительным материалом   по подготовке к ГИА, алгоритм работы над сочинением, критерии проверки и оценки выполнения задания С2).

Ход занятия

Организационный момент.  Приветствие.

Объявление темы и постановка целей и задач.

 Тема:  «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему». (слайд №1)

(запись в тетрадях:  число, тема урока.)

Повторение: В каком стиле необходимо писать сочинение? Объем сочинения?

Вспомним алгоритм работы над сочинением.(слайд №2)

Для написания сочинения на лингвистическую тему вам предлагается высказывание  Валгиной Н.С : «Функции абзаца тесно связаны с функционально- стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

(слайд№

 Какие слова являются в высказывании ключевыми?

(Уч-ся находят ключевые слова или словосочетания) .

Попробуем раскрыть высказывание лингвиста на примере текста  М.Лоскутова.

 Итак, перед вами текст. (Один из уч-ся вслух  выразительно читает текст).

Проверка восприятия текста: О чем текст? Основная его мысль?

Что такое текст? (слайд№


(Текст — это сочетание предложений, связанных между  собой по смыслу и грамматически

Основная мысль текста?  ( то, к чему он призывает,  учит, ради чего написан текст) (слайд№

От чьего имени ведется повествование? (рассказчика)

Что такое абзац, какова его роль в тексте? (слайд)

Из скольких абзацев состоит предложенный текст, какова связь между абзацами? (слайд)

А теперь попробуем сформулировать тезис (пишем вступление, сформулировав позицию лингвиста, выражаем свое мнение). (Ребята в группах работают над вступлением, один зачитывает вслух).

Как иначе можно оформить вступление? (Идет обсуждение, вносится корректировка,  запись -3-4 предложения.)  

Итак, мы с вами нашли ключевые слова. Переходим к основной части:

1 Какова же связь абзаца с функционально-стилевой принадлежностью текста?

Попробуем определить стиль? (Художественный с элементами разговорного)

Докажите.

Работа в группах. Обсуждение. Корректировка (называют лингвистич. явления и указывают их роль в тексте.) (Запись аргументов в тетрадь).

2. А какова  индивидуально-авторская  особенность оформления текста?

Определив мысль микротемы  каждого абзаца,  вы  можете проследить за развитием мысли автора.

(Ребята отмечают необычное композиционное построение текста).

 Работа в группах.

 

(Ответы ребят: 4 абзац  не случайно начинается с противительного союза НО,  который как бы делит текст на 2 части.  Нарушен принцип абзацного членения, избранный автором (2 абзац (предложение 8)).

(Доказывают и записывают  аргументы в тетради)

А теперь попробуем сформулировать основную часть  (работа в группах над фрагментами сочинения).  Обсуждение. Корректировка.

Таким образом,  ребята, вы еще раз убедились, как  можно раскрыть  предложенное  вам высказывание.

Сегодня мы разобрали много аргументов. Вам необходимо привести всего лишь 2.

Ваше сочинение должно завершиться выводом.

Какой вывод можно сделать? (Запись в тетради)

Какие вопросы остались непонятными?

Что вызвало затруднение?

Анализируют свою работу, выявляют проблемы в работе над сочинением

Дом задание:   написать сочинение.

7 Рефлексия

 Если наш урок добавил к вашим знаниям

что-то новое, то я очень рада. Прошу и вас

высказать своё мнение:

1.На уроке я

работал...

2.Материал урока

мне помог…

Образцы сочинений:

Сочинение ученицы 9А кл. Новрадовой А.

Действительно, абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной мысли к другой. Попробуем доказать.

Так, данный текст состоит из 5 абзацев.  Предложения здесь  тесно связаны между собой грамматически и  каждый содержит логический вывод.

Первые три абзаца соединены при помощи вводных слов, во-первых, в-третьих, 3-ий начинается с обобщенной фразы (предложение 15), 4-ый при помощи противительного союза но. Пятый  несет новую информацию по сравнению с предыдущим. 2-ой- 3 абзацы  объединены одной общей мыслью, которая помогает понять основную - поведение сторожевого пса. Данный текст художественный с элементами разговорного.

Однако, используя абзацный отступ, автор  по-своему  показывает значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.

Например, в данном тексте нарушен принцип абзацного членения. Второй  абзац объединяет 2 микротемы.  8 предложение начинается с вводного слова «во-вторых. Должен быть выделен новый абзац. Но автор этого не делает, потому что в 4и 5-ом  он  подчеркивает особое отношение рассказчика к своему псу.

Таким образом, каждый абзац развивает главную мысль и помогает увидеть авторскую особенность в оформлении текста.

Сочинение  Демурчева М.

Действительно, абзац выступает, как средство, позволяющее понять информацию в любом тексте, показывает связь с функционально-стилевой принадлежностью и помогает увидеть  авторскую особенность оформления текста.

Например, данный текст относится к художественному стилю с элементами разговорного. Особенностью художественного  является, во-первых, образность, во-вторых, для автора здесь важны не столько события, сколько эмоциональная сторона.

Например,  не случайно, в предложениях (7,10,17,32,33) находим  восклицательные предложения, риторическое обращение. Тем самым,  автор показывает отношение рассказчика к своему сторожевому псу.

А какова же авторская особенность оформления текста? Мы видим необычное композиционное построение текста.

Так, 4 абзац  писатель начинает с противительного союза «но», который делит текст на 2 части. Если вначале рассказчик недоволен ее поведением, то далее (предложение 23,33)  автор указывает на то, что рассказчик поражен им. Не случайно, настоящее имя ее было Поражай (предложение 35,36).

Так, используя абзацный отступ и различные синтаксические конструкции, автор имеет возможность выразить, а мы, в свою очередь, воспринять значимость того или иного «кусочка» мысли в развитии  микротемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»

Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать м...