Презентация. Подготовка к ГИА, часть с, русский язык
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Подкорытова Жанна Викторовна

Данная презентация  содержит пошаговую  инструкцию для написания сочинения на лингвистическую тему. Удобство в том, чтоучащиеся видят излагаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к ГИА, русский153.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению Часть С2 ГИА

Слайд 2

В задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? Данная информация оглашению не подлежит.

Слайд 3

Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

Слайд 5

О сновные требования к сочинению. НЕОБХОДИМО: 1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; 2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 6

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика ». Лингви́стика ( языкозна́ние , языкове́дение ; ) наука , изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Слайд 7

Алгоритм написания сочинения Цитируем высказывание. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод. Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении -3 - 4. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Слайд 8

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему : Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней) Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. Вывод.

Слайд 9

Пошаговая инструкция Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Слайд 10

Осмысление высказывания К.Г.Паустовский сказал: " Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом« Что можно передать? Мысли Чувства Эмоции

Слайд 11

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы : о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Слайд 12

Шаг 3. Оформляем вступление. Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения: Автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.. останавливается на .. раскрывает содержание отмечает важность формулирует Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Слайд 13

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом«. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Слайд 14

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Слайд 15

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Слайд 16

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Я думаю, что Константин Григорьевич говорит о богатстве, выразительности, точности русской речи. И с ним нельзя не согласиться!

Слайд 17

Шаг 4. Пишем основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Слайд 18

Общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Слайд 19

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Слайд 20

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса - ечк -, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Слайд 21

Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...В итоге можно прийти к такому выводу: . В заключение можно сказать, что ...Мы убеждаемся в том, что ...Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...и т.д.

Слайд 22

Примеры заключения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Слайд 23

Примеры высказываний «Нет в слова, которое было бы так замашисто , бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В.Гоголь) Действительно, меткое русское слово, идущее от самого сердца, может уничтожить, а может исцелить. Нетрудно доказать справедливость этого суждения, обратившись к тексту Л. Н. Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ГИА на уроке русского языка"

Работа с текстом В.М.Пескова "Бескорыстие"...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Часть 3. Блок С (К 4).

           Данная презентация помогает учителю подготовить учащихся к  ЕГЭ по русскому языку . Часть 3. Блок С (К 4). (Аргументация экзаменуемым собственного ...

Презентация "Расширение теоретической части курса русского языка в 5-7 классах с целью качественной подготовки к ЕГЭ"

Причина, по которой возник этот материал, очень проста - теоретический и практический пробел в учебниках (и как следствие в знаниях учащихся). Это связано с тем, что это учебники были разработаны ...

материал для подготовки к устной части по русскому языку

Текст для чтения и пересказа для подготовки к устной части экзамена по русскому языку...

Презентация "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

Презентация познакомит учащихся со структурой устного собеседования по русскому языку....