Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Царенкова Ольга Викторовна
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование)
 
Тема: "Подумайте только, как много
            Значений у слова…
            (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Задачи: 
1.Научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы.
2.Познакомить учащихся с разными видами словарей.
3. Обогащение активного словарного запаса учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skolko_leksicheskikh_znacheniy_imeet_slovo.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование)

Тема: "Подумайте только, как много

            Значений у слова…

            (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Цель: 

Образовательные:

- создать условия для возникновения у учащихся представления о слове как системе языковых знаний;

- сформировать потребность в грамотном владении устной и письменной речью;
- исследовать «поведение» однозначных и многозначных слов в текстах художественной литературы;

- закрепить понятие о лексическом значении слова;

Развивающие:

- развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа, навыки

работы со словарями;

- развивать исследовательские, творческие способности детей;

- развивать навыки образного мышления, анализа художественного текста.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к родному слову.


Задачи: 

1.Научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы.
2.Познакомить учащихся с разными видами словарей.
3. Обогащение активного словарного запаса учащихся.

Оборудование:

1. Мультимедиацентр, презентация урока на СД.

2. Выставка словарей.


ХОД УРОКА

Слайд № 1

  • Начало: постановка целей и задач урока.

- Здравствуйте, ребята. Запишите число. Классная работа.

Слайд № 2

  • Интрига.

Подумайте только, как много

Значений у слова…

  • Прочитайте запись. Найдите пунктуационную ошибку. (Предложение написано без запятой).
  • Придумайте рифму к слову много (дорога)

Слайд № 3

Запишите тему урока.

- Что мы называем дорогой? (говорят дети)

- Какие дороги бывают?

- Давайте кратко запишем все, что мы установили в процессе беседы:

Слайд № 4

Дорога – полоса передвижения, путь. (Шоссе, тропа, шлях, просёлок, железная дорога, воздушная трасса.)

  • Комментированное чтение текста.

Слайд № 5

- Прочитайте и расскажите, на какие размышления наводят строки А. Шибаева, какое отношение они имеют к теме урока.

  • Что за шутки?

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река –

Ни единого быка!..

Не пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелёгкого труда?

Ну а мост на чём тогда?

                               А. Шибаев.

Для справки: бык – «животное», бык – «опора моста».

- Продолжаем работу над употреблением слова в речи. Мы знаем, что слово должно употребляться в строгом соответствии с основной задачей общения: понять другого – быть понятым собеседником. Анализ рассмотренных текстов показывает, что участники диалога не могут понять друг друга, что в их речи употреблено, но не разъяснено слово, которое в языке имеет омоним (греч. homos – «одинаковый» +  onyma – «имя») или само по себе способно выражать несколько значений, а из контекста неясно, что оно обозначает.

          Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?

Слайд № 6

-  А для начала, давайте вспомним, что такое слово? (группа букв, звуков)
Понаблюдаем!

 - Можно ли такую группу букв назвать словом: щар, скум, крыч? (нет)

- А почему шар это слово, а щар не является словом? (нет значения, смысла)
Щелчок мышью.

Делаем вывод! Слово - это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.

- А как вы думаете, сколько слов в русском языке? (ответы детей)


Слово учителя: Точно на это вопрос никто ответить не может. Известно, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч. Неужели все эти слова знает каждый человек? Конечно, нет. Установили, например, что все, что написано А.С. Пушкиным - около 600 тысяч слов, многие слова он употреблял сотни раз. Например, слово дом- 493 раза, идти- 564 раза. Но это не значит, что он не знал других слов, просто эти слова чаще употребляются в речи. Было много других слов, которые он знал, но в его сочинениях они не использовались. Так и каждый человек знает больше, чем использует в устной и письменной речи.

Слайд № 7

 

 Щелчок мышью (задание).
Слово учителя: Перед вами 3 греческих слова, выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово? Щелчок мышью (слова).
leksis…

sintaksis…

gonetika…

(leksis лексис) Щелчок мышью (линия).


- А что такое лексика?
Щелчок мышью. (Словарный состав языка) 

- Что такое синтаксис?
Щелчок мышью. (Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений.) 

- Что такое фонетика? Щелчок мышью. (Фонетика  - это раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение слова) Щелчок мышью.

- А что общего у слов лексика и лексикон? (это однокоренные слова)

- А что обозначает это слово, узнать вам поможет предложение:

Слайд № 8

М. Горький советовал: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон».

Запишите это предложение в тетрадь. ( Повторить предложения с прямой речью)

- А что такое лексикон? (Словарный запас человека.)

Отгадайте слово: Слайд № 9

Наука, изучающая  словарный состав языка – (Щелчок мышью) ЛЕКСИКОЛОГИЯ.


Слайд № 10

Хранилище для слов (Щелчок мышью) (Словарь)

Слайд №11

 Наука по составлению словарей - ЛЕКСИКОНОГРАФИЯ.


Слайд № 12

А для чего нужен словарь? (помогает узнавать значение незнакомых слов)

Например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» - более 120 000 слов.) На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи.


Слайд № 13

Работа со словом. (Щелчок мышью) Возьмем слово друг- м.р., ед.ч., 2 скл.(Щелчок мышью) 

Вспомните, при помощи каких способов можно определить лексическое значение слова ДРУГ?  (Дети отвечают) (Щелчок мышью) 

( - рисунком, картинкой;
- подобрать синоним: товарищ, приятель;
- подобрать однородные слова дружок, дружить, дружно;
- посмотреть в толковом словаре) (
Щелчок мышью)

Друг, подруга - человек, с которым дружишь.


ВЫВОД темы урока при помощи вопросов. 

Интересно ли вам узнать сколько лексических значений может иметь слово? (да) 
А как вы думаете, сколько лексических значений может иметь слово? ( в словарь не смотреть)

Сформулируем учебную задачу:

1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.

2. Научиться работать со словарем.

Слайд № 14

Наблюдение. Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем. (Щелчок мышью).  Найдите слова диалог и золотой. (Щелчок мышью).  Обратите внимание на словарные статьи. (Щелчок мышью).  

- Чем отличаются словарные статьи? (
Щелчок мышью).  

- Что необычного в словарной статье « золотой»? (есть несколько значений)
Слайд № 15

ВЫВОД: Какие слова будут называться однозначными? Многозначными?

Запомните!

Слова, у которых есть множество значений, называются многозначными, а слова, с одним значением – однозначными.

II. Движение темы.

  • Толкование многозначных слов.

Слайд № 16

Отгадайте загадку, спишите текст и напишите отгадку:

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются… (иголки).

- В стихотворении говорится об иголках ежиных, сосновых, швейных. А какое значение слова не названо в стихотворении? (Ига патефонная, медицинская, архитектурная – шпиль на здании.)

Слайд № 17

  • Сколько значений у слова кнопка? Растолкуем, записав словосочетания по схеме: «гл. сл. + завис.».

Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка для застёжки (чередование г//ж: застегнуть).

Запомните!

Слова, которые помогают растолковать значение нужного, называются контекстом.

Слайд № 18

  • Запишем более развёрнутый контекст для одного многозначного слова.        Догадайтесь какого.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. (Щелчок мышью) 2 раза

 

- Какое полотно имеет в виду поэт? (Щелчок мышью)

-Какое полотно еще бывает? (Щелчок мышью)

Что общего между железнодорожным полотном и тканью? (Щелчок мышью)  (Ровность, гладкость.) (Щелчок мышью)

Запишем, что еще есть.

 Полотно - это и лента в механизме, конвейере, и художественное полотно – картина. (Щелчок мышью)

Слайд № 19

  • Придумайте предложение со словом полотно в значении «картина». Устно. Конкурс на самое выразительное предложение. (Щелчок мышью).

(Новое полотно Романова вызвало всеобщий интерес: на нем была изображена зимушка-зима.)

  • Загадка (устно).

Слайд № 20

Одно слово я повернула всеми его гранями.

  • То, что можно сложить в неравном бою.
  • То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
  • То, что может заболеть от бессонницы.
  • То, что мы называем началом колонны.
  • Единица счета скота.

Что это за слово? (Щелчок мышью). (Голова.) (Щелчок мышью).

Записываем:

Жить с хорошей головою,

Что с богатой кладовой.

 Обращаем внимание на знаки (запятая) при сравнении. (Щелчок мышью).  В каком значении  употребляется слово голова? (Щелчок мышью).  (Ум.)

А прилагательные бывают многозначными?

III. Лингвистический эксперимент. Описание предмета.

Слайд № 21

    - Проведем лингвистический эксперимент.

- Используя разные прилагательные, попробуйте описать яблоко.

(Учитель демонстрирует).

Слайд № 22

   

 - Теперь посмотрим, какие прилагательные нашёл А.С. Пушкин для описания яблока (объяснительный диктант).

1) И к царевне наливное,

    молодое, золотое,

    Прямо яблочко летит.

2) Оно соку спелого полно,

    Так свежо и так душисто,

    Так румяно — золотисто,

    Будто мёдом налилось!

- Обратите внимание, что полные прилагательные в предложении являются определением, а краткие прилагательные – сказуемым.

 

- Назовите прилагательные, при помощи которых автор передает цвет (молодое, золотое, румяно,  золотисто, наливное), запах (свежо и  душисто).

 - Как называются эти прилагательные (эпитеты).

Слайд № 23

- Обратите внимание на прилагательное свежо. Какое это прилагательное? Однозначное или многозначное? Давайте обратимся к словарю. Прочитайте, какие значения оно имеет.

- А в каком значении употреблено здесь? Щелчок мышью (задание).

- Подберите синонимы к этому прилагательному.

Щелчок мышью. Наиболее подходящие по смыслу прилагательные-синонимы.

(Душисто, чисто, сочно, красочно.)

Слайд № 24

  • Самостоятельная работа.

Интересный глагол завести. Что можно завести? Допишите разъяснение.

Образец: Завели детей в детский сад, т.е.,  ведя, доставили в детский сад мимоходом, по пути.

    Завели собаку, т.е. … (приобрели собаку.)

    Завели песню, т.е. … (запели песню.)

    Завели разговор, т.е.  … (начали разговаривать.)

    Завели мотор, т.е. … (привели в движение, пустили в ход.)

    Завели в тупик, т.е. … (привели к чему-то плохому, нежелательному.)

Слайд № 25

  • Пунктуационный практикум (повторение союзов)

Запишем предложение.

Попугай предложил Слоненку, чтобы они напали на след, но Слоненок испугался, потому что знал: когда нападают, получается драка.

- Знал ли слоненок многозначные слова? Щелчок мышью. Какое многозначное слово он не понял? Щелчок мышью.

(Напасть на след – найти след; напасть на врага – начать драку.)

В этом рассказике остроумно использован каламбур, основанный на знании многозначности слова.

Слайд № 26

- Дам вам словосочетание, на котором можно построить каламбур. Придумайте! Щелчок мышью.

Дать сдачи. Щелчок мышью. (Дам сдачу, но не деньги.)

Щелчок мышью.

Задрать нос. Щелчок мышью. (У тебя, как у лодки, нос задран.)

  • Подытожим урок.

- Сколько значений может иметь слово? (ответы ребят)

 Итак, мы с вами сегодня обратили внимание на то, что многие слова многозначны. А в чем выгода нашего словаря в этом явлении? Человечество экономит нефть, уголь, лес… Не закон ли экономии работает и здесь?

- Ребята, а вы обратили внимание на иллюстрации, использованные на уроке? Прочитали, кто является автором этих картин?

Слайд № 27

- Очень часто на уроках мы используем картины и иллюстрации замечательных, знаменитых русских художников ХII – ХIХ веков. И это, конечно, замечательно, мы приобщаемся к отечественной живописи, у нас появляется уникальная возможность проследить путь развития русского искусства. Но, к сожалению, мы иногда забываем, что и в наше время есть талантливые  художники.

Сегодня на уроке, я продемонстрировала несколько картин нашего современника Романова Романа, который родился в 1966 г. в Сибирском городе Кемерово. Художественное образование получил в  Казанском художественном училище. Здесь же получил и высшее образование. После службы в ВС, где организовал свою первую творческую выставку, занимался промышленным дизайном и автодизайном. С начала XXI в. полностью посвятил себя только живописи.

Картины Романа Романова выставляются не только на наших выставках, но и пользуются огромным спросом и успехом за границей. Его картины в основном продаются за рубеж.

Слайд № 28

  •  Домашнее задание: УПР. 253

1. Прочитайте загадку. Отгадка будет служить названием стихотворения Е. Елубаева.
2. Объясните, почему в этом тексте появляется двойной смысл. Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?

3. Спишите текст без ошибок. Найдите непроверяемые написания в корне. Объясните правописание глаголов.

  • Выставление оценок.

Слайд № 29

  Рефлексия по уроку.
Я на уроке научился…       Мне понравилось…       Я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

Сколько лексических значений имеет слово

Технологическая карта урока...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...