Аттестационная работа "Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Эта работа будет интересна учителям русского языка при выборе форм внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС в основной школе. Здесь приводится в пример технологическая карта внеурочного занятия в 10 классе, пример элективного курса, названия кружков для разных классов. Надеюсь, что мой материал кому-то пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.rar84.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра филологии

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку

 в системе изучения лексики и фразеологии

                                                         Выполнила:

слушательница курсов по программе

«Содержание и методика преподавания русского языка и литературы»

Анаскина Лариса Владимировна,

МОУ СОШ №3 г. Лыткарино

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Крапотина Татьяна Геннадьевна

                                                   Москва, 2014 г.

Оглавление                                              

Стр.

1.Введение………………………………………………………………

3

2.Основная часть:

2.1. Истоки внеурочной деятельности. Значение. Задачи внеурочной деятельности по русскому языку………………………………………..

5

  1. . Методика изучения лексики и фразеологии в школьном курсе ….

8

2.3.Лингвистические  интересы обучающихся. Анализ анкетирования по выявлению уровня знаний обучающихся 5-10 классов по разделу «Лексика и фразеология»………………………………………………….

10

2.4. Пути эффективной организации внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии……………

13

3.Заключение……………………………………………………………….

24

Список литературы …………………………………………………….                                                                        

26

Приложения………………………………………………………………

27

       

    Введение

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться с окружающими и обладает внутренней культурой. Цель  современного образования заключается не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности.

По словам Л.В. Щербы, «привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться грамотно писать в широком смысле слова, т.е. соблюдать орфографические и пунктуационные правила, строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».

Как известно, в век всеобщей компьютеризации и высоких технологий речь носителей языка все более обедняется, становится косноязычной. Речь молодежи особенно изобилует штампами, сленгами, жаргонизмами. А ведь известно, что речь человека выражает его уровень развития.

Задача учителя — приобщить учащихся к богатству русского языка, научить вдумываться в язык, использовать выразительные средства в своей речи. По словам ВВ. Виноградова, лексика и фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений. Фразеологизмы, названные «мудростью в краткой форме», существенно пополняют знания школьников, расширяют представления о словарном запасе русского языка, обогащают их речь. С их помощью можно кратко, метко, образно выразить свои мысли и чувства. Эти готовые словесные формулы, являющиеся жемчужинами коллективного и индивидуального творчества, служат, по словам АС. Пушкина, «живописными способами выражаться».

В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии. В настоящее время такая деятельность в школе организована не на должном уровне. Хорошо организованная и систематическая работа во внеурочное время по изучению лексики и фразеологии дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка,  которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеурочных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся, для привития речевых умений и навыков, развития творческих способностей создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеурочных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, источниками информации. 
      Объект исследования: содержание внеурочной деятельности по русскому языку в аспекте изучения лексики и фразеологии.

  Цель исследования: рассмотреть значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии.

Методы исследования:  анализ методической литературы по теме исследования; анкетирование.

     Задачи:

- теоретически обосновать поставленную проблему;

- проанализировать методическую литературу по теме исследования;

- выявить наиболее интересные формы работы во внеурочной деятельности в системе изучения лексики и фразеологии;

- проанализировать уровень знаний обучающихся 5-10 классов по разделу «Лексика и фразеология»;

- предложить систему работы учителей русского языка во внеурочное время  по изучению лексики и фразеологии  в 5-10 классах.

      Гипотеза заключается в следующем: если в процессе обучения курса русского языка использовать предлагаемые формы работы, то это позволит значительно обогатить и активизировать словарный и фразеологический запас учащихся, приобщить их к богатству русского языка.

      Новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций  эффективной организации внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии.

2.Основная часть

  1. Истоки внеурочной деятельности. Значение. Задачи внеурочной деятельности по русскому языку.

Истоки внеурочной деятельности как формы углубленного изучения предмета восходят к литературным собраниям (XVII в.) в дворянских пансионах и учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы.

Существует следующая закономерность: если периоды политической реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеурочная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета, творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитра форм внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями, диспутами, играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция комплексного использования многообразных форм внеурочной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов – кружков, клубов, музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы.

Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на совершенствование программ и самого процесса изучения русского языка в школе, внеурочная работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?»

Внеурочная деятельность позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеурочная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» – будь то КВН, лингвистический турнир, выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Наконец, во внеурочной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеурочной деятельности в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеурочная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации.

Необходимость проведения внеурочных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П. Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме. В опыте передовых школ внеурочная деятельность рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Внеурочной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его структуры – естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык – высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить следующим высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку. Внеурочная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в каникулярное время (например, олимпиада). Урочная и внеурочная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Обычно внеурочная работа тесно связана с уроком, но она, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеурочной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеурочные занятия.

Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеурочных занятий по русскому языку – подготовить учащимся, грамотных в широком смысле слова, - совпадает, внеурочная деятельность имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.

Задачи:

- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный материал;

- совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;

- расширять лингвистический кругозор школьников;

- воспитывать языковое чутье;

- развивать творческие возможности;

- повышать общую языковую культуру учащихся;

- развивать и совершенствовать психологические качества школьников:

 любознательность, активность, волю, самостоятельность в

 приобретении знаний;

- выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также

 воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеурочной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Таким образом, внеурочная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.

2.2 Методика изучения лексики и фразеологии в школьном курсе

Лексика и фразеология изучается в школе с 1970 г. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеурочную работу.

Изучение лексики и фразеологии в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.

Познавательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основали знание о лексике и фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. При формировании у детей научного мировоззрения знания по лексике и фразеологии играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации), связи языка с жизнью общества, изменений, происходящих в языке, роли русского языка в современном мире.

Практические цели изучения лексики и фразеологии — формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся.

Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи.

При изучении лексики и фразеологии формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения.

Учащиеся должны уметь:

1) Отличать лексическое значение (в слове и во фразеологизме) от грамматического;

2) Толковать лексическое значение известных им слов и фразеологизмов;

З) Определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;

4) Находить в контексте изученные лексические и фразеологические явления;

5) Подбирать изученные лексические явления и фразеологизмы;

б) Группировать изученные лексические явления и фразеологизмы;

7) Пользоваться различными типами толковых словарей.

Лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений;

1. Общих при изучении каждого лексического понятия;

2. Частных, специфичных для каждого лексического явления.

В изучения лексики и фразеологии в современной школе используются следующие средства обучения: учебник; таблицы и раздаточный материал; карточки; видео презентации; толковые словари. В целом они составляют необходимый комплекс. Лишь совокупное их применение учителем способно обеспечить реализацию задач, поставленных в связи с изучением лексики и фразеологии в школе.

В результате работы по лексике и фразеологии учащиеся должны знать (в соответствии с познавательными и практическими задачами их изучения):

- что изучается в лексике и фразеологии (слова и фразеологизмы русского языка; лексическое значение слова, лексическое значение фразеологизма; группы слов по значению, употреблению и происхождению);

- назначение слова в языке; функции слова и фразеологизма в языке; назначения в языке многозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов, фразеологических единиц;

- причины устаревания имеющихся слов и появления новых слов;

- формулировки определений лексического значения слова, однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов, фразеологических словарей;

- виды и назначение толковых словарей; строение словарей, статьи толкового и фразеологического словарей.

В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:

- толковать лексические значения известных слов;

- узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте (в словосочетании, предложении, в тексте);

- находить в тексте слова с переносным значением, синонимы, антонимы,  диалектные и профессиональные слова, устаревшие слова;

- в определенных случаях определять изобразительно-выразительную роль в текстах разных стилей слов с переносным значением, синонимов, антонимов, диалектных, профессиональных и устаревших слов, неологизмов;

- употреблять в речи в необходимых случаях изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением, фразеологизмы;

- пользоваться толковыми словарями разных типов.

2.3 Лингвистические  интересы обучающихся. Анализ анкетирования по выявлению уровня знаний обучающихся 5-10 классов по разделу «Лексика и фразеология».

Говоря о развитии у школьников интереса к русскому языку, об определении содержания внеурочной работы, нельзя не учитывать того, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их прежде всего, почему они обходят стороной некоторые вопросы, важные с точки зрения взрослого.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные и непрограммные разделы. Сравнивая стабильность интересов учащихся к этим разделам, можно отметить ряд особенностей.

От класса к классу растет число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они в основном сосредоточены вокруг следующих тем раздела «Лексика и фразеология». В МОУ СОШ №3 г. Лыткарино Московской области было проведено анкетирование по выявлению уровня знаний обучающихся 5-10 классов по разделу «Лексика и фразеология». (См. Приложение №1) Результаты:

Вопросы

5 а

6 а,6б

7 а

8а,8б

9а,9б

10а

Что подразумевается под словом «Лексика»?

Знают – 21%

Знают – 75%

Знают – 68%

Знают – 65%

Знают – 65%

Знают – 80%

Фразеологизмы – это….

(точное определение)

Знают – 3%

Знают – 60%

Знают – 52%

Знают – 52%

Знают – 50%

Знают – 50%

Какие фразеологизмы  вам известны? (точно назвали 3 и более)

1%

15%

15%

13%

33%

40%

Вам интересно узнавать  значение новых слов и выражений? Откуда вы берете сведения?

Учебник – 95%, учитель – 95%, интернет – 63%

Учитель – 90%, учебник – 100%, интернет – 75%, словарь – 53%

Учебник – 68%, интернет – 95%, учитель – 60%, словарь – 23%.

Интернет -100%, учебник – 39%, учитель – 52%.

Интернет -100%, словарь – 65%, учитель – 33%.

Словарь – 80%, интернет – 80%, из общения – 80%.

Какие знания из раздела «Лексика и фразеология» вам понадобятся в жизни и где?

Знают и понимают – 9%

Знают и понимают – 15%

Будущая работа, написание сочинений

Для общего выражения мыслей, в дальнейшей работе, для написания сочинений

Для увеличения словарного запаса, в дальнейшей работе, написание сочинений

В будущей профессии, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

Подобрать пары фразеологизмов – синонимов и антонимов, употребляемых в разговорной речи.

Смогли выполнить – 0%

Смогли выполнить – 15%

Смогли выполнить – 8%

Смогли выполнить –13%

Смогли выполнить –17%

Смогли выполнить – 20%

Проанализировав ответы обучающихся 5-10 классов нашей школы, мы пришли к выводу, что обучающиеся на среднем уровне знают термины, значение фразеологизмов; в большинстве своем не могут подбирать пары фразеологизмов синонимов – антонимов; понимают, что знания из раздела «Лексика и фразеология» им понадобятся в дальнейшем. Анкетирование и дальнейшая беседа с учащимися показали, что интерес к изучению лексики и фразеологии очень большой. Детей интересует:

- словарное богатство современного русского языка (5-10 классы);

- однозначность  и многозначность слов (5-6 классы);

- история и значение фразеологизмов (8-10 классы);

- происхождение лексики русского языка (исконно – русские слова, старославянизмы, заимствованные слова, диалектная и специальная лексика) (9-10 классы);

- иноязычная лексика русского языка (10 классы);

- общественно-политическая лексика (10 классы).

В рамках урочной деятельности очень сложно удовлетворить запросы обучающихся по данному направлению. Внеурочная работа, по нашему мнению, способна ликвидировать пробелы в знаниях учащихся и удовлетворить их потребности. Такими направлениями и являются, на наш взгляд, указанные выше темы лингвистических интересов школьников, то есть те разделы, которые широко и многосторонне связаны с внеязыковым материалом.

Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей, изучение нашего языка за рубежом – все это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатство, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у учащихся.

          2.4. Пути эффективной организации внеурочной деятельности в системе изучения лексики и фразеологии.

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеурочная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеурочной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурс, экскурсия, школьный вечер… Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие» [9, C.20]. Фактором развития, формирования прочных умений и навыков могут быть лишь системные воздействия.

В связи с вышесказанным, необходимо рассмотреть каким же образом в многообразии видов и форм внеурочной работы обнаружить внутреннее единство, как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к русскому языку в частности к изучению лексики и фразеологии, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в мир слов.

Выстраивая собственную систему внеурочной деятельности, каждый учитель должен помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам деятельности. В 30-е гг. Л.С. Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» [7, C.8]. Определенный вид деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. Процесс этот объективен. Тот вид деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту.

В условиях педагогически организованной внеурочной деятельности различные виды внеурочной работы реализуются в определенных формах.

Школьников 5-6 классов особенно привлекает игра. Ученики данного возраста отдают предпочтение сложно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам лингвистических сказок, стихов), играм-фантазиям. Особенности интересов младшего подростка - большая осознанность, устойчивость, активность, действенность, намечающаяся избирательность – должны учитываться при организации внеклассной работы в этом звене. Этими особенностями обусловлен и выбор новых форм проведения занятий, приемов подачи материала, заданий для учащихся. На данном этапе важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтения массовых форм работы, непродолжительных по времени, и учета индивидуальных особенностей учеников, разнообразия форм занятий и гибкости их использования. В 7-9 классах спектр форм познавательной деятельности значительно расширяется - обсуждение выставок, экскурсии, конференции, устные журналы, турниры знатоков, элективные курсы, тематические вечера.

В старшей школе предпочтение отдается проектно – исследовательской деятельности, научным конференциям, на которых основное внимание обращается на   явления, происходящие в русском языке в настоящее время, в том числе к фактам, свидетельствующим о порче языка (неверное ударение в словах, произношение, словоупотребление, ненормативные синтаксические конструкции). Представляют интерес появляющиеся в настоящее время в печати, в передачах по радио и телевидению, в устной речи фразеологические сочетания типа оздоровить общество, теневая экономика, терминологические сочетания, отражающие происходящие в обществе процессы: рыночная система. Такие наблюдения развивают чуткость к языковой норме и нарушениям нормы, к новому в языке, к слову точному, яркому, выразительному и речевому штампу. Обработка, классификация, анализ собранного материала развивают лингвистическое мышление.      

 Результатом наблюдений над языковой средой должно явиться убеждение учащихся в том, что русский язык, его лексика в настоящее время бурно развиваются, возвращается к жизни мощный слой исконно русской лексики, появляется много заимствований, вызванных усилившейся интернационализацией русского языка, что много заимствований ненужных, которые не следует поддерживать, что в настоящее время активизируется грубая, вульгарная лексика, которой должен быть поставлен заслон.

   Работа с терминами потребует широких межпредметных связей, использования современных публицистических, научно-популярных текстов, участия всех учителей, занятых в данном классе. Необходимо использовать лексику, связанную с профессиями родителей учащихся, где тоже находят отражение процессы, происходящие в обществе, на производстве, в экономике.

      Учащимся, проявляющим устойчивый интерес к языку, следует предложить задания исследовательского характера. Таковым явится, например, наблюдение над процессом обновления лексики русского языка на современном этапе. Одни, используя газеты, радио, рекламу, могут подобрать интересный материал и подготовить сообщение о лексических неологизмах, заимствованиях из других языков, преимущественно из английского; другие — материал и сообщение о семантических неологизмах, приобретении некоторыми словами нового значения; третьи соберут материал о возрождении, активизации слов, почти вышедших из употребления; четвертые займутся словами, переходящими в настоящее время в разряд архаизмов или пассивной лексики. Обобщение и анализ собранных материалов послужат хорошей формой повторения раздела лексики, средством развития речи учащихся, их лингвистического мышления.

      Важно, чтобы лексические упражнения имели выход в речевую практику учащихся, чтобы омонимичные, например, слова (ключевой, правый; жать, тушить; мрак, свет) или синонимичные, антонимичные, многозначные не просто выявлялись в готовом тексте, а использовались учащимися, а их омонимичность, синонимичность и т. д. подтверждалась словосочетаниями, предложениями, микротекстами.

      Учащиеся должны четко различать прямое лексическое значение слова (как его предметно-вещественное содержание, таких значений в слове может быть несколько), переносное значение (называние предмета, действия, признака через несущественные признаки другого предмета, действия, признака), чаще всего зависящее от контекста и имеющее стилистическую окраску, и значение грамматическое; знать толковые словари и уметь ими пользоваться, хорошо знать структуру словарной статьи в данном словаре. В этом отношении полезными окажутся следующие виды работы:

      а) сопоставление толкования слова в разных словарях. Дается, например, задание сопоставить значение слова счастье в словаре В. Даля и в одном из современных толковых словарей. Сопоставив толкования, учащийся выражает свое согласие или несогласие с теми или иными элементами толкования и выражает свое собственное мнение о счастье. Результатом систематической работы по сопоставлению словарных статей и выражению собственных суждений о значении слова являются сочинения-этюды типа рассуждения о конкретных словах. Для этого используются слова, значение которых или оттенки значения, стилистическая окраска в разные исторические периоды воспринимались по-разному, что и запечатлено в словарях. Таковы, например, слова душа, Бог, совесть, благо, святой, грех, милосердие;

      б) составление словарной статьи, раскрытие прямого, первичного значения слова. Для этого сначала берутся слова, хорошо знакомые учащимся, но представляющие трудность для их толкования, создания непротиворечивого текста словарной статьи, раскрывающей их значение (дом, изба, палатка, здание), потом слова, значение которых учащиеся представляют смутно или же понимают их по-разному(свобода, мир, завет, духовность), наконец, слова, для раскрытия значения которых придется обращаться к словарям (иерархия, сентенция, факс, виртуальный); при этом формулировка учащегося не должна в точности дублировать статью словаря, в ней непременно должен быть элемент авторства — переформулирования, сокращения, дополнения, обогащения самостоятельно подобранными примерами;

      в) интересна словарная работа, связанная с многозначностью слова, с его переносным значением: употребите слова (например, воля, свобода, спутник) в разных значениях, в скобках дайте определение каждого из значений; определите переносное значение слов (болезнь, дань, дебри, дебют, озарить и др.), в скобках приведите примеры, подтверждающие перенос значения;

      г) задания по установлению этимологической связи между словами: узы — узел — союз; порт — портфель — экспорт;

      д) составление словарной статьи, характеризующей и иллюстрирующей как лексические значения слова, прямые и переносные, так и грамматические. Берутся слова, над которыми надо подумать, например: дисгармония, клавиатура, оковы, иерарх.

      В настоящее время меняется отношение к фразеологии в широком ее понимании. Идиомы, фразеологические обороты, пословицы и поговорки, крылатые слова, формулы речевого этикета — это то, что наиболее ярко отражает национальную специфику языка и при изучении, повторении большинства тем должно найти свое место на уроке. Фразеологический материал может быть и предметом для изучения, и дидактическим материалом при повторении лексико-грамматических тем, и элементом текста для художественно-стилистического анализа, и материалом для наблюдения, выходящим за пределы русского языка и литературы.

В качестве примеров для организации внеурочной работы по изучению лексики и фразеологии можно предложить следующие формы творческой ориентации:

5-6 классы        

- Сочинение очерков, заметок в газету.        

- Оформление лингвистических бюллетеней, газет.        

- Тематические кружки (Кружок культуры речи. Кружок любителей лексики и фразеологии. Кружок юных корреспондентов…).

- Внеурочные мероприятия в рамках декады русского языка: устный журнал «Кириллица как источник русской фразеологии», викторина «Из истории слов», беседа «Неизвестное об известном».

- Утренник «Путешествие в страну фразеологию».

- Репортажи.        Оформление рукописных журналов.

- Исследовательские проекты по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Исконно-русские фразеологизмы»,         «Заимствованные фразеологизмы», «Значение фразеологизмов».

7- 9 классы         

- Конференция любителей лексики и фразеологии. Выступления         с докладами и  проектами: «Слово как элемент лексической системы», «Слово, предмет, понятие», «Лексическое значение как комбинация сем», «Внутренняя форма, или мотивировка слова», «Фразеология в нашей жизни».

-Внеурочные мероприятия в рамках декады русского языка: лингвистический КВН по теме «Фразеология», викторина по фразеологии, конкурс лингвистических газет, лингвистический вечер «Фразеологические загадки», лингвистический вечер «Братковский язык», тематический вечер «Имена собственные».

- Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»

10-11 классы

- Конкурс проектов «Современная общественно-политическая лексика»;        

- Конференции на темы: «Особенности поэтической лексики», «Заимствованная лексика. За и против.»

В соответствующий определенному классу раздел внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в 7- 9 классах использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеурочной деятельности, выбора учителем более целесообразной из них.

Возникает закономерный вопрос: «Как привлечь учащихся к участию во внеурочной работе? С чего начать?». Интерес к внеурочной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Все зависит от творчества руководителя и знания им эффективных условий организации урочной деятельности.

Рассмотрим некоторые формы организации внеурочной работы по изучению лексики и фразеологии.

Ведущей формой работы со школьниками является кружок. Называется он, обычно, кружками занимательного языкознания.

Эффективность работы кружка в значительной степени определяется тем, что занятия в нем ведутся систематически, по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся. Работа в кружке ведется таким образом, чтобы между работой кружков разных классов соблюдалась определенная преемственность, а в содержании и видах работы – общедидактический принцип перехода от простого к сложному.

Опыт показал, что созданию кружка должен предшествовать подготовительный этап, во время которого со школьниками проводятся беседы, для них устраиваются выставки, выпускаются газеты и бюллетени и т.п. Затем выбирается конкретное направление кружковой деятельности. Это могут быть кружки с разноплановой тематикой.

В качестве примера можно привести  кружок «В мире фразеологизмов» (5 - 6 класс). Он направлен на развитие коммуникативной и познавательной активности обучающихся, их кругозора и мышления и создание условий для самореализации школьников. Цель – научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной и письменной речи. Задачами кружка являются: пробудить интерес учащихся к фразеологии; научить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распознавать фразеологизмы в тексте; усваивать смысловые значения фразеологизмов; отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;

обогатить словарный запас учащихся. Занятия  способствуют повышению интеллектуального уровня школьников при изучении лингвокультурологии, воспитывают чувство уважения к русскому языку. В результате изучения курса "В мире фразеологизмов" учащиеся научатся отличать фразеологические обороты от свободного сочетания слов; узнают  тематические группы фразеологизмов;  признаки фразеологизмов; грамматическое строение фразеологических оборотов; многозначность, синонимию и антонимию в кругу фразеологических оборотов; происхождение фразеологизмов современного русского языка; нормы употребления фразеологизмов в речи. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попытаются разгадать языковые секреты фразеологизмов. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся в овладении орфографической и пунктуационной грамотностью.

Для занятий в кружке можно брать все, что может говорить о богатстве русского языка. Работа в кружке способствует развитию чувства языка и обогащению словарного запаса.

Собранный кружковцами материал можно использовать на уроках русского языка при организации словарной работы, передать в научные учреждения, ведущие соответствующую работу по изучению словаря русского языка и диалектов.

Примерное  планирование тем кружка «В мире фразеологизмов»

п/п

Раздел, тема

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.

Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению

Имя существительное в составе фразеологических оборотов

Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов

Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов

Многозначность фразеологизмов.

Фразеологизмы – синонимы

Фразеологизмы - антонимы

Фразеологические словари.

Словари синонимов, антонимов, омонимов, профессиональных, диалектных слов.

Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы.

Источники исконно русских фразеологизмов:

Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка.

Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков.

Группы фразеологизмов по значению

Стилистическая характеристика фразеологизмов

Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты

Сочетаемость фразеологизмов

Следующей формой внеурочной работы по изучению лексики и фразеологии  является проектная деятельность. Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.

Например, в 6 -7 классах можно предложить тему проекта: «Фразеологизмы в нашей жизни» по группам: 1 – Библия, 2 – художественная литература, 3 группа – публицистика, 4 группа – разговорная речь. Данный проект поможет обучающимся научиться доступно и наглядно излагать сложный теоретический материал, пользоваться словарями, обогащать свою речь фразеологизмами и правильно употреблять их, самостоятельно строить высказывания, включающие фразеологизмы.

 Цель проекта:

1.Создание условий для формирования у обучающихся навыков употребления фразеологизмов в речи.

2.Приобретение обучающимися навыков самостоятельной работы по получению знаний, по освоению навыков работы в команде

Задачи проекта:

1. Формировать умение работать с информацией.

2.Способствовать формированию у обучающихся качеств, необходимых личности в XXI веке.

В результате проделанной работы учащиеся делают следующие выводы: в тексте Библии фразеологические обороты встречаются довольно часто. Это связано с тем, что книга, адресованная всем людям, была написана так, что стала близка и понятна им, впитала в себя народную мудрость и образность народной речи, фразеологические обороты так емко и точно передали многие жизненные ситуации, что употребляются в народной речи не одно тысячелетие

В художественных произведениях писатели используют фразеологические обороты чаще в речи героев. В произведениях художественной литературы авторы употребляют фразеологические обороты с целью:

1. Эмоциональной окраски речи героев.

2. Яркой передачи действий героев, их внешности, поведения, характера.

В газетах фразеологизмы употребляются в статьях публицистического характера, либо в письмах читателей.

Фразеологизмы и фразеологические обороты очень часто встречаются в живой разговорной речи у представителей старшего поколения. Они хорошо понимают лексическое значение употребляемых оборотов. Для них «фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани повествования своеобразную, неповторимую расцветку и блеск» (профессор А.И.Ефимов).

В результате проектной деятельности обучающиеся выпускают буклет, адресованный школьникам и родителям. В буклете представлена информация, собранная учащимися о фразеологизмах и доказывающая популярность их в речи.

В 10-11 классах в рамках исследовательской конференции можно предложить проект «Современная общественно-политическая лексика». Учащиеся, используя анализ соцопроса, групповой отчет, электронный словарь создают  словари современной общественно-политической лексики: экономическая сфера (1 группа), политическая сфера (2 группа), профессии (3 группа) (См. Приложение №2).

Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет значительно разнообразить, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Следует отметить такие мероприятия: «Праздник словарей», «Путешествие в страну Фразеология».

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие в страну Фразеология» проводится с участием детей 5-7 классов. Путешествуя от станции к станции, дети отгадывают задания, размещённые на слайдах.

Важную роль для реализации целей мероприятия играют иллюстрации и фотографии, которые развивают творческое воображение учащихся.

В презентации используется эффект анимации, для акцентирования внимания служат изменения цвета, шрифта.

Широко используется ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Пример проекта ученика 6а класса Мозгового И. «Происхождение фразеологизмов» (Приложение 4).

Таким образом, использование компьютерных технологий в современной школе - это не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Они не вытесняют традиционные методы и приемы преподавания русского языка и литературы, а приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.

Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии в 8-9 классах является элективный курс «Лексика и фразеология русского языка».

Цели курса: познакомить учащихся с лексическими понятиями и категориями и уже на ином уровне вести дальнейшую работу над освоением словарного богатства русского языка; развивать навыки восприятия в контексте различных смысловых и стилистических оттенков слов, умения глубоко осваивать словарный состав произведения и лучше понимать содержание произведения, его идейную направленность и систему образных средств; органически связать преподавание русского языка и литературы.

Задачи:   создание атмосферы сотрудничества, умения работать в команде; активизация деятельности каждого ученика, его творческой самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда; воспитание интереса к изучению русского языка; повышение роли знаний как инструмента для решения практических задач; формирование эстетического вкуса, желания обогатить словарно - фразеологический запас;

развитие средствами курса уважение к труду ученых- исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка; формирование профессионального интереса к лингвистике как науке. Предполагается, что, усвоив программу элективного курса, учащиеся будут иметь опыт:

  •  нахождения изучаемого явления в контексте;
  •  выбора изучаемых явлений из словарей;
  •  подбора примеров по памяти;
  •  определения классификационной группы изучаемого явления;
  •  группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;
  •  лексико-фразеологического разбора текста;
  •  определения изучаемого явления в тексте;
  •  cоставления контекстов с включением изученных явлений;
  •  выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка

   в соответствии с идейным замыслом, авторской позицией;

  •  проведения дискуссии;
  •  выступления с докладами;

 организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, прогнозирования развития диалога.  

Программа элективного курса  «Лексика и фразеология русского языка» (8-9 классы) ( Приложение №3).

В этом параграфе мною представлены лишь те формы внеурочной работы, которые я апробировала на практике, и, проанализировав литературу по теме исследования, постаралась выявить оптимальные условия организации этих форм внеклассной работы.

3. Заключение

Анализ методической литературы по теме работы и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении внеурочной работы по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии в современной школе актуален и значим на сегодняшний день. Новый ФГОС ООО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся (основное  общее образование)– свидетельство интереса к этой форме углубленного изучения русского языка и масштабности внеурочной работы. В педагогической литературе внеурочная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Применение на практике традиционных и новых форм внеурочной деятельности, экспериментальные данные убеждают, что не подлежит сомнению та огромная польза, которую приносят учащимся занятия по лексике и фразеологии. Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой, внеурочная работа помогает детям успешнее учиться, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли, воспитания у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Из опыта организации внеурочной работы можно сделать вывод, что уже после первого занятия дети с нетерпением ждут второго, а если второе удалось – продолжения. На занятия начинают ходить и те школьники, кто и слышать ничего не хотел о русском языке, а теперь перед ними открылся этот волшебный и заманчивый мир русского слова.

В ходе достижения цели исследования, решения поставленных задач были выявлены объективные проблемы организации внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии. Руководство языковым развитием детей требует от учителя высокого мастерства, широчайшей филологической культуры. Личность учителя играет очень существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий. Вспомним известные слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее то, сколько бы ты ни заставлял учить ее, наука не проведет воспитательного влияния».

Вместе с тем при организации внеурочной работы по русскому языку многие учителя испытывают большие трудности: одни из них не знают с чего начать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики внеурочной деятельности, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Последнее, пожалуй, является главной причиной того, что у многих учителей внеурочная работа по изучению лексики и фразеологии не удается. Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов;  учитывать  конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеурочной работы по русскому языку и литературе не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.

Список литературы

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967. – 288 С.
  2. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Баранов М.Т. Методика лексики / Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – 2-е изд. – М., 1983
  4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.
  6. Введенская Л. А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (VII - VIII кл.) Пособие для учащихся. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.
  8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.
  9. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271].
  11. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980. – 208 С.
  12. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.
  13. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

Приложение №1

  1. Что подразумевается под словом «Лексика»?
  2. Фразеологизмы -  это
  3. Какие фразеологизмы  вам известны?
  4. Вам интересно узнавать  значение новых слов и выражений? Откуда вы берете сведения?
  5. Какие знания из раздела «Лексика и фразеология» вам понадобятся в жизни и где?
  6. Подобрать пары фразеологизмов – синонимов и антонимов, употребляемых в разговорной речи. Записать речевые ситуации, в которых эти фразеологизмы уместны.

Приложение №2

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку в 10 классе

Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс 10

Тема занятия

Разработка проекта «Современная общественно-политическая лексика»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- проанализировать СМИ для определения наиболее употребляемых иноязычных слов;

- провести социологический опрос;

- распределить слова по тематическим группам, составить словарные статьи;

- публично представить проект

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные УУД:

- умение проводить наблюдение и эксперимент, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осуществлять рефлексию способов и условий действия;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.

-формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Цель проекта

создать  словарь современной общественно-политической лексики.

Используемые технологии

 ИКТ, групповая

Ведущая деятельность:

поисковая, исследовательская, творческая

 Форма организации учащихся

групповая работа

Ресурсы, используемые на занятии

Анализ соцопроса, групповой отчет, электронный словарь

 

Техническое оснащение:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мобилизующий этап

Познавательные

Умение делать умозаключения  на основе полученной информации

Коммуникативные

Умение строить монологическое контекстное высказывание

Регулятивные

Мобилизация сил и энергии, волевое усилие

Создает эмоциональный настрой на творческую, исследовательскую деятельность

Выполняя  предложенное учителем задание поискового характера, определяют тему проекта: «Современная общественно-политическая лексика»

Строят понятные для собеседника высказывания

Саморегуляция

2.Проблематизация

Познавательные

Умение формулировать проблему, находить способы ее решения

Коммуникативные

Умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов

Регулятивные

Мобилизация сил и энергии, волевое усилие

Организовывает погружение в проблему.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему: как облегчить изучение иноязычных слов в школе?

Строят понятные для собеседника высказывания

Саморегуляция

3.Целеполагание

Познавательные

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные

Умение вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные

Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Создает условия для постановки целей и задач проекта

Анализируют условия создания проекта и определяют цель – создание электронного словаря общественно-политической лексики

Участвуют в обсуждении целей и задач проекта

Самостоятельно формулируют цели и задачи проекта

4.Планирование и подготовка продукта

Познавательные

Умение проводить наблюдение и эксперимент, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Регулятивные

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и обсуждение учебных задач

Обсуждают структуру, содержание, дизайн словаря, готовят макет

Формулируют собственное мнение и позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осуществляют планирование, прогнозирование, коррекцию своей деятельности

5. Защита проекта. Презентация продукта

Познавательные

Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы над проектом

Коммуникативные

Умение полно и точно  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

Умение осуществлять контроль и саморегуляцию

Организует выступление творческих групп

Представляют макет электронного словаря

Выступают перед одноклассниками, представляя результат групповой работы

Осуществляют контроль и самоконтроль

6. Оценивание и рефлексия

Познавательные

Умение осуществлять рефлексию способов и условий действия

Коммуникативные

Умение применять основы коммуникативной рефлексии

Регулятивные

Умение осуществлять оценивание своей деятельности

Организует оценивание

Анализируют результаты

Оценивают выступления одноклассников

Оценивают собственную работу

Приложение 3

                         Содержание программы элективного курса  

                            «Лексика и фразеология русского языка» (8-9 классы)

1. Введение.

    Словарное и фразеологическое богатство русского языка. (1ч.)

    Данная тема в элективном курсе, к изучению которого приступают учащиеся очень важно, так как ею закладывается общее представление о богатстве слов и фразеологизмов русского языка.

2. Словарная система русского языка. (12ч.)

    В этом разделе курса рассматривается слово, его лексическое значение.

Основной подход в изучении лексикологии – рассмотрение словарного

состава с точки зрения стилистического использования и назначения в речи. Предлагаемые школьникам задания представляют собой систему работ по развитию речи.

В результате изучения раздела учащиеся должны:

  •   знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова,  

    задачи лексикологии,  ее разделы, объединенные группы слов (омонимы,

    паронимы, синонимы, антонимы, антитезу, оксюморон, многозначные

    слова), лингвистические словари;

  •   уметь определять в контексте лексическое значение слова,

     находить многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы,

    антитезу, оксюморон.

3. Происхождение и употребление слов современного русского        

    литературного языка. (10ч.)

    В данном разделе элективного курса изучается словарный состав русского литературного языка с точки зрения происхождения (исконно русские и иноязычные) и употребления (литературные и диалектные слова, общеупотребительные и профессиональные, устаревшие и новые слова).

Изучение словарного состава русского литературного языка расширяет знания учащихся о группах иноязычных  и исконно русских слов, о постепенности вхождения иноязычных слов в лексическую систему литературного языка.  

В результате изучения материала учащиеся должны:

  •    знать причины исторических изменений в лексике русского литературного

     языка; группы слов русского литературного языка по происхождению и

     употреблению; определения лексикологических понятий;

  •    уметь находить в словарях справки о происхождении и употреблении cлова; производить

    лексический разбор ; объяснять роль тех или иных ограниченно употребляемых слов в

    контексте.                                                    

4. Фразеология русского языка.(11ч.)

В учебном курсе «Русский язык» фразеологии уделено мало внимания. Это потребовало ввести в элективный курс важнейшие понятия фразеологии. В результате изучения раздела учащиеся должны:  

  •    знать  место фразеологии в общей системе языка, основные признаки   фразеологизмов,

     группы фразеологизмов, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в

     речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные словари и  

     справочники;

  •    уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в

    предложении , в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов,

    использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться

    фразеологическими словарями и справочниками.  

5.  Заключительное повторение по всему курсу.(1ч.)     

                 Тематическое планирование элективного курса

                      « Лексика и фразеология русского языка».

                 Наименование раздела. Тема урока.

Колич.

 часов.

1.

Введение. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

       1

 

Словарная система русского языка.

      12

2.

Слово как единица языка.

       1

3.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений.

       1

4.

Связь между значениями слова. Многозначные слова -   явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

       1

5.

Омонимы и похожие на них языковые явления  (омоформы,

омографы, омофоны). Омонимы в художественной литературе. Словари омонимов.

      1

6.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

      1

7.

Идеографические синонимы. Словари синонимов.

      1

8.

Стилистические синонимы.

      1

9.

Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

      1

10.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и антонимы.

      1

11.

Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

      1

12.

Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов. 

      1

13.

Зачет по разделу: «Словарная система русского языка».

      1

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

     10

14.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские слова.

      1

15.

Иноязычные слова в русском литературном языке.

      2

16.

Старославянизмы в составе русского литературного языка.

      1

17.

Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.

      1

18.

Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.

      1

19.

Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.

      1

20.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

      1

21.

Неологизмы.

      1

22.

Зачет по разделу: «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка».

      1

Фразеология русского языка.

     11

23.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеология и его признаки. Фразеологические словари и справочники.

      1

24.

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

      1

25.

Грамматическое строение фразеологизмов.

      1

26.

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.

      1

27.

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.

      1

28.

Синонимия и антонимия фразеологизмов.

      1

29.

Семинарское занятие по теме: «Системность фразеологизмов русского языка».

      1

30.

Употребление фразеологизмов в речи. Образность фразеологизмов. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

      1

31.

 Авторское изменение фразеологизмов. Образование фразеологизмов.

      1

32.

Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.

      1

33.

Обобщающее повторение по разделу: « Фразеология русского языка». Проверочная работа.

      1

34.

Заключительное повторение по всему курсу: «Лексика и фразеология русского языка».

      1

Приложение 4

Презентация проекта «Происхождение фразеологизмов» (Мозговой И., 6 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок русского языка на тему "Лексика и фразеология"...

Конспект урока русского языка по теме "Лексика и Фразеология"

Данную разработку  можно использовать  как в классной, так и во внеклассной деятельности. Урок поможет повторить материал из раздела «Фразеология» и «Лексика». В увлекательной, ненавяз...

Контрольная работа по русскому языку 6 класс "Лексика и фразеология"

Материал контрольной работы по русскому языку для учеников 6 класса...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. Лексика и фразеология". 6 класс

Программа курса дополнительнго оьразования "Русская словесность. Культура речи. Лексика и фразеология". 6 класс...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Место внеурочной деятельности в системе школьного образования

Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым   взглядом на образовательные резул...

Курс внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...