Конспект урока русского языка в 6 классе "Описание внешности "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Вишнякова Марина Николаевна

Урок-проект по теме "Описание внешности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_6_klasse.docx34.04 КБ
Office presentation icon konkursnyy_urok_shaygovo.ppt683.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 6 классе.

Разработала: учитель русского языка и литературы Вишнякова Марина

Николаевна.

Тема урока: Описание внешности человека

Тип урока: урок изучения нового, формирования и систематизации знаний, выработка умений и навыков.

Вид урока: урок с применением групповой формы работы.

Технология: личностно-ориентированная; проектный метод

Цели урока:

  • Формирование умения учащихся находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения
  • Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
  • Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
  • Межпредметные связи: связь литературы с уроками развития речи.
  • Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: научить учащихся работать с дополнительным материалом и использовать его в качестве инструкции.
  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, внимание и уважение к окружающим людям, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
  • Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Коммуникативные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, творческий

Методы и приемы познавательной активности учащихся: нестандартный урок, соревновательный момент, метод проектов, метод удивления

Ход урока

1. Беседа.

  • Ребята, сегодня утром, когда вы шли в школу, что вы видели по дороге?
  • А кого вы видели?
  • А кто из вас обратил внимание на лица людей, спешащих по своим делам? Что вы можете о них сказать?
  • Скажите, а смотрели ли вы сегодня в глаза своим одноклассникам, учителям?
  • Наверное, редко кто из вас заметил печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы разучились смотреть друг другу в глаза...

Поэтому сегодня разговор у нас пойдет о внешности человека, который, думаю, поможет вам быть более наблюдательными и внимательными к людям, замечать слезы в глазах у бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Вы должны научиться постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

2,Викторина.

  • На уроках литературы вы познакомились со многими литературными героями.
  • Определите, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках?
  • Какие элементы внешности использованы авторами при описании героев?

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда... Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава.

Выступает, будто пава,

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчит».

  • Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
  • Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...
  • Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется... На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка.

«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»

На доске предложение:

«Глаза - зеркало души»

Учащиеся записывают его в тетради.

  • Обратите внимание на это высказывание. Глаза - самая выразительная деталь на лице.

Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие были глаза у моего случайного собеседника.»

  • Скажите, еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза?
  1. Самостоятельная работа.
  • Определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь.

Выберите из предложенного списка те прилагательные, которые вам будут нужны при описании этого человека.

  1. Редактирование текста.
  • Представьте, что нас просят составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?

«Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые,

голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную ленточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь веселые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У нее есть кошка Мурка».

  • Ребята, а с каким человеком вам приятнее общаться: с человеком улыбающимся или хмурым? Доброжелательное, озаренное лукавой улыбкой лицо, всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли - все скажет».
  • Посмотрите на фотографию мальчика. Какое впечатление произвел он на вас? Какой он? (Он смешливый, т.е такой, который часто смеется и его легко рассмешить.)
  • Какое определение характера мальчика более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостн ый!
  • Из чего видно, что он смешливый? В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно полагать, что он вообще часто смеется?

«Веселый» же - это более узкое понятие, чем жизнерадостный: жизнерадостный - значит веселый, бодрый и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?

  • Вообще по портрету легче догадаться о состоянии мальчика в момент съемки или о его характере? В тот момент ему было, конечно, весело.
  • Что заставляет так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щеках, зажмуренные глаза.

Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?

     -Посмотрим внимательно, почему он зажмурился? У него светлые, возможно, рыжие (совсем не татарские волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо не было, так как на лице у мальчика нет резких теней - значит, мы правы: это он так смеется.

  • А разве все люди так смеются? А какие люди смеются так? Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда? Значит, мальчик очень любит смеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, что он веселый.
  • Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть одна такая деталь? (Есть: спутанные волосы - он, видимо, не любит расчесываться)
  • А теперь скажите: что- какие детали - создает у нас впечатление, что мальчик смешной? (оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба) Это существенно для понимания характера? Можно ли сказать: раз у человека нет зуба - значит, он веселый?
  • А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос).
  • Итак, мы догадались, что этот мальчик - веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, - а так делают те, кто очень любит посмеяться, догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.

Дополните предложения:

Лицо мальчика усыпано...

Его рот растянулся... в улыбке.

Не хватает...

Его волосы... цвета.

Глаза у него..., ..., ....

Взгляд мальчика устремлен....

  • Теперь попробуйте сами рассказать о вашем однокласснике.

5.Работа в группах

Описание внешности одноклассника.

Х    худощавый, стройный, высокий, изящно сложенная, как выточенная, небольшого роста.

К   круглое, худощавое, широкое,: краснощёкий, бледный, кумачовый, смуглый, загорелый, усеяно веснушками, грустное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, хмурое, улыбающееся.

Ббесцветные, карие, голубовато-серые, янтарные, васильковые ,черноглазая; лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, скорбные, удивлённые, изучающие, ясные, гневные, беспокойные, внимательные, добрые., широко расставленные, прищуренные, опушённые густыми ресницами.

Тонкие, высокие, нависшие, насупившиеся, дугой, белесоватые.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока английского языка по теме "Внешность. Притяжательный падеж" в 5 классе с использование образовательного сайта «Российская электронная школа»

В данной разработке урока содержится материал по теме "Внешность" к УМК "Spotlight 5". Материал разработан с использованием упражнений с образовательног сайта "Российская элек...

План- конспект урока английского языка по теме "Внешность" для 3 класса.

Урок по теме "Описание внешности". Тип урока - рефлексия (повторение ранее изученного материала....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...