Методические разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Яковлева Ирина Михайловна

Обобщающие уроки по темам: "Деепричастие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе

Роль деепричастий в русской поэзии

Учитель Яковлева Ирина Михайловна, учитель 1 категории

Г. Биробиджан, МБОУ СОШ №1

Цели урока: 

1) формирование представлений о роли деепричастия в художественных произведениях (на примере поэзии Ф.Тютчева);

2) актуализация опорных знаний и умений по теме «Деепричастие».

Задачи урока: 

1) развивать чуткое отношение к родному языку, поэзии;

2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте;

3) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: 

1) портрет Ф.Тютчева и сборники его стихотворений;

2) схема обозначения пунктограммы «Выделение запятыми деепричастий и деепричастных оборотов»;

3) контрольные карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

Здравствуйте,  ребята. Откройте тетради, запишите число, тему урока.

2.  Вступительное слово учителя

Назовите раздел науки о языке,  который мы изучаем. О какой части речи мы говорили на предыдущем уроке?

 Что мы уже знаем о деепричастии?

 Мы продолжаем разговор о деепричастии, деепричастном обороте и выделении его  знаками препинания при письме. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий  в русской поэзии». На уроке мы будем работать со  стихотворениями  одного из лучших классических поэтов 19 века  – Федора Ивановича Тютчева.
Над каким вопросом мы будем сегодня работать на уроке?

Высказывания учащихся.

 (Для чего используются деепричастия в стихотворных текстах, какова роль деепричастий в стихотворениях.)

3. Актуализация прежних знаний

1. Хотелось бы узнать,  каким вы представляете себе портрет деепричастия. Поработаем в парах. Ваша задача составить портрет деепричастия. И поможет вам в этом монолог самого деепричастия.

Монолог деепричастия.

Хотите знать о моей жизни? Ох,  непростая у меня биография. Совсем недавно, я наконец-то обрело независимость. Отцом нашего семейства  является глагол. Он много дал нам: значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Наша мать – наречие. От нее в наследство нам досталась синтаксическая роль обстоятельства и морфологическая неизменяемость. Вот так мы и живем, неизменяемо, деловито, всегда готовы помочь Глаголу расширить круг действий. Правда отец-глагол не всегда ценит нашу помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчеркивая свою главенствующую роль. И все вопросы задает – как? Каким образом? Почему? Или еще лучше: что делая? Что сделав?

Все: работа в парах 3 минуты.  Работа в тетрадях.

1. морфологические признаки деепричастия;
2. синтаксические признаки;
3. морфемные признаки;
4. примеры деепричастий.

(Ученик  читает получившийся портрет, остальные ребята слушают и корректируют коллективную работу своих товарищей.)

Зачитайте свои работы, а все слушающие вносят поправки и дополнения.

2. А сейчас нас ожидают результаты труда вашей творческой работы. Вы получили задание подобрать стихотворения Ф.И.Тютчева, в которых есть деепричастные обороты. Поделитесь друг с другом вашими находками. И давайте определим,  что же выражает деепричастие в  каждом случае.

 «Роль деепричастий в поэзии Ф.Тютчева». Отчет об исследовательской работе

1) У доски двое учеников рассказывают о результатах своих исследований, читают примеры стихотворений,  рассказывая что выражают деепричастия (внешнее движение, душевное состояние и т.д. (Настя  Клименко)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя, (внешнее действие, настроение) – сравнение с человеком.
Грохочет в небе голубом.  (Синтаксический разбор предложения на доске.)

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя  Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила. (душевное состояние)

Словарная работа.

2)  выписать стихотворение (раздаточный материал)  с деепричастиями, определить, что обозначают данные деепричастия.

– деепричастия, обозначающие внешние действия;
– деепричастия, выражающие душевное состояние.

Словарная работа. (слайд 4)

Объясняют дети

Объясняет учитель

РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь
РАСКАТЫ - грохот
ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
НЕ МОЛКНЕТ- не молчит
ГАМ-гул, гудение, крик птиц.
ВТОРИТ - повторяет
ШУМ НАГОРНЫЙ -гул, шум воды в горах.

ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.
ЗЕВС-самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.

Зевесов орел (ант. миф. ) – символ верховного божества Зевса.
Божества кроме амврозии и нектара ничем не питались.
ЗЕВЕСОВА
ГРОМОКИПЯЩИЙ- с громом опрокинулся из рук Гебы.
КУБОК-питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

 (На доске. Синтаксический разбор)

(Весенняя гроза)

Раздаточный материал

У вас на столе раздаточный материал, Выпишите  отрывок из стихотворении Тютчева с деепричастным оборотом. Определите, что обозначают деепричастия .

* * *

Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как
, покоясь иль играя, (настроение морской волны) – то она спокойна, то игрива.
Чудной жизни ты полна!..

(Ты, волна моя морская...)

* * *

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом. (обозначают внешнее действие)

(Сияет солнце...)

* * *

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и,
с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав
, отбрасывает прочь.  (обозначает внешнее действие)

(День и ночь)

* * *

 

Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.

(Ночное небо так угрюмо...)

* * *

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

(Предопределение)

* * *

Мы на палубе сидели,
Многих сон одолевал...
Все звучней колеса пели,
Разгребая шумный вал.

  1. Ребята, так что же могут обозначать, передавать  деепричастия?

Добавочное движение, душевное состояние)

Следующее задание Нужно по вариантам выписать деепричастия передающие движения и передающие душевное состояние героев.

У доски работают 2 человека. (можно добавить свои деепричастия, придуманные самостоятельно)

(По равнине вод лазурных...) 2. Индивидуальные задания (2 ученика)

Записать  деепричастия:

1) передающие только движения героев

2) передающие душевное состояние героев.

Шел, подпрыгивая

Сидел, задумавшись

Листал страница, рассматривая рисунки

Плакал, всхлипывая

Летел, кружась в воздухе

Рассказывал, смеясь

Пели, взявшись за руки

Думал, переживая

Бежал, спотыкаясь

Отвечал, обдумывая ответ

Пел, играя на гитаре

Говорил, задыхаясь от обиды

* * *

Взбесилась ведьма злая
И,
снегу захватя,
Пустила
, убегая,
В прекрасное дитя...

(Зима недаром злится...)

* * *

Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты...

(Как хорошо ты, о море ночное...)

Дополнительное задание

  • · Укажите вид деепричастий, выделите суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов.

5. Работа с текстом (на экране)

Записать текст, вставляя пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.

Текст посвящен творчеству Ф.Тютчева. На каждой парте распечатанные экземпляры.

Тютчев изобр_жая природу не предст_ет перед нами простым наблюдателем. Стараясь проникнуть в ее тайны он обращается к жизн_ человека находя ясное объяснение тем явлениям, которые он наблюда_т вокруг себя. Пытаясь понять душу природы услышать ее гол_с он изображает ее живым р_зумным существом:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Задания

  1. Прочитайте, определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение).
  2. Что нового узнали о Ф.И.Тютчеве?
    2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
    3. Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом.
    4. Объясните значение слов
    слепок и лик.

Лик – 1. Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописный лик. 2. перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь (книжн.). Лик луны.

Слепок – 1. Точное воспроизведение чего-нибудь, выполненное литьем или из затвердевшего материала. Слепок со статуи. 2. перен. То же, что и копия (на что-то похожее, совпадающее).

VI. Подведение итогов урока

О чем говорили на уроке.

Главный вопрос, на который мы должны дать ответ: какова роль глагольных форм в лирическом произведении? Для чего авторы стихотворений используют причастия и деепричастия?

- выражение динамики происходящих событий, выступает как дополнительное средство для обозначения действия,  действия, обозначающего душевное состояние и динамику происходящих событий. Выступают в тексте как средство художественной выразительности. Деепричастия дают разные характеристики действию. Действие может характеризоваться с разных сторон: по цвету, звуку, движению.

6. В заключение нашего урока я хотела бы вам прочитать стихотворение английского поэта-романтика Роберта Саути.  Оно состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.

Лодорский водопад, Камберленд. Офорт. Англия, 1840-е гг

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути английский поэт-романтик,

Это стихотворение интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Лодорский водопад, Камберленд. Офорт. Англия, 1840-е гг

- Каким вы представляете себе этот водопад?  (Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Итог урока.

Ребята, мы сегодня много говорили о деепричастии, так какова же роль деепричастий в поэзии? Что помогает выразить автору  эта часть речи.

Домашняя работа.

Письменно ответьте на вопрос: «Зачем используются деепричастия в поэзии?», приведите в  тексте деепричастия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...