Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессозные сложные предложения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бессоюзные сложные предложения23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении темы «Бессоюзные сложные предложения», выяснить роль БСП в художественном тексте.
  2. Развивать навык постановки знаков препинания в БСП, развивать навык наблюдения за синтаксическими конструкциями в художественной речи, развивать навык замены БСП на другие виды сложных предложений, развивать навык работы с текстом как элемент подготовки к экзамену, развивать речь учащихся.
  3. Формировать языковую компетенцию как составляющую общекультурного уровня, развивать чувство любви к родному языку.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, слайды, тексты, карточки с заданиями, словарь.

Методы обучения: беседа, наблюдение, анализ, эвристический, эксперимент.

Приёмы обучения: работа с компьютером (презентация), работа с текстом, работа со словарём.

Содержание урока:                        Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация прежних знаний.

Презентация на тему «Бессоюзные сложные предложения».

- Ребята, сегодня на уроке мы повторим теоретический материал по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Учащиеся сидят за компьютерами.

Беседа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

- Расскажите о видах сложных предложений. (слайд №1).

- Сравните средства связи союзных и бессоюзных сложных предложений. (слайд №1).

- Какие знаки препинания употребляются в БСП? (слайд №2).

- Приведите примеры. Объясните постановку знаков препинания. (слайд №2).

- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится запятая и точка с запятой? (слайд №3).

- Объясните постановку знаков препинания в предложениях. ( слайд № 3).

- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится двоеточие? (слайд №4).

- Объясните постановку знаков препинания в предложении.(слайд №4).

-  Замените БСП синонимичным СПП. (слайд №5).

- Объясните постановку знаков препинания в БСП. Замените предложение синонимичным СПП. (слайд №6).

- Чем отличается СПП от синонимичного БСП? (слайд №7).

- Объясните постановку двоеточия в БСП. (слайд №8).

- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится тире? (слайд №9).

- Объясните постановку тире в БСП. (слайд № 9). Осуществите синонимичную замену БСП на СПП. (слайд №10).

- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится тире? Объясните постановку тире в предложении (слайд №11).

- Замените БСП на синонимичное СПП (слайд №12).

- При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится тире? (слайд № 13).

- Объясните постановку тире в предложении (слайд №14).

- Замените БСП на ССП. (слайд №15).

- Чем отличается БСП от ССП? (слайд №16).

Подведение итогов беседы.

Итак, ребята, мы с вами повторили теоретический материал по теме «Бессоюзные сложные предложения», отработали навык замены БСП на СПП и ССП.

  1. Работа с текстом.

- Ребята, сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции  для создания ярких, выразительных картин.

          Для работы предлагаю отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики».

    «Песчаная дорога перевалила сыпучий косогор; вот и опушка; стрельчатые молодые ёлки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колёса и царапать лошадей.

     В тёмной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью.

   Высоко вверху белые лёгкие облачка вольготно несутся в обгон друг за дружкой по синему небу.   Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают, беспечные, ни усталости, ни жары; а тут четвёрка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются что есть мочи плетёными хвостами от гудящих оводов»

 Задания для работы с текстом:

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Определите тему отрывка.
  3. Определите лексическое значение слов аспидный, аспид.
  1. На сколько частей можно разделить текст?
  2. Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на 3 части?
  3. Найдите в тексте БСП и  подчеркните в них грамматические основы.
  4. В каких частях употребляются БСП? Каковы смысловые отношения между его частями?
  5. Почему употребляются БСП?

( Употребление БСП В 1 и 3 частях связано с темой художественного текста. Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, показывают страдания измученных лошадей; в то же время в БСП передаётся и состояние природы, которая находится в покое, дремоте, истоме.)

  1. Лингвистический эксперимент.

- Ребята, перед вами на доске отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

- Прочитайте внимательно текст. Определите тему отрывка.

- Подумайте, чем отличается этот отрывок от ранее рассмотренного.

( Тема отрывка -   надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.)

- Что способствует созданию динамичности?

( Употребление БСП, содержащих ряд глаголов со значением «начала действия»: загудел, забушевали, застучали, зашлёпали, сверкнула + наречия внезапно, резко. Все эти средства – и лексические, и синтаксические – передают усиление, напряжённость, динамику действий.)

- Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями?

( сложносочинённым предложениям.)

- Замените бессоюзную связь союзной. Что изменилось?

Изменённый текст:

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, и сверкнула молния…

( Результаты: исчезли динамичность, напряжённость, между частями установились отношения следствия.)

- Следующие отрывки из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» очень важны для нашей работы. Проанализируйте в них БСП.

Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле.

- Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел её видеть: она сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял для неё нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит её к мысли , что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.

Словарная работа: определите по словарю лексическое значение слова духанщица.

- Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употреблённые в этом тексте?

(Сложноподчинённым предложениям).

Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП.

Изменённый текст:

Она за этой дверью; только ясам нынче напрасно хотел её видеть, потому что она сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как горная серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски…

- Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в отрывке?

( СПП вносят элемент аналитичности, рассудительности. БСП  передают обобщённый опыт, выраженный наиболее ёмким способом; придают речт Печорина живой, непринуждённый характер.)

- В отрывке из «Журнала Печорина» много БСП, части которых соединены определённой интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений?

( Отношения противопоставления.)

- Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать.

- Анализируя отрывок «Дневник Печорина», мы обращали внимание на употребление БСП, которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной.

5. Творческая работа.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мир за окном».

Используйте по возможности в своём тексте БСП.

  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, что мы сегодня выяснили в ходе лингвистического эксперимента?

( Сегодня на уроке мы показали, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями. С помощью БСП можно передать свойства изображаемой картины.

Учитель подводит итоги работы на уроке, выставляет оценки в журнал.

За творческую работу оценка ставится дополнительно.

  6. Домашнее задание.

Дифференцированное:

Сильным ученикам: упр. 240, заменить БСП на СПП. Сделать выводы о преимуществе БСП в речи.

«Средним» ученикам: выписать из романа «Герой нашего времени» (глава «Тамань») БСП.

«Слабым»  ученикам: выполнить упр. 240, списать, расставить знаки препинания.

Тема урока: «Сложные предложения».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Тип взаимодействия: сотрудничество.

Цели урока:

  1. Закрепить теоретические знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Сложные предложения».
  2. Развивать навык анализа текста как элемент подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме, выяснить свойства сложных предложений в тексте.
  3. Воспитывать чувство любви к русскому языку, русской речи.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: учебник, текст, карточки с заданиями, тесты.

Методы обучения: анализ, наблюдение, эвристический.

Приёмы: работа с текстом, орфографический и пунктуационный разборы, тестирование, творческая работа.

Содержание урока:                       Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация прежних знаний.

Работа с текстом  (упр. 249, М. Громов «Храбрость») по группам.

На карточках, которые раздаются ученикам, предложены задания:

  1. группа:

- Прочитайте внимательно текст.

- Расставьте знаки препинания в тексте.

- О чём этот текст?

- Найдите ключевые слова в тексте.

- Определите главную мысль текста.

- В каких предложениях автор доказывает свою мысль?

- Сформулируйте авторскую позицию.

- Пронумеруйте предложения в тексте.

2 группа:

- Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

- Пронумеруйте предложения в тексте.

- Укажите, какое средство речевой выразительности используется в 3 абзаце.

(Лексический повтор: слово страшно).

- Выпишите номера предложений, в  которых есть односоставные предложения.

- Определите вид односоставных предложений.

- Какую роль играют односоставные предложения в тексте?

- Подберите синонимы к слову храбрость.

3 группа:

 -  Какие виды сложных предложений употреблены в тексте.

 - Обозначьте грамматические основы  все сложных предложений.  

       - Из предложений 7 – 12 выпишите отрицательные местоимения.

        - Из предложений 8 – 11 выпишите глагол в форме повелительного                                     наклонения.

       - Напишите номера предложений с прямой  речью

         ( знаки препинания в тексте не расставлены).

        - Выпишите из текста слова с дефисным написанием, определите, к какой части речи они относятся.

        ( по-разному (наречие), всё-таки ( частица), каким-то (мест.).

      - Найдите в тексте предложения с различными видами связи. Охарактеризуйте их устно.

        - Составьте схемы этих предложений в тетради.

После выполнения заданий представители групп выступают перед классом, отчитываются о проделанной работе. Схемы предложений с различными видами связи представитель группы составляет на доске, а ученики – в тетрадях.

             Пунктуационный разбор.

Учитель даёт задания ученикам на карточках по группам.

        1 группа:

        - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все предложения. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

Не нужно думать,(1) что храбрость – нечто особенное,(2) присущее только отдельным,(3) каким-то необыкновенным людям. Стать храбрым может каждый.  Нужно только долгое время систематически воспитывать себя в таком духе,(4) приучать себя слушаться своих приказов,(5) твёрдо выполнять то,(6) что решил сделать.

(Вариант ответа: 3,4,5.)

  1. группа:

- В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

     Храбрость –(1) понятие очень сложное. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному:(2) одни считают поступок храбрым,(3) другие находят,(4) что человек не сделал ничего особенного.

     В храбрости большую роль играет самовнушение. Если человек внушит себе,(5) что ему страшно,(6) то потом очень трудно отделаться от этой мысли.

(Вариант ответа: 4,5,6.)

  1. группа:

- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания в предложениях с прямой речью.

      Человек думает:(1) «Сделаю я это или нет?»(2) И чтобы всё-таки сделать,(3) нужно внушить самому себе:(4) «Да,(5) я это сделаю. Я должен это сделать во что бы то ни стало,(6) несмотря  на опасность».(7) Нужно внушить самому себе мысль,(8) что ты должен сделать,(9) и тогда сделаешь.(10)

(Вариант ответа:1, 4, 5, 6.)

  1. Тестирование по комплексному анализу текста. (см. Приложение №3 (1).

  1. Творческая работа. 

- Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое храбрость?»       

      5. Тестирование по комплексному анализу текста. ( см. Приложение

№ 3 (1).

  1. Подведение итогов урока.

    - Ребята, чем мы с вами  занимались сегодня на уроке?

     -   Какие виды сложных предложений вы знаете?

Учитель выставляет оценки в журнал и дневники за групповую и индивидуальную работу. После проверки творческих работ и тестовых заданий ученики получат  дополнительные оценки.

  1. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике на лингвистическую тему «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление» и  составить конспект. (с. 117-120).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...