Главные вкладки

    Рабочая программа 11 класс русский язык
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

    Мухаева Илнара Равильевна

    Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 34 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_11_klass_russkiy_yazyk.rar55.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

       «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

    г.о. Саранск РМ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     

    учебного курса «Русский язык»

    в 11 классе

    базовый уровень

     

    на 2014-2015 учебный год

                     Составитель: Мухаева И. Р.,

                                              учитель русского языка и литературы

    г.о.Саранск

    2014г.

    Пояснительная записка

    Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 34 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

    Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

    • воспитание уважения к родному языку; осознание эстетической ценности русского языка;
    • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
    • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать  необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет);
    • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
    • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

    Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития учащихся, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентносного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе речевые.

     Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

     Рабочая программа для 11 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

    Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

    Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тестирование в форме ГИА) и устный опрос (собеседование, защита проектов).

    Учебная деятельность десятиклассников направлена на саморазвитие и самообразование.

    Учащиеся 11 класса продолжат овладение высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии – способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

    Учитывая вышесказанное, на уроках русского языка в данном 11 классе будут применяться такие типовые задачи, как:

    • рефлексивная самооценка учебной деятельности;
    •  дискуссия; компьютерная презентация;
    • групповые игры;
    • работа с метафорами; составление слов из элементов по правилу;
    • эмпирическое исследование;
    • диалог с текстом; учимся задавать вопросы; озаглавливание текста; эпиграф; понимание научного текста; приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении; постановка вопроса к тексту;
    • задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов; планирование учебной работы;
    • работа над учебными проектами.

    Цели обучения русскому языку на базовом уровне.

    Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

    воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    дальнейшее развитие и совершенствование способности и  готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

     

    Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.

     Результаты освоения курса «Русский язык» (личностные, метапредметные, предметные)

    Личностными результатами освоения выпускниками основной школы курса по русскому языку являются:

    1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
    2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
    3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку является:

    1. владение всеми видами речевой деятельности:

    Аудирование и чтение:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

    Говорение и письмо:

    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
    • умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, конспект, пересказ, аннотация);
    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
    • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
    1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);
    2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

    1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
    2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
    3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
    4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
    5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
    6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
    7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
    8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
    9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения русского языка выпускник должен знать/понимать:

    • связь языка и истории, культуру русского и других народов;
    • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
    • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

     уметь:

    информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

    • адекватно воспринимать информацию и понимать читемый и аудируемый текст. Комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
    • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее. Ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
    • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тестов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
    • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
    • передать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых или сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
    • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

    создание устного и письменного речевого высказывания:

    • создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
    • формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
    • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
    • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
    • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
    • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
    • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
    • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные  речеведческие знания;

    анализ текста и языковых единиц:

    • проводить разные виды языкового разбора;
    • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка:

    соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные норы;
    • эффективно использовать языковые единицы в речи;
    • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
    • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
    • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Разделы курса

    Количество часов по программе

    1

    Синтаксис и пунктуация

    2

    Публицистический стиль речи

    3

    Официально-деловой стиль речи

    4

    Язык художественной литературы

    5

    Разговорная речь

    6

    Речевое общение. Культура речи

    7

    Повторение и обобщение изученного

    14Ч

    Содержание тем учебного курса

    Повторение изученного в 10 классе

    Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

    Синтаксис и пунктуация

    Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

    Словосочетание

            Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

    Предложение

    Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

    Простое неосложненное предложение

    Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

    Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

    Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

    Синонимия разных типов простого предложения.

    Простые осложненные и неосложненные предложения.

    Простое неосложненное предложение

    Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

    Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

    Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

    Синонимия разных типов простого предложения.

    Простые осложненные и неосложненные предложения.

    Простое осложненное предложение

    Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

    Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

    Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

    Параллельные синтаксические конструкции.

    Знаки препинания при сравнительных оборотах.

    Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

    Сложное предложение

    Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

    Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

    Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

            Период. Знаки препинания в периоде.

            Сложное синтаксическое целое и абзац.

              Синонимия разных типов сложного предложения.

       Предложения с чужой речью

    Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

    Употребление знаков препинания

    Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

            Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

    Культура речи

            Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

            Правильность речи.

            Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

            Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

            Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

    Стилистика

            Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

            Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

            Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

    Материально - техническое обеспечение:

    - Проектор, экран для проектора;

    - Таблицы по основным темам курса русского языка;

    - Интернет ресурсы;

    - Цифровые образовательные ресурсы;

    - Тесты.

    Учебно-методическое обеспечение предмета:

    1. Основная учебно-методическая литература:
    • Учебник «Русский язык» 10-11 классы (авторы А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). – М. : Просвещение, 2012 г.
    1. Дополнительная учебно-методическая литература и источники:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

    Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

    Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...