Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Володина Анна Викторовна

Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_odnosostavnykh_predlozheniy_v_rechi.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РЕЧИ

Цели:

1. Освоение знаний об односоставных предложениях.

2. Формирование умения анализировать роль односотавных предложений как средств выразительности речи, раскрывающих авторский замысел произведения.

3. Расширение круга используемых грамматических средств.

4. Развитие коммуникативных умений и навыков, способности к речевому взаимодействию и созданию собственных письменных высказываний на лингвистические темы.

5. Воспитание сознательного отношения к языку.

Ход урока.

1. Вызов. Пробуждение имеющихся знаний. Постановка проблемы урока. Создание мотивации. Формулировка темы.

На прошлых уроках мы изучили виды односотавных предложений. Отнесите записанные на доске предложения к соответствующему типу.

1) Хорошо ночью смотреть на звездное небо!

2) Люблю смотреть ночью на звездное небо!

3) Выйдешь ночью на улицу, взглянешь на звездное небо.

4) Ночь. Звездное небо.

Одинакова ли информация, переданная в данных предложениях? За счет чего разнится информация (1 – акцент на состоянии, относящемся к людям вообще; 2 – сообщение о себе; 3 – акцент на действии, совершаемом регулярно и переносимом и на читателя; 4 – создание картины, образа).

Оказывается, каждый тип односоставного предложения обладает своими смысловыми особенностями, своей ролью. Какова эта роль? Ответ на этот вопрос будем искать вместе.

2. Составление таблицы для записи выводов. Таблица заполняется постепенно, по мере ответов групп.

Вид односоставного предложения

Роль в тексте

Определенно-личные

Неопределенно личные

Безличные

Назывные

3. Стадия осмысления. Работа с высказываниями лингвистов и отрывками из художественных произведений. Работа в группах по вопросам

Определенно-личные предложения.

1) Какой вид односоставных предложений использован в тексте. Докажите.

2) Проведите лингвистический эксперимент: замените односоставные предложения на двусоставные, а глаголы 2 лица на глаголы 1ого. Что изменится в тексте. Отвечая на вопрос, опирайтесь на Высказывание А.М. Пешковского.

  1. Чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при чисто личной форме (А. М. Пешковский).

Текст: Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит на лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак и еще сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю, - по зеленям, взметам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. (И. Бунин)

Неопределенно-личные предложения

1) Какой вид односоставных предложений использован в тексте. Докажите.

2) Можно ли в предложениях восстановить подлежащие? Почему автор не стал этого делать? Что важнее для автора: деятель или само действие?

               Схоронили его за Москва-рекой

              На чистом поле Промеж трёх дорог:

              Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,

              И бугор земли сырой тут насыпали,

              И кленовый крест тут поставили.

(отрывок из поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

Безличные предложения

1) Какой вид односоставных предложений использован в тексте. Докажите.

2) Что общего в содержании текстов 1 и 2?

3) Что становится предметом изображения в третьем и четвертом текстах. Почему автор использует именно этот тип односоставных предложений?

Безличные предложения – самая богатая и сложная группа односоставных предложений. Типовое значение безличных предложений – состояние чего-либо (кого-либо). В них не просто нет и не может быть подлежащего, а действие происходит то ли само собой, то ли по воле каких-то могучих сил, поэтому человек как активный деятель участия принимать в этом не может (по книге В. Бабайцевой, Л. Максимова «Русский язык»).

Тексты: 1. Вьюга не стихла и утром. В серой несущейся мути не было видно ни Дурновки, ни мельницы на Мысу. Порой светлело, порой становилось похоже на сумерки. (И. Бунин)

2. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи. (К. Паустовский)

3. С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко… (М. Лермонтов)

4. Ему хотелось быть одному и отдаться всему этому страдательному напряжению совершенно пассивно, не ища ни малейшего выхода. (Ф. Достоевский)

Назывные предложения

1) Какой вид односоставных предложений использован в тексте. Докажите.

2) Что рисует автор?

3) Есть ли действие в тексте? Почему ученые сравнивают данный тип односоставных предложений с фотокадром?

4) Какие чувства испытывает лирический герой?

Золотая осень (отрывок)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой. (Б. Пастернак)

4. Стадия рефлексии, рождения нового знания.

Создание собственных текстов о тексте.

1) Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их употребление. 2) Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, укажите, чем они выражены. Подпишите вид односоставных предложений. 3) Письменно объясните, какую роль играют односоставные предложения в данном тексте. Почему?

Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме – тишина. (Не)спеша одеваешься побродишь по саду найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко и почему(то) оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. (И. Бунин)

Мама. Закрой глаза прислушайся. И ты услыш..шь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый родной. Его не спутаешь н.. с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым всегда будешь помнить мамин голос мамины глаза мамины руки. (Ю. Яковлев)

Когда был накрыт стол потушили лампу и зажгли свечи. Но так как, кроме Чука с Геком, остальные все были взрослые, то они, конечно, (не)знали, что теперь нужно делать. (А. Гайдар)

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, ро..черком играл лунный блик. Он серебрился фосфорно зеленел искрился изв..вался змейкой прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот(вот) настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. (В. Астафьев)

(Не)задолго перед дождем, хотя еще и (не)натянуло тучи, слыш..тся нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда где дожди уже прол..лись. (К. Паустовский)

Легко и прохладно после струящ..йся белой жары дня. Я ухожу в барханы но оглядываюсь на светлое пятнышко своей палатки которая утонула в дымных кустах. Тишина. Голубые пески. Нездешний, удивительный мир. Мир далекой планеты. (Н. Сладков)

5. Опишите свое состояние на сегодняшнем уроке с помощью односоставных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по русскому языку "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Эту презентацию я использую на первом уроке по теме" Односоставные предложения". Материал изложен в доступной форме с использованием красочных иллюстраций и анимации....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока для 8 класса "Односоставные предложения".

На уроке используются современные теехнологии: дифференцированное обучение и ИКТ-технология....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

конспект урока по русскому языку "Односоставные предложения"

Полный конспект урока по теме "Односоставные предложения"  в 8 классе с использованием ИКТ...