Подготовка к сочинению-рассуждению
методическая разработка по русскому языку на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению

Тип урока: развитие речи

Цели:

Учебная: отработка навыков устной и письменной монологической и диалогической речи учащихся Образовательная: активизация самостоятельного мышления (в том числе и творческого) Воспитательная: развитие коммуникативности и толерантности во время работы на уроке Материал к уроку: отрывки из художественных произведений и статей (см.приложение)

Формы работы:

  1. Мотивационная беседа
  2. Самостоятельная и письменная работа
  3. Устная работа со словами и цитатами
  4. Индивидуальная работа с текстом
  5. Групповая работа
  6. Творческая работа

Ход урока.

Этап урока 

Время (мин)

Рассматриваемые вопросы 

Методический комментарий 

1 .Мотивация 

1.1 Видеоряд 

3

Учащиеся записывают слова-ассоциации разных частей речи во время просмотра слайдов 

Настрой на работу, создание эмоциональной атмосферы урока 

1.2.Самостоятельая письменная работа с фронтальной проверкой 

5

Из слов-ассоциаций учащиеся записывают определение слова «милосердие» 

Развитие образного мышления на уроке 

1.3. Устная работа со словом 

1

Учащиеся определяют способ образования слова «милосердие», и как способ образование влияет на лексическое значение слова 

Внутрипредметные связи 

1.4. Устная работа с цитатами

1

На доске записаны две цитаты: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.» Д.Лондон; «Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы» М. Эшенбах. Вопрос к классу: Как вы думаете, почему между этими цитатами я оставила пространство на доске?. Учащиеся делают вывод о противоположности их значений.

Проблемное обучение

2. Этап восприятия текста

1

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о милосердии. Есть ли место милосердию в современной жизни?. Итогом нашего урока будет сочинение-рассуждение, в котором вы аргументировано докажите свою точку зрения.

Мотивация к выполнению заданий по тексту.

2.1. Индивидуальная работа с текстом (чтение про себя)

10

Учащиеся читают три текста публицистического и художественного стилей. Их задача - понять
тему и основную мысль текста.

Аналитическое чтение

3. Работа над содержанием и композицией текста

3.1 .Групповая работа

10

Учащиеся работают в трех группах. Каждой группе предлагается текст с заданиями: 1 группа - (текст по Д.Гранину)

1        .Какая из перечисленных проблем основная?

  1. Проблема утраты милосердия
  2. Проблема репрессий в стране
  3. Проблема социальных преобразований в
    стране

2.Определите авторскую позицию

3. Используя знания по истории, продолжите ряд

аргументов, подтверждающих, что общество,

лишенное милосердия, обречено

А. Древняя Спарта, Б        ,В        

2        группа — (текст В.Тендрякова)

  1. Объясните, что мучило начальника станции.
    Актуальны ли его вопросы в наши дни
  2. Как вы понимаете фразу: «Он выпал из числа
    людей»?

3. Можете ли вы согласиться с утверждением
Ю.Домбровского, что «во всей нашей печальной
истории нет ничего более страшного, чем лишить
человека его естественного убежища — закона и
права»? Как оно соотносится с проблематикой
исходного текста? Аргументируйте свой ответ

примерами из художественной литературы. 3 группа - (текст Б.Васильева) .I. Озвучить авторскую позицию. Укажите номера цитат, противоречащих авторской позиции.

Выборочное чтение ( поиск информации для решения учебной задачи). Отработка навыка монологической и диалогической речи. Развитие толерантности во время работы в группе.

1 .В хороших поступках мы раскаиваемся ничуть не реже, чем в дурных У. Хэзлитт

2.Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись. Д.Х. Джебран

  1. Чрезмерная жажда власти привела к падению
    ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к
    падению человека; но милосердие не может быть
    чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни
    человеку. Ф.Бэкон

  1. Ошибочное милосердие не только слабость, но
    граничит с несправедливостью и весьма пагубно
    для общества, потому что поощряет порок. Г.
    Филдинг

  1. Каждый милосердный поступок - это ступень
    лестницы, ведущей к небесам. Г. Бигер

II. Почему доктора Янсена ещё при жизни

называли «святым»?

III. В каком значении употреблено в тексте слово

«святой»

3.2. Озвучивание результатов работы с текстом

6

Учащиеся зачитывают ответы

Слово учителя: Совпадают ли позиции В. Тендрякова и Б.Васильева? (учащиеся указывают на разные авторские позиции) Учитель читает отрывок из воспоминаний Т. Г. Шевченко. Аргументирует свою позицию: «Даже великие люди ошибались. Я считаю, что милосердие придет к каждому человеку рано или поздно, но только один сможет понять, что он должен измениться, а другой — нет. Т. Г. Шевченко смог сделать правильные выводы: к чему может привести равнодушие.»

Активизация познавательной деятельности и развитие самостоятельного мышления


4. Рефлексия 

4.1. Эвристическая беседа 

7

Вопрос классу «А как считаете вы?» Высказывания учащихся о том, есть ли милосердие в современной жизни (мнения разделились) Задание классу: Приведите литературные аргументы, подтверждающие мысли, которые содержатся в цитатах, записанных на доске В качестве примеров ученики называют произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л. П. Толстого, С. Довлатова, С. Козлова «Отвергнутые», В. Токаревой «Один день без вранья»и др. Заключительное слов учителя: Пришли ли мы к общему выводу? (нет) 

Умение аргументировано доказывать свою точку зрения

Межпредметные связи 

5 . Домашнее задание 

1

Написать сочинение-рассуждение по предложенной теме 

Самостоятельная лингво-речеведческая деятельность учащихся 


Прочитайте фрагмент рассказа В.Тендрякова "Хлеб для собаки "

Лето 1933 года.

У прокопченного, крашенного казённой охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком - сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшитого тряпья должен храниться — если не утерян замусоленный документ , удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, не доехал до мест, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко "куркуль''.

Куркули даже внешне не походили на людей. Одни из них - скелеты темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами. Другие, наоборот, туго раздуты - вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

И вели они себя сейчас тоже не как люди. Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами.

Кто-то, лежал в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них кожу. Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал  и булькал нутром, словно кипящий титан. А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли ...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливостью, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками " бунтарей ", кончающимися хрипом, пеной, сползанием  по стволу вниз.

Начальник станции однажды повернулся в нашу сторону воспаленн -темным лицом, долго глядел, наконец изрек то ли нам, то ли самому себе, то ли вообще равнодушному небу:

-Что же вырастет из таких детей? Любуется смертью. Что за мир станет жить после нас ? Что за мир?..

Объясните, что мучило начальника станции? Актуальны ли его вопросы в наши дни?

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь, представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать; и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор, тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял,
что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

(По Б. Л. Васильеву. Летят мои кони...)

(1) Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей: из определённых чувств, свойств, понятий.

(3) Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(7) В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8) Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

(9) Слова стареют неслучайно. (10) Милосердие. (11) Что оно - не модно? (12) Не нужно?

(13) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14) Древнее это необходимое чувство свойственное всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (1 5) Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

(16) Милосердие убывало неслучайно. (17) Во времена раскулачивания в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18) Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19) Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20) Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21) Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22) Оно стало не положенным в искусстве. (23) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24) В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25) Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (Д.Гранин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...