ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛА"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ В 6 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klass1.docx84 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx365.67 КБ

Предварительный просмотр:

   Открытый урок по русскому языку в 6 классе    

    «Путешествие по стране глаголов»
Морфологические признаки глагола.        

Цели:  повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

Оборудование: презентация по теме «Глагол», рисунок детей на тему «Портрет глагола»

                                              Ход урока

       I .Постановка цели, эмоциональный настрой.

Слово учителя: Добрый день! Ребята, давайте послушаем музыку.

                       ( Звучит быстрая музыка)

      Эта  музыка красивая, быстрая, заводная, правда?

Слово учителя: Скажите, что можно делать под эту музыку? 

(танцевать, веселиться, плясать, петь, )

 

Учитель: Те слова, которые вы назвали, что они  обозначают действие. А какая часть речи обозначает действие? глагол

А какую цель урока мы сегодня перед собой поставим?

   Слово учителя: Правильно, сегодня мы повторим и обобщим изученный материал по теме «Глагол»

 Запишите  число, классная работа.

II.Проверка д\з.

Учитель: Вы должны были написать сочинение-миниатюру на тему:

«Как построить горку», «Почему я люблю зиму». В этом  тексте вы должны были выделить глагол как член предложения.

Хорошо, молодцы, все справились с д/з

Слово учителя :ребята, сегодня мы будем работать над общим портретом глагола.

Давайте посмотрите внимательно  на «Дерево признаков»

  • Каких признаков не хватает?

Спряжение, число

  • Как называются эти
  • признаки?

морфологические

  • На какие две группы делятся
  • признаки?

постоянные и непостоянные

Учитель: Ребята, а давайте выберем постоянные и непостоянные признаки глагола?

Постоянные: вид, переходность,возвратность,спряжение.

Непостоянные: наклонение, число, время, лицо(в настоящем и будущем), род (в прошедшем).

Слово учителя :Вот мы сейчас и посетим 1-ю страну «Вид глагола».

  Определите вид глагола и образуйте видовую пару:( работа у доски, проговариваем вслух)

Играть (н.в.)  -  поиграть (с.в.)

Пою (н.в.) – запою (с.в.)

Заплела (с.в.) – плела (н.в.)

Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)

Бегу ( н.в) -  подбегу ( с.в)

Учитель: Следующая страна какая?

«Переходность и возвратность». Ребята, давайте мы немножко расскажем про эту страну ?

  1. Что такое переходные / непереходные глаголы?
  2. Возвратные / невозвратные?

Задание (у доски) Укажите, какие глаголы относятся к переходным /непереходным, а какие к возвратным / невозвратным.

Смотреть книгу, наслаждаться, сидеть на диване, стригусь, живёт, чувствовать вину.

Учитель: Следующая страна «Спряжение»

Учитель: Ребята, перед вами задание(самостоятельно с взаимопроверкой – поставьте соседу оценку)

Соотнеси существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределённую форму и написать окончания.

Ножницами                гогоч..т (гоготать– 1 спр.)

Собака                             забива..т гвозди (забивать – 1спр.)

Молотком                  бре..т (брить – 1 спр., искл.)

Бритвой                      ла..т (лаять - 1 спр.)

Гусь                              реж..т (резать-1 спр.)

Пилой                          пил..т ( пилить-2 спр.)

Слайд проверка

Учитель: Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Физкультминутка.

Покачайтесь, Покружитесь,

Потянитесь, Распрямитесь,

Приседайте, Приседайте,

Пошагайте, Пошагайте,

Встаньте на носок, На пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И работать все начните

    Учитель: Глаголы, какого наклонения использовались в разминке?

                                      повелительное

    Учитель: Какие ещё наклонения глаголов вы знаете?

                                изъявительное, условное

Скажите, в какой стране мы с вами очутились «Стране наклонений»

Ребята, а вот наши гости немного позабыли, что это за страна такая, давайте напомним. Спросить 3 уч-ся.

Условное –действия, которые возможны при каком-то условии. Например:

Повелительное – обозначает  действия, которые просят или приказывают выполнить. Например:

Изъявительное – может обозначать действие, которое на самом деле уже произошло, происходит сейчас или будет происходить. Например:

Учитель: А сейчас мы проверим, как вы знаете наклонения глагола.

Задание (устно)

Необходимо определить наклонение глаголов.

  1. Много всего плохого случилось бы в природе, если бы пчёлы перестали летать с цветка на цветок.
  2. Не спеши языком, а спеши делом!
  3. Положите в большой чайник листья смородины и заварите их отваром шиповника.
  4. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор на Земле

Учитель: Следующая страна «зашифрована» вам нужно будет её расшифровать. Я сейчас буду читать текст, а вы должны будете догадаться, о каком признаке глагола идет речь?

Если что – то, сделал кто – то , давно или вчера,

Время прошедшим называй без труда.

***

Если сегодня, сейчас что – то делает кто – то,

Во времени настоящем он в данное время живёт.

***

Если кто – то о будущем говорит,

Он обязательно вопросом всё подкрепит:

Что я буду делать завтра?

А что сделаю с утра?

Проще простого определить его,

Если кто – то один играет в футбол, идёт в кино,

То это единственное число.

Если дети дружно живут,

То на концерт  иль в поход, всем классом идут.

Значит их много, а вместе радостно и хорошо.

Это множественное число.

Учитель: Так как же называется эта страна?  - страна «Времени и числа».  Молодцы ребята вы смогли расшифровать эту страну,

Учитель: Сейчас ребята мы посмотрим как вы можете изменять глаголы по числам, временам и лицам?

Задание по карточкам. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего и будущего времени ед.ч м.р

Глаголы

Прош.вр.ед.ч. м.р

Буд.вр.ед.ч м.р

Надеяться

надеялся

Надеяться

увидеть

увидел

увидет

сеять

сеял

сеять

молоть

молол

 молоть

обидеться

обиделся

обижаться

видеть

видел

видеть

2  задание. Изменение глаголов настоящего времени  по числам и лицам. Письменно проспрягайте глагол в форме настоящего времени.

Учитель: Ребята, внимательно смотрим на экран и проверяем задание, оцените свою работу .        

Учитель: Ребята, на этом наше с вами путешествие заканчивается, мы посетили все страны глагола.

РЕФЛЕКСИЯ:

Я  предлагаю вам оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность.   Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке начав его с фразы:

“ Сегодня на уроке………..”.

Мне понравилось……….».

«Было интересно………..»

Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Учитель:  Комментирование оценок.

Слово учителя:   Ребята,   мы с вами хорошо поработали.

 Сдайте листочки  с самооценками, я ещё раз просмотрю ваши работы и завтра выставлю вам оценки, при выставлении оценок я учту ваше мнение.

Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Путешествие по стране глагола » Морфологические признаки глагола. Подготовила: учитель русского языка и литературы Кануникова И.Н.

Слайд 2

Цель урока : повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол».

Слайд 3

Двадцать третье января. Классная работа.

Слайд 4

Каких признаков не хватает? Как называются эти признаки? На какие две группы делятся признаки? «ДЕРЕВО ПРИЗНАКОВ».

Слайд 5

Определите вид глагола и образуйте видовую пару: Играть ( ) - Пою ( ) – Заплела ( ) – Посмотрю ( ) – Бегу ( ) -

Слайд 6

Укажите, какие глаголы относятся к переходным /непереходным, а какие к возвратным / невозвратным. Смотреть книгу, наслаждаться, сидеть на диване, стригусь, живёт, чувствовать вину. Переходность/непереходность и возвратность/невозвратность

Слайд 7

Спряжение Соотнеси существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределённую форму указать спряжение и написать окончания. Ножницами гогоч..т Собака забива..т гвозди Молотком бре..т Бритвой ла..т Гусь реж..т Пилой пил..т

Слайд 8

ПРОВЕРКА Гусь гогочет (гоготать– 1 спр.) Молотком забивают гвозди (забивать 1спр.) Бритвой бреют (брить – 1 спр., искл.) Собаки лают (лаять - 1 спр.) Ножницами режут (резать-1 спр.) Пилой пилят ( пилить-2 спр.) Градусником мерят температуру (мерить 2 спр.)

Слайд 9

Физминутка

Слайд 10

Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, Приседайте, Пошагайте, Пошагайте, Встаньте на носок, На пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И работать все начните

Слайд 11

1 . Много всего плохого случилось бы в природе, если бы пчёлы перестали летать с цветка на цветок. 2. Не спеши языком, а спеши делом! 3. Положите в большой чайник листья смородины и заварите их отваром шиповника. 4. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор на Земле. Необходимо определить наклонение глагола .

Слайд 12

Если что – то, сделал кто – то , давно или вчера, Время ……. называй без труда. *** Если сегодня, сейчас что – то делает кто – то, Во времени ………..он в данное время живёт. *** Если кто – то о ……. говорит, Он обязательно вопросом всё подкрепит: Что я буду делать завтра? А что сделаю с утра? глаголы изменяются по временам

Слайд 13

П о ч и с л а м Проще простого определить его, Если кто – то один играет в футбол, идёт в кино, То это ……………….. . Если дети дружно живут, То на концерт иль в поход всем классом идут. Значит их много , а вместе радостно и хорошо. Это …………………….

Слайд 14

Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам Образуйте от данных глаголов формы прошедшего и будущего времени ед.ч м.р Глаголы Прош.вр.ед.ч. м.р Буд.вр.ед.ч м.р Надеяться увидеть сеять молоть обидеться видеть

Слайд 15

ПРОВЕРКА Глаголы Прош.вр.ед.ч. м.р Буд.вр.ед.ч м.р Надеяться надеялся надеяться увидеть увидел увижу сеять сеял сеять молоть молол молоть обидеться обиделся обижаться видеть видел видеть

Слайд 16

Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Письменно проспрягайте глагол в форме настоящего времени . Спешить Ед.ч Мн.ч 1-ел 2-ел. 3-е л.

Слайд 17

ПРОВЕРКА

Слайд 18

« Сегодня на уроке………..». «Мне понравилось ……….». « Было интересно ………..» РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 19

Домашнее задание: Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Слайд 20

Тест по глаголу 1. Найти глагол: 1)собеседование 2)беседка 3)беседовать 4)беседуя 2. Найти глагол I спряжения: 1)завис..т 2)пил..т 3)стон..т 4)люб..т 5)дыш..т 3. Найти глагол II спряжения: 1)стелить 2)гулять 3)думать 4)решать 5)слышать 4. Какой глагол лишний? 1)смотр..шь 2)гуля..шь 3)сид..шь 4)дума..шь 5)вид..шь 5. Найти глагол в форме инфинитива: 1. Необходимо хорошо учит..ся. 2. Он смеёт..ся. 3. Прогуляет..ся по улице.

Слайд 21

ОТВЕТЫ 1-3 2-3 3-1 4-1 5-1

Слайд 22

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В стране большого Хапи (открытый урок, 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме: Древний Египет. В разработке представлены различные формы работы учащихся на уроке, позволяющие систематизировать, обобщить и и оценить знания учащихс...

Открытый урок 2 класс Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.)

 Открытый урок во 2 классе  Путешествие в страну “Food land”.( к учебнику «Английский в фокусе» Быкова, Дули и др.). Урок закрепления изученного материала по теме «Еда»....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО  по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....

Открытый урок 5 класс (Страны и национальности)

Открытый урок 5 класс (Страны и национальности)...