Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Немеш Марина Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie_urok.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

             Ставропольский край

                    Изобильненский район

                МБОУ «СОШ№11»

Методическая разработка                  урока

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

  Выполнила учитель      русского языка и литературы НЕМЕШ М.В.

                                      п.Рыздвяный

                                            2012г.


     

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Цель урока:

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал.

                                    План-конспект.

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым?

   Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

 Повторение  приемов и способов сжатия текста.

   -Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

 3 способа компрессии текста:

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся

Исключение:

 вводных слов;

 однородных членов предложения;

 повторов;

 однотипных примеров;

 риторических вопросов и восклицаний;

 цитат;

 деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

 пояснений;

 рассуждений;

 описаний;

 слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания; 

 обобщение конкретных, единичных явлений;

 сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи.

ТЕКСТ

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. (8 слов)

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Оставим без существенных изменений это предложение, так  как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом «(на) Земле): Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов)

Обобщение или объединение:

парцеллированных предложении;

ряда предложений, связанных одной мыслью;

частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При объединении необходимо найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в них общее. Объединить эти факты на основе общего. Сформулировать получившееся предложение.

Текст.

Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. (11 слов)

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз «но», который используется как средство связи с предыдущим предложением. б)3аменим подчеркнутые слова обобщающим понятием «здоровье»:

Но это стоит здоровья.(4 слова)

Замена:

 однородных членов обобщающим словом;

 сложного предложения - простым;

 части предложения или ряда предложений общим понятием или     выражением;

 прямой речи - косвенной;

 части текста одним предложением;

 части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. Сформулировать получившееся предложение.

ТЕКСТ

          Постоянное рычание и тарахтенье разнообразных моторов, движков, компрессоров, автомобилей, тракторов, мотоциклов (один мотоциклист, проезжая по ночному городу, заставляет вздрогнуть и проснуться примерно 20000 человек), поездов, самолетов, лифтов, отбойных молотков и других механизмов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают1 ее, строго говоря, малопригодной для жизни. (55 слов)

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Заменим однородные подлежащие рычание и тарахтенье обобщающим словом «шум»

 Ряд однородных дополнений также заменим обобщающими словами «механизмов и транспорта»

 Исключим вводное предложение в скобках.

3аменим придаточное предложение «от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище» словосочетанием «проникает в дома»

 Исключим вводное словосочетание «строго говоря» и одно из сказуемых

«оглушают»: Шум разнообразных механизмов и транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни.(15 слов)

Что нельзя удалять из текста?

Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

                    Памятка «Как работать над сжатым изложением»

     При первом чтении внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

 Запомните последовательность событий, рассуждений.

 Определите количество абзацев, ключевые слова.

 Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

 Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

                           Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)

(после  второго  чтения.)

     Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

 Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

 Знакомство с текстом.

 Учитель.

    Слушаете и воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Текст

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

    И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

         Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

        Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

 (По материалам энциклопедии) (248 слов)

 Учитель.

- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над его содержанием.

 Анализ текста.

 Учитель

 -Назовите признаки текста.

 Ученик.

- Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)

   Ученик.

  - Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.

Ученик

 -Текст можно озаглавить.

 Книга – самое значительное изобретение

 Учитель.

  -Определите тип данного текста.

Очень важно правильно определить тип речи, так как функционально-смысловые типы строятся по-разному, рассуждение строится так:

 1) основное положение (тезис);

 2) доказательства с привлечением аргументов;

 3) вывод.

    При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные факты.

Ученик.

 -Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

 В данном тексте тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга.

Далее по тексту идут доказательства:

1)книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2)  слово,  закреплённое на бумаге, надолго сохраняется в памяти.

 Вывод:

4) ум ограничен и скован без чтения книг.

   -Определите стиль данного текста.

 Ученик.

  - Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества.

 Учитель.

Текст разделен на четыре абзаца.

 - С какой целью это сделано?

 Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему. Важно, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в изложении.

Учитель.

- Что такое микротема?

 Ученик.

 -Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

 - Определим микротему каждого абзаца.

        Информация о тексте для сжатого изложения и ключевые слова

№ абзаца

                                    Микротема

1

Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.

2

Сегодня книга по-прежнему самый надёжный аккумулятор знаний, ведущий к добру.

3

Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, а услышанное и затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

4

Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.

Работа над сжатием текста.

 Учитель.

 По данному тексту мы должны написать сжатое изложение, применяя приёмы компрессии (сжатия) текста.

 Учитель. Напоминаю алгоритм работы.

 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

 2. Найдите среди них главную мысль.

 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

 7. Обдумайте средства связи между частями.

  Учитель.

   - Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

СЖАТЫЙ ТЕКСТ.

       Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие открытия человечества (Исключение, замена)

         И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации,  самым  долговечным   аккумулятором  знаний, из поколения в поколение просвещая людей.(Объединение, исключение)

     Многие думают, что обучать можно устно. Но достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, а услышанное и затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. (Исключение, замена, объединение)

   Люди стремились сохранить свои знания, обобщая человеческую мудрость в книгах. Ум ограничен и скован без чтения, потому что в книгах обобщён опыт десятков поколений. (Исключение, замена, объединение)  (95 слов.)

 Учитель.

- Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

 Ученик. (Исключение, замена, объединение)

-Давайте оценим  работу в соответствии с экзаменационными критериями.

 К-1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

К-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3  Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

-Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

    Домашнее задание: повторить приёмы компрессии (сжатия) текста, произвести сжатие текста №6 по сборнику под редакцией Н.А. Сениной «Русский язык 9  класс. Подготовка к ГИА»  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)

Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам  поработать с "испорченным текстом"...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...