Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Говоркова Нелля Александровна

К концу школьного обучения орфографические умения  не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют  результаты проверок диктантов и сочинений     ЕГЭ   в   9кл. и 11 кл.

       Но ведь основным показателем качества знаний по русскому  языку по-прежнему являются грамотное письмо и грамотная речь.  Все это приводит к мысли о том, что необходимо изменить подход к обучению правописанию, использовать технологии,  позволяющие нацелить обучение не на знание правил, а на их применение. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, а учитель должен дать ему рекомендации, инструкции по применению правил. Это могут быть и алгоритм, и опорные схемы и различные приемы - секреты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МБОУ «СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой»    

                      г. Удачный Мирнинский район

                          Республика Саха (Якутия)

           Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы).

                                             Учитель русского языка и литературы

                                                Говоркова Нелля Александровна.


                      Инновационные методы в преподавании уроков русского языка.

                                                        (Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)    

                              Введение.

                                                              Единственный путь,

                                                               ведущий к знанию, -

                                                                 это деятельность.

         Бернард Шоу

        К концу школьного обучения орфографические умения

 не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют

 результаты проверок диктантов и сочинений     ЕГЭ   в   9кл. и 11 кл.

       Но ведь основным показателем качества знаний по русскому

 языку по-прежнему являются грамотное письмо и грамотная речь.

 Все это приводит к мысли о том, что необходимо изменить

подход к обучению правописанию, использовать технологии,

 позволяющие нацелить обучение не на знание правил, а на их

применение. «Напичканный знаниями, но не умеющий

их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу,

которая не умеет плавать», - говорил академик Александр

Львович Минц. Ученику нужно знать, как воспользоваться

правилом, а учитель должен дать ему рекомендации, инструкции

по применению правил. Это могут быть и алгоритм, и

опорные схемы и различные приемы - секреты.


1

1 Глава.

Поэтому, ни на минуту не забывая слова К.Д.Ушинского о том, что грамотность закладывается до 12-13 лет, делаю все возможное, чтобы знание правил для моих учеников не стало мертвым грузом.

В начале учебного года предварительно провожу диагностический словарный диктант . По результатам его анализа выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из выбранных орфограмм привожу работу в течение 3 дней, занимая несколько минут на уроке. В первый день ученики пишут в рабочей тетради словарный диктант из 10-15 слов, содержащих выбранную орфограмму. Проверяем сразу же (я записываю слова на доске и поясняю их правописание, а ученики исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки). Дома дети составляют рассказ из 4-6 предложений с использованием слов из словарного диктанта. На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов, оценку ставят на полях. Дома готовятся к контрольному диктанту. На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 прежних и 10 новых слов). Такая работа весьма эффективна, количество ошибок уменьшается в 1,5 раза.


2

2 Глава.

Раздел учебника «Повторение изученного в начальной школе» выстраиваю как вводный курс по орфографии. На этом этапе знакомлю детей с такими понятиями как орфография, орфограмма, видами орфограмм, даю общее представление об опознавательных признаках орфограмм. Определение орфограммы, типы орфограмм 1) орфограмма - буква (сижу, сердце, луг); 2) орфограмма - пробел (разделительное написание) (в саду, не пришел); 3) орфограмма - контакт (слитное написание) (увидел, сверху); 4) орфограмма - дефис (из-за, кто-то) записываем в теоретические тетради (словари - справочники), которую учащиеся ведут с V по IX класс.

Схема работы над опознавательными признаками орфограмм такова: подбираю материал для наблюдения (2-4 столбика слов), произношу слова парами, а дети находят общие звуки в произношении слов. Затем запись открывается, и учащиеся видят противоречие между произношением и правописанием, определяют тему урока и причину появления орфограммы, т.е. определяют ее опознавательный признак. Учащиеся самостоятельно выводят правило и проверяют себя по учебнику. Например, изучаем тему «Правописание -тся-, -ться- в глаголах».

-        Интерактивная доска

Чистая водица        Не стоит с ним водиться

Болит переносица        Собрание переносится

Белая курица        Вулкан курится

  • Как будем узнавать новую орфограмму? В этом поможет материал для наблюдений. Читаю парами сочетания.
  • Что общего в произношении созвучных слов?

- м

  • А как написано? (открываем материал для наблюдений)
  • Правописание разное, значит, здесь есть орфограмма. Каков ее опознавательный признак?
  • Слышим (ца)
  • Почему в I столбике написано па, а во втором - -тся-, -ться-? Что повлияло на правописание слов?

Чем они различаются?


3

-Это разные части речи. В первом столбике - существительное, а во втором -глаголы.

-        А в глаголах все просто?

Почему и глаголы написаны по-разному?

  • Какова тема урока
  • Правописание -тся-, -ться- в глаголах

Изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак помогает ученику определить, где нужно применить орфографическое правило, и способствует системному восприятию орфограмм учениками.

Благодаря опознавательному признаку учитель устанавливает связь нового правила с ранее изученным, т.е. дает что-то пропедевтически. Группировка правил по опознавательному признаку помогает привести знания в систему, что повышает орфографическую грамотность учащихся.

Но для повышения орфографической грамотности мало правильно объяснить правило и показать детям, где его можно применить. Нужно научить школьников, как применять правило.


4

3 Глава.

Применять правила, а следовательно, успешно формировать навыки и умения помогают алгоритмы. Алгоритмы, составленные по опознавательному признаку, помогают до минимума сократить количество правил, подлежащих запоминанию. Для того чтобы алгоритм был прост для запоминания, удобен и надежен в применении, он должен быть кратким (не более трех шагов). Вот какую схему рассуждения применяю при изучении темы «Правописание ы-и после ц». Слышится (цы).     Интерактивная доска

Для применения правила «Правописание о-ё после шипящих и Ц» мы используем алгоритм:

  1. Если ударная гласная находится в корне, посмотрите:  есть чередование с е (шелка) - пишем ё (шёлк - шелка); нет чередования - пишем о (шорох).
  2. Если   гласная   находится   в  суффиксе   или  окончании,   внимание   на   часть   речи;   в   имени прилагательном, существительном и наречиях под ударением пишем о (сучок,

5

борщом,   горячо);   в   глаголах   и  причастиях.   Образованиях   пишется   ё   (сбережёт,

сбереженный).

А можно это же правило показать такой схемой!

О -е -ё после шипящих и ц
Ё / е
        о        е

Исключение - о        глагольная форма - ё

Во время работы с алгоритмом важен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика. Управлять работой учащихся можно с помощью сигнальных карточек. В кабинете у меня есть набор сигнальных карточек (а-о, е-ы, не-ни, н-нн, з-с, к-к-ск, пре-при). А у каждого ученика есть «Светофор» для проверки орфограмм на слитное, раздельное или дефисное написание. Пользуясь «Светофором», ученик проявляет свою активную позицию.


6

4 Глава.

Каждый   учитель   знает,   сколько   усилий   нужно   приложить,   чтобы   ученик  мог удержать в памяти то или иное орфографическое правило, мог применить его на практике. Поэтому, используя материалы газет и журналов, создаю свой арсенал мнемотехнических     приемов (это и «правила - помощники», и рифмованные правила). Мнемотехнические  , приемы помогают ученикам удержать информацию в долговременной памяти. Вот как звучит правило о правописании приставок.

Приставка с^

3 приставки не бывает -

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье

С з пишите на здоровье.

Приставки пре-, при-

А  сводное  правило  (схему)   «о-ё  после  шипящих» поддерживаем  рифмованным алгоритмом:

Ё на Е скорей меняй,

А за корнем у глагольных

Букву Ё пиши спокойно,

В именных за корнем О -

Это знаем мы давно.

А рифмовка:

В глаголах и наречиях знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных не пишем никогда.

Помогает удержать в памяти сводное правило «Мягкий знак после шипящих».


7

Авторы книги «Секреты орфографии » предлагают интересный способ проверки е-и в корнях с чередованием «Орфограмма с девчачьим именем» помогает увидеть сочетание -... Ира (по аналогии - ...ила, -...ига, -...има, -...иста); здесь связано в одном действии и средство проверки - -аЛ, и результат проверки - -и- в корне.

Больше все же отношу мнемотехнику к игровой деятельности, хотя ей и не откажешь в сложном деле развития навыков грамотного письма.

Вообще, игровые моменты должны присутствовать на уроках при изучении одной из самых «скучных» сторон русского языка - орфографии.

'- Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Секреты орфографии. М.,1994.


8

I      5 глава.

Очень любят мои ученики 5, 7 классов игру «Слова из слова» (составление слов из
букв, входящих в данное слово). В качестве исходного выбираю  орфографически трудное
слово: консерватория, проигрыватель,! винегрет, предприниматель,
перегородка (город,
дорога, род, предок, река, гора, порка, год, дог, рекорд, код, рак, река, корка, кора, опора).
Игра занимает мало времени и может проводиться на любом этапе урока. Она помогает
запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном счете
способствует развитию орфографической! зоркости. Можно дополнительно в словах
обозначить орфограммы. Интерес представляет и использование пословиц на уроках
русского языка, что способствует не только развитию орфографической грамотности
учащихся, но и расширяет их лексический запас, делает речь более эмоциональной и
образной .
        \

Нравится детям разгадывать кроссворды по теме «Орфография». Таким видом
деятельности легко заинтересовать, привлечь можно даже самых пассивных к работе .
        \


9

6 Глава.

Одним   из   эффективных   приемов   при   обучении   детей   орфографии   является обращение к этимологии. Сведения о происхождении слова способствуют не только совершенствованию орфографических навыков,  но и обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся. Так на уроке работаем со словом корабль.

  1. Уточняем его лексическое значение (это крупное морское судно).
  2. Беседуем об этимологии слова.

Исконно-русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто.

-        Что у них общего?

И корабль, и короб, и корыто первоначально представляли собой сделанную из коры посудину.

-        Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно
проверить букву о в слове корабль?

Находим слова- подсказки: корка, корочка.

В словарики вместе со словом корабль записываем слово - подсказку:

КОрабль (КОрка)

Подбираем родственные слова:

Кораблик, корабельные, корабел, кораблестроитель

и находим у них общий корень.

Какой? кор-? кора-? кораб-? корабль-?

Учитель объясняет, что в древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственниками, поскольку имеют единый исторический корень -кор-. Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль - все слово - корень.

Разбираем слова: корабль корабльи к

На этом же уроке провожу творческий словарный диктант.

Задание: по краткой этимологической справке попробуйте узнать и правильно написать название гриба.

  • Гриб, который чаще всего растет под березами (подберезовик - пОд, бЕлый)
  • Гриб, который растет около пенька (Опенок - Около пня)
  • Гриб, имеющий масляную пленочку на шляпке (масленок - мАсло)

10

- Гриб, ядом которого можно уморить муху и не только ее (МухОмор)

Теперь зная, как и почему пишутся названия многих грибов, можно предложить

ученикам написать сочинение - миниатюру.

При   подведении   итогов   урока   еще   раз    обращаем    внимание   на   науку   о

происхождении слов - этимологию, помощницу в написании «трудных» (словарных)

слов.


11

7 глава.

 Словарную работу провожу из урока в урок. Но ведь не каждый ученик знает, как правильно   запоминать   слова,   поэтому   в  V   классе   на  примерах   словарной  работы объясняю, как «работает» память и как определить свой ведущий вид памяти.  Вот фрагменты урока по теме «Непроверяемые гласные и согласные».

-        В русском языке есть написания, которые нельзя проверить по сильной позиции.
Эти слова надо запомнить. А как запоминать слова?

Видов памяти много. Выберем те, которые помогут нам овладеть приемами запоминания.

-        Выберите варианты правильного написания слов. Если трудно, обращаемся к
орфографическому словарю.

Какой вид памяти нам помогает в работе (зрительная память)

А какой вид работы помогает развивать зрительную память? (чтение, ведь мало читающие люди пишут безграмотно).

Если не помогает чтение, то «включаем» другие способы запоминания - движение (или орфографическое проговаривание). Проговаривать правильно нужно

  • вслух
  • отчетливо
  • как слово пишется 

Тренируемся в проговаривании (1-й раз - громко, 2-й - тише, 3-й - про себя):

Дрожжи

Искусство

Великолепный

Гимнастика

Записываем эти слова в тетрадь аккуратно и разборчиво, т.к. неразборчиво написанные слова не запоминаются.

Таким образом, проговаривая и записывая слова, мы включаем в работу речедвигательную, зрительную, слуховую память.


12

каламбур        колорит        ветеран        дирижер

карантин        котлован        вереница        гигиена

парадокс        гонорар        серенада        приоритет

Можно группировать слова с непроверяемыми безударными гласными, используя их:

  • для фонетического разбора (яростный, пьедестал);
  • для разбора слова по составу (аккуратный, предварительный);

  • для этимологической работы (витрина, легенда, ландшафт, ориентир, президент акварель, тайфун);
  • для морфологического разбора;
  • для синтаксического разбора.

Можно предложить ученикам вставить пропущенные буквы, расставить ударение и распределить слова по колонкам в соответствии с таблицей.

Дополнительно составить и записать предложения с этими словами.

А-А        I        0-0        1        Ё^Е        I        И-И

К.тл.ван, д.р.жер, в.р.ница, с.кр.тарь, г.г.ена, с.р.фан, т.мп.ратура, м.т.орит, к.р.вай, д.л.гация, ц.в.лизация, л.г.нда, ф.нт.зия, д.р.жабль, м.л.хит, п.р.докс.

Очень нравятся детям тематические словарные диктанты. Многие из них составляют сами дети. Например, исторический диктант:

Религия, колонна, ветеран, археолог, раскопки, восстание, император, фараон, мумия, империя.

Лингвистический диктант:

Орфография, орфограмма, грамматика, синтаксис, пунктуация, фонетика, морфема, словообразование.

Математический:

Математика, геометрия, транспортир, произведение, пропорция, процент, вычитание, дециметр, коэффициент.

Можно дать группу слов, ученики должны систематизировать данную лексику по тематическим разделам: «Школа», «Библиотека», «Театр».

Р...пертуар, к...талог, илл...страция, д... ректор, к...б...йнет, р...п...тиция, сп...ктакль,    бр...ш...ра,   аб...н...мент,   дек...рация,   л...уреат,    к...ридор,    атт...стат,


13

п...рсонаж, г...рбарий, б...леты, г...зеты, г...рдероб, п...ртер, ст...лаж, экз...мпляр, к.. .р.. .ндаш, апл.. .дисменты, энц.. .клопедия.

Этот вид работы не только обогащает знания учащихся, расширяет их кругозор, но и повышает уровень их грамотности.

Домой часто дети получают задание составить словарный диктант на заданную орфограмму на двух карточках: на одной с пропусками орфограмм, на другой - ключ.

Тема «о - ё после шипящих и ц».

Карточка № 1. «Ч...рный, ш...в, ноч...вка, ж...лтый, Ш...Л, ш...колад, печ...нка, зайч.. .нок, реч.. .нка, ш...ссе, щ...лка, медвеж.. .нок».

Карточка № 2. «Чёрный, шов, ночёвка, жёлтый, шёл, шоколад, печёнка, зайчонок, речонка, шоссе, щёлка, медвежонок.

Так пополняется моя методическая копилка. Карточки раскладываю в конверты по орфограммам, и на уроках, особенно при анализе контрольных работ, ребята, в зависимости от типа личных ошибок, работают с данными словарными диктантами. Так обрабатываются умения и постепенно приобретаются навыки правописания.

Но есть группа сов, которые никак нельзя отнести к словарным. Это «трудные» слова, в которых ученики из работы в работу допускают ошибки. Здесь снова приходят на помощь карточки. В картотеке могут оказаться слова на любое правило, если они «трудноусвояемые». Критерием при отборе слов являются частота их употребления и массовый характер ошибок в них. На уроке 2-3 ученика берут «вслепую» по 5-7 карточек и записывают слова на доске, вставляя пропущенные буквы. Затем записанные слова проверяются всем классом и устраняются ошибки, если таковые имеются.


14

8 глава.

Труднопроверяемые и непроверяемые написания, безусловно, должна охватывать работа со словарём. При изучении раздела"Фонетика и графика" после усвоения алфавита состоялось знакомство со словарями. В центре нашего внимания оказались следующие словари: толковый словарь М. С. Лапатухина, грамматико-орфографический Б. Т. Панова, и А. В. Текучева, словообразовательный А. Н. Тихонова, строения слов русского языка 3. А .Потихи, словарь иностранных слов В. В. Одинцова. Но первым этапом знакомства со словарём должна быть работа именно со школьным орфографическим словарём.

Как актуальны рекомендации А. Д. Алферова, данные им ещё в 1911 г.:"Весьма было бы важно, чтобы орфографический словарь стал настольной книгой нашего ученика при всех письменных работах: классных, домашних, даже при проверочном диктанте, при классных изложениях и сочинениях".

У детей есть собственные орфографические словари, да и в кабинете их уже накопилось достаточное количество. Работа со словарём должна охватывать труднопроверяемые и непроверяемые написания (участвовать, приобрести, искусство).

Поначалу отрабатывали навыки пользования словарём, учились быстро находить нужное слово. Примеры работы со словарями различны:

  1. В словах с непроверяемыми согласными ошибки предупреждались тем, что не разрешалось писать это слово, пока оно не найдено в словаре, не написано на доске, не указана орфограмма, не проговорено по слогам.
  2. При работе над словами с проверяемыми орфограммами ученики проверяют себя сначала без словаря, применяя правило, после записи- по словарю. Прежде чем написать слово, они подбирают проверочное написание и записывают его впереди проверяемого, проговаривают по морфемам, выделяют значимые части, подчёркивают орфограмму. После подготовительной работы переходим к упражнениям:

  1. Выписать из словаря слова с определённой орфограммой (указывается стр. словаря или буква)
  2. Найти в словаре три слова, написанные на доске, учитывая не только первую но и вторую, третью буквы, (рекламировать, вестибюль)

15

  1. Найти в словаре слова из домашнего упражнения. А на доске я их пишу с пропущенными орфограммами. Ученики находят слово в словаре, запоминают правописание, объясняют, затем вставляют пропущенную букву, потом ещё раз сличают написанное с орфографическим словарём.
  2. При изучении темы" Слог. Ударные и безударные гласные" пишу на доске слова: километр, договор, портфель, звонит. Дети находят слова в словаре для определения в них ударения, произносят правильно.
  3. Найти в словаре слова, воспринятые на слух, без записи их на доске. Ученики из продиктованных слов выписывают те, в которых гласные е, ё , ю , я обозначали 2 звука (вьюга, съёмка, объезд, поздно) Затем отыскивают эти слова в словаре и сличают с записанным в тетради.
  4. С целью подготовки и к словарным, контрольным диктантам найти продиктованные, а не записанные на доске слова: шоссе, теннис, лучше, сантиметр, шофёр.
  5. Самостоятельно исправить подчёркнутые учителем неправильно написанные слова в словарном или контрольном диктантах путём сличения со словарём.
  6. Проверить себя со словарём во время написания диктанта, объём его 15-20 слов. После каждого слова -пауза, чтобы ученик сумел найти в словаре слово, в написании которого он сомневается.

Времени на этот вид диктанта затрачивается больше, но эффективность его очевидна.

Систематическое использование словаря на уроках русского языка повышает интерес школьников к работе, постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, вырабатывается потребность в самоконтроле. Повышается грамотность учащихся, так как сличение написанного с готовым текстом обостряет внимание к слову, и его правописанию, способствует выработке орфографической зоркости.


16

9 Глава.

При всём многообразии методов и форм, используемых при изучении и закреплении норм правописания, нельзя забывать о дифференцированном подходе, так как " пока не выяснено, как ребёнок воспринимает материал, его невозможно учить", - утверждал академик М. М. Поташник. Управляемость и доступность материала даёт возможность выбрать его таким образом, чтобы на всех этапах обучения учитель мог организовывать работу с учётом личных особенностей детей. Важно учитывать особенность переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. " доминирование правого полушария- словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Доминирование правого полушария- конкретно- образное мышление, развитое воображение" . То есть левополушарный тип мышления - это рациональный способ овладения языком, а правополушарный тип- это интуитивный способ. Отсюда разное количество и качество ошибок. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левополушарные дети делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные, пропускают мягкий знак, падежные окончания, пишут лишние буквы. Правополушарные делают ошибки в словарных словах, в гласных под ударением, пропускают буквы, допускают описки. К таким ошибкам добавляются и индивидуальные ошибки. Конечно, следует так организовывать урок; чтобы0 ситуация успеха возникала у всех детей с разной функциональной ассимитрией мозга. Детям, которые испытывают затруднения на этапе опознания орфограммы, даю упражнения, развивающие умения фиксировать опознавательные признаки:

  • найти в тексте изученные орфограммы;
  • подобрать слова с той же орфограммой;
  • сгруппировать орфограммы;
  • списать текст с пропуском тех букв, правильное написание которых затрудняет. Ученики с недостаточно развитыми умениями квалифицировать и дифференцировать

орфограммы выполняют такие упражнения:

  • выборочно- распределительные работы
  • различные виды диктантов

2- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., ТЦ « Сфера», 1998 г.


17

-        орфографические разминки (повторение только что изученного проводится при
освоении нового материала)

Так, отработка написания о - ё после шипящих в V классе проводится вслед за изучением написания слов с шипящими на конце.

Пробирает дрожь, с первым лучом

Плащ с капюшоном, мимо дач возле кустов крыжовника,

Плющ тянется до крыш, течёт речонка, ландыш пахуч, воздух свеж,

Лишь шорох и шепот камышовых зарослей, мышонок кинулся прочь

При изучении следующей темы " Буквы ы - и после ц» удерживается написание слов с шипящим на конце и написание о -ё после шипящих

Шёл на цыпочках, жёлтенький цыплёнок, нарцисс пахуч, опасный циклон, известный циркач, традиция, жёлтая акация, изучаешь пунктуацию, сестрицын плащ, вереницы туч.

Но самым действенным способом учёта индивидуальных особенностей ребёнка при обучении практической грамотности является работа в индивидуальной орфографической тетради («По следам ошибок»). Туда выписываются слова с допущенными ошибками, проставляются номера орфограмм и выполняются тренировочные упражнения. /тТримеры индивидуальных заданий:

1)    Дополните     глаголы    существительными    так,     чтобы     возникло     связное словосочетание; В глаголах вставьте пропущенные буквы.

Ср..слись(чем?),  р..сти  (где?),  выр...стать  (что?),  обр...стает  (чем?),  прир..стать (что?), ср...тись(чем?), прор... сти (где?)

2)Подберите    парное    слово    с    чередующейся    гласной    по    образцу,    вставьте пропущенные буквы. Сочините всё, что хотите, но связно!!!

Образец:  заросли - растение, Заросли крапивы. Красивое растение. Заросли крапивы мешали пройти. Красивое растение всегда радует.

Вр...сти , дор..сти , возр...ной, зар...сти, отр...сль, перер....стание, р...сти, Р.хтов, р...стовщик.

3)        Вычеркните четвёртое лишнее:

  • раствор, растение, растительный, выращенный
  • зарасти, вырасти, подрасти, подросток
  • заросли, водоросли, отрасль, поросль

4)        Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:


18

а)        Одна ч..рёмуха выр.. .ела на дорожк.. и з..глушила другие кусты.

б)        Р..ела она не кустом а деревом.

в)        Около Р..стова лесные болота бедны растительностью.

г)        Одни деревья отж..вают свой веки пор.. .стают травою а другие подр..стают.

д)        Сочините лингвистическую сказку о корнях раст - ращ- рос и их командирах.
Для левополушарных - списать текст без допущенных в нём орфографических и

пунктуационных ошибок.

Бабушка пригласила меня с систричкой приехать к ней налето. Мы судовольствием поехали. У дома растелается лужайка. В ульи жужжат пчёлы. Летают бабочки и стрекозы. Бабочка опускаеться на цветок ромашки а на лютике разкачиваеться стрекоза. По дорожки мы направляемся к речке купатся. На сестре голубой сарафаньчик а на шляпке красуються васильки.

Для правополушарных составить текст диктанта ( можно в стихах) с использованием слов на изученное правило.

Формами итогового контроля является словарные диктанты, контрольные и диктанты (связный текст)

Индивидуальная коррекция грамотности при изучении темы "Правописание о - ё после шипящих и ц" . (в классе заполняем таблицу)

О

Ё

Ё

О

Ё

За    корнем под ударением

В        корне под ударением

В глаголах

Слова-исключения

Суффикс-ЁР

  1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило
  2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово
  3. Ещё раз поработайте с таблицей, заполняя её, используя слова любого упражнения по данной теме.
  4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассников

5)        Выпишите из литературного произведения слова с данной орфограммой,
объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или
обозначьте: исключение).


19

Если класс делю традиционно на три группы (с достаточным, средним, и высшим уровнем), то по такой же теме "о - ё" после шипящих и ц "

предлагаю такие задания:

1) Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы:

Быч..к, боч..нок, ноч..вка, внуч..к, гараж..м, печ..нка, свеч..й, ж..нглёр, ж..лтый, переш..л, ж..рдочка, бумаж..нка.

2)Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму.

В камышовом шалаше ребят ждёт сторож, голову покрывает шапчонка, из - под пиджака выглядывает халщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Детям показывают трещотки и угощают крыжовником. Ещё предлагают шоколадки.

3) Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с изученной орфограммой.

В чащобе поймали медвежёнка и учили его танцовать. Мы ставим вместо стола бочёнок. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой. Девчёнки заваривают чай. Из - за кустов раздаётся шорох и выбегает зайчёнок.

Для успешного осуществления дифференцированной работы нужна атмосфера доверия и сотрудничества между учителем и детьми, важно следить за ростом учащихся, замечать малейшие успехи и продвижения.


20

10 Глава

Большое значение придаю подбору упражнений для уроков первичного закрепления. Первое, что делаю после изучения правила, это провожу устный орфографический разбор ( на доске 5-7 слов с изучаемой орфограммой), графически обозначаю орфограммы.

Затем дети в тексте упражнения находят слова с новой орфограммой и объясняют их правописание.

Второй этап, это письменные упражнения, как правило, осложнённое списывание ( заранее готовлю на доске запись с пропущенными буквами только на изучаемое правило).

Здесь можно воспользоваться и упражнениями из учебника и предупредительным диктантом, но обязательно с записью на доске. Для первого письменного упражнения лучше предлагать слова или словосочетания, ребёнок должен видеть, как написано слово. Здесь можно применить " Эстафету", когда ученики по очереди выходят к доске и называют условия выбора орфограммы и только потом саму орфограмму. Перед записью слов - обязательно объяснение.

Образец объяснения орфограммы:

Прик.. .саться к человеку

-        после корня есть суффикс - а-, поэтому вставлю а в корень касс - . Касаться.
Третий этап - полусамостоятельная работа, которая следует за коллективной. Можно

воспользоваться сигнальными карточками. Но чаще всего это предупредительный диктант ( как разновидность - индивидуально-предупредительный диктант). Можно предложить выборочный диктант, выборочно- распределительный, можно узнавать слова по лексическому значению, подбирать синоним, антоним, отгадывать загадки, искать слова на изучаемую орфограмму на рисунке.

Вот примеры заданий полусамостоятельной работы по теме " Согласные в корне слова"

1)        Объяснительный диктант " В мире загадок"

-        объясните подчёркнутые орфограммы, запишите отгадки

Горит столб, а дыму нет. (свеча). Сидит барыня в ложке, свесила ножки (лапша). Шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь). Ела дуб, да поломала зуб (пила). Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер) Бегут по дорожке доски и ножки (лыжи)

2)        Синонимический диктант:

1) Сильный ветер -    (яростный)


21

  1. Здешний житель -   (местный)
  2. Жестокий враг -    (безжалостный)
  3. Дождливая погода - (ненастная)
  4. Разговорная речь -   (устная)
  5. Печальный рассказ -   (грустный)

3) Антонимический диктант:

  1. Печальное событие -   (радостное)
  2. Несчастный случай -   (Счастливый)
  3. Ранний час -    (поздний)
  4. Незнакомый певец -     (известный)
  5. Мягкий вагон -     (жёсткий)

4) Лексический диктант:

" Кто такой?" "Что такое"

1) Тот, кто приносит вести (Вестник) 2) Человек одинакового возраста с кем - нибудь Сверстник), 3) Центральное небесное светило (Солнце) 4) Центральный орган фовообращения (Сердце) 5) День торжества в память о событии (Праздник) 6) Письменное официальное извещение с вызовом (повестка) Кушанье (Яства).

При изучении темы" Приставки пре- и при -" можно использовать:

1)        Диктант на распространение:
Мир строит - война     (разрушает)
Маленькое дело лучше большого     (безделья)
Глупый осудит, а умный     (рассудит)
Рыбак рыбака видит     (издалека)

Береги платье снову, а честь     (смолоду)

2)        Диктант на замену

Глава государства   (президент)

Подарить (презентовать) Граница (предел) Затруднение (препятствие) Купить 'приобрести) Льгота (привилегия) Легенда (предание) Продолжатель (преемник)


22

Выборочно - распределительный диктант при изучении темы " Тройная роль Ь в русской орфографии"

Распределить слова в три столбика:

В первый - слова с "Ь" - показателем мягкости

Во второй - слова с разделительным "Ь"

В третий - с "Ь" грамматическим показателем

Деревья, помощь, молодёжь, беречь, отрежь, косьба, серьёзный, вьюга, пальто, корабль, пьедестал, барьер, желудь, морковь, курьер, рожь, барьер, собираться, метель, ружьё, фонарь, свадьба.

Четвёртый этап при первичном закреплении - упражнение, которое выполняется самостоятельно и проверяется после записи. Приёмы проверки: самопроверка или взаимопроверка, которые тоже развивают орфографическую зоркость.

Здесь использую упражнения из учебника или диктанты "Проверяю себя" На этом этапе очень хороша работа с орфографическим словарём.

Изучаемую орфограмму нужно закрепить, перевести в разряд прочного навыка, поэтому только урока изучения нового материала недостаточно, нужно ещё включить новую орфограмму и в последующие уроки (уроки специального закрепления). Использую на уроках специального закрепления осложнённое списывание, диктанты, творческие задания (например при изучении темы "Двойные согласные в корне слова" написать сочинение- миниатюру на одну из тем "На футбольном матче", "Поход в горы", "На телевидении").


23

11 Глава

На уроках итогового повторения при изучении темы " Орфограммы в корнях слов" такое поле деятельности, такое многообразие видов заданий. Перечислю некоторые из них:

  1. Орфографический разбор
  2. "Эстафеты": каждый последний в ряду ученик пишет одно слово на заданную орфограмму и передаёт листок сидящему впереди.
  3. Упражнения- задачи по аналогии. Например " Третье лишнее":

  • лететь, впереди, лесной
  • растение, росток, водоросли
  • ложился, предложение, выбирать

  1. Разбор слов по составу
  2. " Исследование" учебника
  3. Выполнение упражнений учебника с последующей самопроверкой и самооценкой
  4. Самостоятельная работа с упражнениями.
  5. Создание своей словарной диктовки с орфограммами в корне.
  6. Создание сочинения - миниатюры с использованием слов с орфограммами в корне (Сочинение по опорным словам)

  1. Работа с сигнальными карточками А   О     Е     И
  2. Обращение к толковому и другим словарям

12)Цифровой диктант (вместо слов для записи ответов ученики используют только буквы и цифры)

Е - И в корнях с чередованием

-        Укажите цифрами слова, в которых в корне пишется И    (2 варианта с общим
заданием)

А.  1) опираться \ стирать 2) блестело \ разбираться 3) вытереть \ зажигает

4) блистает \ заберётся 5) собирать \ соберу 6) перебирать \ подстелить Ключ:  1 Вариант -   А 1, 4, 5, 6 2 Вариант -   А 1 , 2, 3


24

Для формирования орфографической грамотности учащегося могут быть предложены задания по развитию аналитических способностей, их охотно выполняют дети с разным уровнем развития.

1)        На повторение орфограммы "О - Ё" после шипящих в разных частях речи

- Составьте и запишите ряды слов, предусмотрев, что в них 4-ое слово - лишнее

а)        в корне (существительное и прилагательное)

б)        в суффиксе (прилагательное и существительное)

в)        в окончании (глагол и существительное)

г)        в суффиксах и окончании (существительное)

2)        Что общего в словах с точки зрения орфограмм:

Давать, продавать, бросать, посадить, удивление, кормилица, священный, очаровательный.

(Безударные гласные в корне, проверяемые ударением)

Дополнительно приходится находить корень, делить слово на морфемы, подбирать проверочные слова.


25

12 Глава.

 Раз в две недели провожу творческий тренинг: учебником не пользуемся, только активизация собственных индивидуальных и коллективных возможностей. Коллективные упражнения проводятся в соревновательной форме устно или на контрольных листах. Типы развивающее - систематизирующих упражнений:

-        Записать (в столбик) по 10 слов на данную орфограмму (указывает вид орфограммы
учитель)

-        Запишите по 10 слов с приставкой на с-.
Творческие обобщающие упражнения:

  • Запишите 10 слов, в которых после шипящих пишется "Ь" Сгруппируйте их как части речи.
  • Составьте таблицу "Ь" после шипящих в разных частях речи и заполните её.
  • Вспомните и запишите 10-15 слов с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением, используя ассоциативный принцип (одежда, мебель, овощи-фрукты, инструменты)

-Запишите пары слов, в которых между одними и теми же буквами пишутся Ъ и Ь, например: подъехать - половодье.


26

Заключение.

Неисчерпаемые возможности урока русского языка - сам, «великий, могучий русский язык», - само содержание предмета - это основа, на которой только и можно творить в поисках методов и приемов.

Приемов много, рассказала лишь о некоторых, но они важны не сами по себе, а в целостной системе, где значимо все. Описанная система обучения орфографии позволяет заметно повысить орфографическую грамотность школьников, успешно решать задачу языковой компетенции. У детей воспитывается «дар слова», им даются секреты его постижения. И очень стараются на уроках школьники, чтобы стать грамотными, культурными. Они изучают русский язык - «свод нежности, и мудрости, и грусти, мой коренной, непостижимый, русский - души моей, судьбы моей язык». (Я.Белинский)


4

Приложение № 1. Кроссворд «Правописание букв в корне гар-гор».

I. Заполните кроссворд. Какая орфограмма объединяет слова - ответы на данный кроссворд?

  1. То, что получается при сгорании.
  2. Болезненное состояние при отравлении угарным газом.
  3. Смуглый цвет кожи, приобретенный в результате пребывания на солнце.
  4. Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем.

5.        Существительное,   образованное   от   глагола   гореть   в   значении   «быть
охваченным сильным чувством, страстью».

Ответы: 1. Гарь. 2. Угар. 3. Загар. 4. Гореть. 5. Горение.

II.        Кроссворд «о или ё после шипяших?».

  1. Маленькая река.
  2. Сгущенное молоко.
  3. Небольшой круг.
  4. Печень.

III.        Кроссворд «ен- или -ин?».
По горизонтали:

1. Маленький баран. 2. Избыток. 3. Внук. 4. Комар.

По вертикали:

1. Бублик. 2. Карман. 3. Кружок.


5

IV. Кроссворд «Пре- или при-?». По горизонтали:

1. Авторитет, влияние. 2.Часть песни. 3. Препятствие. 4. Друг. По вертикали:

1. Отличительное свойство, признак. 2. Синоним приветствия Здравствуй!. 3. Трон. 4. Изменник.


Приложение № 2.

Урок в 7 классе по теме «Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Цель урока: формирование навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не-ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.

Развивающая цель: развитие познавательной активности.

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Орфоэпический словарь.
  2. Контрольные карточки.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап подготовки учащихся к сознательному освоению новых знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Этап закрепления новых знаний.
  5. Этап информирования о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Методы:

  • приветствие;
  • методы проблемного обучения;
  • методы работы под руководством;
  • дифференцированное задание.

Ход урока.

I. Самопроверка домашнего упражнения с использованием контрольной карточки.

П. Словарно- орфографическая диктовка.

Запись слов с объяснением правописания приставок:

Расчет, рассчитать, расформировать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расчертить, бесполезный, сжечь, делать.


7

III.        К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых части слова
противоположны по написанию, например: стеклянный - серебряный, видишь -
стелешь, некем - никем.

Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовал), местность (чудесный), никуда (некуда), не был (негодовал).

IV.        Объяснение нового материала начинается с разрешения проблемной ситуации

-        по какому признаку разделены слова на два столбика?
добела
        досрочно
изредка                                                    извилисто
искоса

снова        сбивчиво

Обращаем внимание школьников на правильность произношения наречий: надолго, набело, но: добела.

Запись в ученические словари в раздел «Говори правильно».

-        По конечному суффиксу;

л

-        От чего зависит выбор суффикса.

Ученики дают различный ответ, каждый из которых проверяется:

  • от ударения - не подтверждается;
  • образовано от прилагательных - не подтверждается;
  • от способа образования. Проверим:

добела        белый        досрочно        досрочный

изредка        редкий        извилисто        извилистый

искоса        косой        сбивчиво        сбивчивый

снова        новый

Вывод:

Наречия с а_образовались приставочно-суффиксальным способом. Наречия с о образовались суффиксальным способом.

  • можно ли сделать окончательный вывод?
  • рассмотрим третий столбик влево

вправо заново


8

чисто

  • что общего у этого столбика слов с первым столбиком?
  • способ образования
  • а в чем отличия?
  • нет приставок из-, до-, с-; пишется о
  • когда же в наречиях пишется на конце а?

Учащиеся формулируют правило и сверяют его с правилом учебника. V. Закрепление материала.

а)        Учащиеся I и II групп выполняют упражнения записанные на доске

1. Замените словосочетание наречиями с о или а на конце. Обозначить орфограмму.

Идти в правую сторону (вправо), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело).

б)        А для учащихся Ш группы учитель повторяет объяснения: какие два условия
необходимы, чтобы на конце наречия был а:

  1. Приставки из-, до-, с-.
  2. образование наречия приставочно-суффиксальным способом. Построим алгоритм рассуждения.

1.        Смотрю, есть ли в наречии приставки из-, до-, с-.

да        нет

Рассуждаю дальше        пишу о

2.        Смотрю как образовано наречие.

приставочно-суффиксальным способом        суффиксаль

ным способом

пишу а        пишу о

Алгоритм закрепляем на ряде словосочетаний.

Изредка преграждал, справа и слева находились, сгоряча не стукнули, раскачивал направо и налево.

в)        Выборочный диктант для I и II групп.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

"Инновационный подход к изучению музыкальных терминов"

В этом материале я предлагаю кроссворды, чтобы учащимся интересно было изучать музыкальную терминологию. Далее, ученикам можно предложить самим составить кроссворды....

Инновационные подходы в изучении предмета "Технология"

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием" Это слова Ушинского которые актуальны как никогда в нынешнее время. Развивается и функционирует современный р...

Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Инновационные подходы в изучении предмета «Технология».

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». ...

Инновационные подходы при изучении истории в школе

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, ...