Главные вкладки
Урок русского языка. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
Дата проведения урока: 26.11.2014
Цели деятельности педагога | Развитие навыков устной речи, умение делать устные описания по картине; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; развитие умений составлять план оригинального текста, пересказывать текст от третьего лица. |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать структуру текста-повествования, особенности описания действий; уметь описывать действия, используя деепричастия и деепричастные обороты, создавать текст-повествование с элементами описания по картине от третьего лица. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения данных коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку и гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. |
Методы и формы обучения | Деятельностно-практический метод; наблюдение за языком; индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects |
Оборудование | Ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
Демонстрационный материал | Электронная презентация, выполненная группой подготовленных учащихся под руководством учителя |
Основные понятия | Художественный стиль речи |
Структура урока
Этапы урока | Задания, упражнения, обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация и актуализация учебной деятельности | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр презентации, сопровождающей ход урока | Рассказ ученика (заранее подготовленного) о художнике С. А. Григорьеве. | Смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа | Проблемно-аналитическая беседа по вопросам: -Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? -Где происходит действие, изображенное на картине? -Кто является главным действующим лицом картины? -Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, одежду, выражение лица. -Опишите маленького мальчика, стоящего позади вратаря. -Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. -Кто равнодушно относится к происходящему на футбольном поле? -Почему картина называется «Вратарь»? -Как вы думаете, что хотел сказал художник своей картиной? (Какова ее главная мысль?) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения | Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно | Формулирует цель УД вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. С.А. Григорьев не изобразил самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует цвет, освещение, композицию. И прежде чем вы приступите к написанию сочинения, необходимо выяснить, как художник использовал цвет, освещение и композицию для раскрытия своего замысла. | Формулируют цель УД в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. |
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение содержания сочинения. Составление плана | Работа в группах. Задание. Подготовьте ответы на вопросы. Группа 1. -Расскажите, используя план, как построена картина: а) где (на переднем или на заднем плане) изобразил художник вратаря? б) кто изображен на втором плане картины? в) что вы видите на заднем плане? Группа 2. -Обратите внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей и сумок, перевязанная коленка, кожаные перчатки вратаря). Объясните их роль в раскрытии замысла художника. Группа 3. -Какие цвета и оттенки использовал художник? Какова их роль в изображении происходящих на картине событий? Составление плана. (Образец) 1.Тема картины. 2.Описание картины С. А. Григорьева «Вратарь»: а) на пустыре в погожий осенний день; б) бесстрашный вратарь и его помощник; в) болельщики и зрители. 3.Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, колорит картины. 4.Основная мысль картины. Организует и сопровождает деятельность детей. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочих тетрадях. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности в организации работы. |
5.Закрепление. | Составление связных текстов по плану, письменная работа. | Словарная работа по материалам упр. 207, 208. Составление черновиков сочинений. Контролирует правильность выполнения задания. | Озаглавливают рассказ, пишут сочинение. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
6.Включение в систему знаний и рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения: 1.В каком стиле должно быть написано сочинение? 2.Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии? 3.Что должен включать в себя план сочинения? Из скольких пунктов состоять? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Сочинение.
С. А. Григорьев – известный украинский художник, автор многих картин, персонажами которых являются дети. Одна из лучших работ живописца – картина «Вратарь», написанная в 1949 году.
Действие происходит на школьном дворе в один из теплых дней ранней осени. Вдали виднеются дома, стройки и пустырь, скрывающиеся в сиренево-голубоватой дымке. Границы ворот – сумки и кепки ребят.
Главный герой картины – долговязый светловолосый мальчик. Он один выглядит как настоящий спортсмен, на нем синие шорты, свитер, черные кожаные перчатки, спущенные носки. У мальчика перевязано колено, и это показывает, что он играет не в первый раз. Вратарь стоит в напряженной позе: широко расставив ноги, опершись руками в колени, следит за действиями противника. За вратарем расположился, выпятив живот, заложив руки за спину, в красном лыжном костюме, его помощник, в любой момент готовый поймать мяч.
Зрители разместились на неаккуратно сложенных досках. Все они разных возрастов.
За игрой следит мужчина, видимо, проходивший мимо и увлеченный возгласами детей. Активнее всех «болеют» мальчик в темном костюме и девочка в красном капюшоне. Остальные ребята более спокойны. Все болельщики смотрят в одном направлении. Из этого можно сделать вывод, что сейчас будут бить пенальти. За игрой наблюдает и маленькая белая собачонка, свернувшаяся в клубок у ног детей.
Художнику удалось единым действием объединить довольно много персонажей. Каждой детали найдено свое место, каждый герой раскрыт по-своему. Колорит картины разнообразен. В ней как бледные, телесные оттенки, так и яркие краски осени.
Мне нравится наблюдать за игрой кого-либо в футбол. Быть болельщиком – очень увлекательное занятие.
Картина мне понравилась, потому что художнику удалось передать накал футбольных страстей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урок...

Работа с поризведениями живописи на уроках русского языка....
Урок развития речи. Урок разработан по УМК В.В.Бабайцевой. К уроку предусмотрена презентация....

Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....

Презентация содержит материал о творчестве П.П. Кончаловского, легенду о Сирени, стихи о сирени, фотографии сцен балета П.И. Чайковского "Спящая красавица", методические материалы для написания сочине...

В данном документе содержится План-конспект урока, ход урока с деятельностью учащихся и учителя с ууд...