Главные вкладки

    Урок русского языка. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь".
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Маликова Елена Геннадьевна

    Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx25.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сочинение-рассказ по картине С. А.  Григорьева «Вратарь».

    Дата проведения урока: 26.11.2014

    Цели деятельности

    педагога

    Развитие навыков устной речи, умение делать устные описания по картине; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; развитие умений составлять план оригинального текста, пересказывать текст от третьего лица.

    Тип урока

    Урок развития речи

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать структуру текста-повествования, особенности описания действий; уметь описывать действия, используя деепричастия и деепричастные обороты, создавать текст-повествование с элементами описания по картине от третьего лица.

    Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения данных коммуникативных задач.

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку и гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

    Методы и формы обучения

    Деятельностно-практический метод; наблюдение за языком; индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения.

    Образовательные ресурсы

    http://www.uroki.net

    http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

    http://www.zavuch.info

    http://festival.1september.ru/subjects

    Оборудование

    Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

    Демонстрационный материал

    Электронная презентация, выполненная группой подготовленных учащихся под руководством учителя

    Основные понятия

    Художественный стиль речи

    Структура урока

    Этапы урока

    Задания, упражнения, обучающие и развивающие компоненты

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация и актуализация учебной деятельности

    Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Просмотр презентации, сопровождающей ход урока

    Рассказ ученика (заранее подготовленного) о художнике С. А. Григорьеве.

    Смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем.

    Познавательные:

    выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

    Регулятивные:

    принимают и сохраняют учебную задачу.

    2.Выявление места и причины затруднения

    Эвристическая беседа

    Проблемно-аналитическая беседа по вопросам:

    -Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили?

    -Где происходит действие, изображенное на картине?

    -Кто является главным действующим лицом картины?

    -Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, одежду, выражение лица.

    -Опишите маленького мальчика, стоящего позади вратаря.

    -Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

    -Кто равнодушно относится к происходящему на футбольном поле?

    -Почему картина называется «Вратарь»?

    -Как вы думаете, что хотел сказал художник своей картиной? (Какова ее главная мысль?)

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

    Познавательные:

    устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные:

    осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные:

    задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    3.Целеполагание и построение выхода из затруднения

    Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно

    Формулирует цель УД вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

    -В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. С.А. Григорьев не изобразил самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует цвет, освещение, композицию. И прежде чем вы приступите к написанию сочинения, необходимо выяснить, как художник использовал цвет, освещение и композицию для раскрытия своего замысла.

    Формулируют цель УД в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы

    Познавательные:

    извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников.

    Регулятивные:

    планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

    4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

    Обсуждение содержания сочинения. Составление плана

    Работа в группах.

    Задание. Подготовьте ответы на вопросы.

    Группа 1.

    -Расскажите, используя план, как построена картина:

    а) где (на переднем или на заднем плане) изобразил художник вратаря?

    б) кто изображен на втором плане картины?

    в) что вы видите на заднем плане?

    Группа 2.

    -Обратите внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей и  сумок, перевязанная коленка, кожаные перчатки вратаря). Объясните их роль в раскрытии замысла художника.

    Группа 3.

    -Какие цвета и оттенки использовал художник? Какова их роль в изображении происходящих на картине событий?

    Составление плана. (Образец)

    1.Тема картины.

    2.Описание картины С. А. Григорьева «Вратарь»:

    а) на пустыре в погожий осенний день;

    б) бесстрашный вратарь и его помощник;

    в) болельщики и зрители.

    3.Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, колорит картины.

    4.Основная мысль картины.

    Организует и сопровождает деятельность детей.

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов.

    Познавательные:

    читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочих тетрадях.

    Регулятивные:

    контролируют учебные действия, замечают ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

    Коммуникативные:

    осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности в организации работы.

    5.Закрепление.

    Составление связных текстов по плану, письменная работа.

    Словарная работа по материалам упр. 207, 208.

    Составление черновиков сочинений.

    Контролирует правильность выполнения задания.

    Озаглавливают рассказ, пишут сочинение.

    Регулятивные:

    адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

    6.Включение в систему знаний и рефлексия.

    Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

    Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

    1.В каком стиле должно быть написано сочинение?

    2.Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?

    3.Что должен включать в себя план сочинения? Из скольких пунктов состоять?

    Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

    Регулятивные:

    оценивают свою работу.

    Коммуникативные:

    высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Планируемые результаты.

    Сочинение.

    С. А. Григорьев – известный украинский художник, автор многих картин, персонажами которых являются дети. Одна из лучших работ живописца – картина «Вратарь», написанная в 1949 году.

       Действие происходит на школьном дворе в один из теплых дней ранней осени. Вдали виднеются дома, стройки и пустырь, скрывающиеся в сиренево-голубоватой дымке. Границы ворот – сумки и кепки ребят.

       Главный герой картины – долговязый светловолосый мальчик. Он один выглядит как настоящий спортсмен, на нем синие шорты, свитер, черные кожаные перчатки, спущенные носки. У мальчика перевязано колено, и это показывает, что он играет не в первый раз. Вратарь стоит в напряженной позе: широко расставив ноги, опершись руками в колени, следит за действиями противника. За вратарем расположился, выпятив живот, заложив руки за спину, в красном лыжном костюме, его помощник, в любой момент готовый поймать мяч.

       Зрители разместились на неаккуратно сложенных досках. Все они разных возрастов.

    За игрой следит мужчина, видимо, проходивший мимо и увлеченный возгласами детей. Активнее всех «болеют» мальчик в темном костюме и девочка в красном капюшоне. Остальные ребята более спокойны. Все болельщики смотрят в одном направлении. Из этого можно сделать вывод, что сейчас будут бить пенальти. За игрой наблюдает и маленькая белая собачонка, свернувшаяся в клубок у ног детей.

       Художнику удалось единым действием объединить довольно много персонажей. Каждой детали найдено свое место, каждый герой раскрыт по-своему. Колорит картины разнообразен. В ней как бледные, телесные оттенки, так и яркие краски осени.

       Мне нравится наблюдать за игрой кого-либо в футбол. Быть болельщиком – очень увлекательное занятие.

       Картина мне понравилась, потому что художнику удалось передать накал футбольных  страстей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Сочинение по картине Юона"

    Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урок...

    Урок русского языка "Сочинение-зарисовка"

    Урок развития речи. Урок разработан по УМК В.В.Бабайцевой. К уроку предусмотрена презентация....

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"

    Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...

    Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"

    Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине" в 5 классе

    Презентация содержит материал о творчестве П.П. Кончаловского, легенду о Сирени, стихи о сирени, фотографии сцен балета П.И. Чайковского "Спящая красавица", методические материалы для написания сочине...

    Урок, 7 класс, русский язык. Сочинение по картине Попова "Первый снег"

    В данном документе содержится План-конспект урока, ход урока с деятельностью учащихся и учителя с ууд...