Учебный проект и возможность его реализации на занятиях по русскому языку
проект по русскому языку на тему
В методическом материале отражены особенности реализации метода проектов на занятиях по русскому языку, представлены различные классификации проектов, их тематика, основные этапы проведения, отражена их значимость в учебном процессе. Подробно рассмотрен ход работы над проектом "Мастерство публичного выступления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект и возможность его реализации
на уроках русского языка
К основным задачам современного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат решений той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
В организации уроков по методу проектов можно выделить 6 этапов (6 «П»):
1) Проблемы.
2) Планирование (проектирование).
3) Поиск информации.
4) Продукт.
5) Презентации.
6) Портфолио
В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определённый багаж знаний по какой-либо теме. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
- И н ф о р м а ц и о н н ы й п р о е к т направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности фатических высказываний в непосредственном молодёжном общении», «Язык развлекательных передач».
- В р о л е в о м п р о е к т е учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»».
- П р а к т и к о – о р и е н т и р о в а н н ы й п р о е к т по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
- Т в о р ч е с к и й п р о е к т предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.
- И с с л е д о в а т е л ь с к и й п р о е к т по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы Вологодской (или какой-либо другой. – Ю.С.) области в Словаре В.И. Даля», «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примерах произведений А.С. Пушкина)», «Роль дискурсивных слов да и нет в организации диалога».
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности.
- М и н и – п р о е к т ы укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламного модуля с использованием максимального количества эпитетов» работа ведётся в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
- К р а т к о с р о ч н ы е п р о е к т ы по русскому языку занимают 4-6 уроков.
- Н е д е л ь н ы е п р о е к т ы выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта можно провести исследование по теме «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп».
- Г о д и ч н ы е п р о е к т ы по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях (как, например, проект «Исторические изменения в фонетике русского языка»).
Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы, до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы.
У ч и т е л ь | У ч е н и к |
Первый этап – «погружение» в проект | |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы, вживание в ситуацию |
Второй этап – организация деятельности | |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы |
Третий этап – осуществление деятельности | |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов) |
Четвёртый этап – презентация проекта | |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования |
Пятый этап – оценка работы | |
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей | Взаимооценка |
Рассмотрим ход работы над проектом «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений известных ораторов древности).
Это краткосрочный, информационно-исследовательский проект, требующий 5-6 уроков русского языка или развития речи. Проект «Мастерство публичного выступления» адресован учащимся V – VII классов и предназначен прежде всего для того, чтобы помочь школьникам освоить некоторые приёмы эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности.
Исследование может выполняться как индивидуально, так и в группе.
Цель проекта – привить учащимся навыки публичного выступления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете, способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по теме;
- Познакомиться с классическими образцами публичных речей ораторов;
- Представить проект по определённым правилам.
Важным принципом организации данного проекта является практическая направленность, когда материалом обучения и его результатом становятся выступления учащихся. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников как с культурными образцами (примеры выступлений великих ораторов), так и с текстом своего выступления.
Планируемый результат проекта: учащиеся познакомятся с риторикой как наукой, основными риторическими приёмами, некоторыми методами разработки темы; узнают о формах невербальной коммуникации, о некоторых правилах работы с аудиторией; получат опыт разработки темы и развёрнутого плана.
Форма отчёта – презентация проекта в виде публичного выступления.
Исследование ведётся по типу творческой мастерской, где каждый участник всегда может получить консультацию у учителя-словесника. Уроки используются для координации деятельности учащихся, тогда как основная работа по сбору информации и подготовке презентации проходит во внеклассное время.
На первом уроке определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания – сбор информации по элементам проекта. На втором уроке принимаются отчёты групп по собранной информации, определяются результат работы и которая анализируется членами проектной группы. Четвёртый и пятый уроки (спаренные) посвящаются презентации проекта «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений известных ораторов древности).
Работа над проектом представляет собой пять этапов.
1. «Погружение» в проект.
Учитель предлагает тему проекта, формулирует цели и задачи исследования. Указывая на актуальность выбранной темы, педагог пробуждает у учащихся интерес к работе, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.
2. Организация деятельности.
Если учебный проект групповой, то необходимо организовать детей в три группы, определить цели, задачи каждой группы и роль каждого участника исследования. Объединение в группы можно поручить ученикам, так как они лучше знают друг друга. Первая группа изучает критерии хорошей речи, нормы этикета. Вторая группа анализирует образцы публичных речей ораторов древности. Третья группа изучает вербальные и невербальные формы передачи информации, готовит игру, включающую использование различных форм коммуникации, наблюдает за выступлениями одноклассников. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создается банк идей и предложений.
3. Осуществление деятельности.
После того как работа спланирована, можно приступать к реализации проекта. Учащимся необходимо изучить информацию по теме, познакомиться с популярными и справочными изданиями по лингвистике и риторике. На этом этапе школьники анализируют образцы публичных речей ораторов, проводят на специально отведённом уроке коммуникативную игру, проверяют действенность форм вербального и невербального общения, наблюдая за выступлениями одноклассников, и выясняют, как часто используются в речи риторические приёмы.
После сбора языкового материала и постановки лингвистического эксперимента учащиеся проводят статистическую обработку полученного материала и представляют результат в виде таблиц, диаграмм или графиков. Важно правильно сформулировать выводы, систематизировать и обобщить результат работы. Ученикам следует помнить и об основных частях правильно оформленной работы (титульный лист, введение, исследовательская часть, выводы, список используемой литературы и приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал).
4. Презентация проекта.
На этом этапе школьники учатся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядный материал, отрабатывать структурированную манеру изложения.
В презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы.
5. Оценка проекта.
Проект «Мастерство публичного выступления» учитель оценивает по следующим критериям:
- исследовательский характер работы;
- умение работать с первоисточниками;
- грамотность и логичность изложения;
- мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность и др.).
Организуя учебно-исследовательскую работу, педагог преследует определённые цели:
а) сформировать у учащихся исследовательские умения;
б) повысить мотивацию к изучению предмета;
в) содействовать развитию личности ученика, помочь ему в самоопределении.
Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю-словеснику сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...

Проект "Реализация НРК на уроках русского языка"
Проект составлен для реализации на уроках русского языка с учётом НРК. В проект входят методические рекомендации, Презентации и "Рабочая тетрадь по русскому языку"....