Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Кочергина Наталья Сергеевна

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

Слайд 2

Цель: -дать сведения учащимся о сложноподчиненном предложении с придаточным образа действия и степени; - повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным ( места ,времени, сравнения); - подготовка к ГИА( пунктуация в сложном предложении ( В6-В9) ; изобразительно- выразительные средства; подготовка к сочинению. Задачи: Образовательные: Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных; Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения; Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением; Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными. Развивающие: - развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты. Воспитательные: - воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Слайд 3

Задание №1 Словарно- орфографическая работа Прот ..рать доску, с(?) едобный гри ( б,п ), ш..пот листвы, ц..пленок , (не) брежность , подоко ( н,нн ) ик , пол(лимона), у( с,з )кий мост, осе( н,нн ) ий день, глиня ( н,нн ) ый кувшин, ярко(красный) шарф, изл ..гать св..и мысли, пр..интересный ра ( с,сс ) каз , темная ноч (?), стрич (?) волосы, заг .. реть на со.. нце , вым .. кнуть под дождем, цветущее р.. стение , подск .. чить от неожиданности, две св.. чи , я рас( сс ) ердилась , кле .. щий карандаш, усевшись под дер.. вом , высоко над з..млей , как в воду гл..дел.

Слайд 4

Проверим Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце , предложить помощь, вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, как в воду глядел.

Слайд 5

Сложное предложение определительные ССП сложносочиненное обстоятельственные … союзное бессоюзное СПП сложноподчиненное … изъяснительные

Слайд 6

Придаточные определительные Относятся к имени существительному ( местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы Какой? Который? Чей? * И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.( А.С.Пушкин ) К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов : Который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда !!! Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят всегда после определяемого слова

Слайд 7

Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчиненного предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении. * Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы и самый ясный образ ее совершенства.( К.Паустовский ) Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части при помощи союзов : что, как, будто, чтобы, ли; с оюзных слов: что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему

Слайд 8

Придаточные обстоятельственные Обозначают место, время, цель, образ действия, условие и т.д. того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения. Отвечают на вопросы обстоятельств. * Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч!( М.Ю.Лермонтов )

Слайд 10

Задание № 2 Определите вид придаточного, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений. 1. Куда река пошла там и русло будет( пословица) 2. Когда граф вернулся Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать( Л.Н. Толстой) 3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)

Слайд 11

1. Куда река пошла , там и русло будет( пословица) Куда   ) ,  там   . придаточное места 2. Когда граф вернулся , Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.( Л.Н. Толстой) (Когда ), там   . придаточное времени 3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют , словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)    словно   и  . придаточное сравнения

Слайд 12

« Самое дорогое у человека- это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Н. Островский

Слайд 13

Прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое.

Слайд 14

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.

Слайд 15

К главному предложению это придаточные присоединяются двумя способами: С помощью союзов : как, сколько, насколько С помощью союзных слов : что, чтобы, как, будто, как будто, словно, точно.

Слайд 16

1. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ( К.Симонов) каким образом?    так , (как  ). 2 . Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать ( А. Герцен) в какой степени?   , (сколько  ).

Слайд 17

Типы придаточных образа действия и степени Однозначные ( если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько ) * Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе как?   так, (как  ). Двузначные ( если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом) Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту( А.Куприн) как? что из этого следует?    так , ( что  ). !!! значение степени осложнено значением следствия, которое вносится союзом что

Слайд 18

* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки ( К. Паустовский) * Все это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя( К. Паустовский)

Слайд 19

* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки .( К. Паустовский) как? с какой целью?    так ,  чтобы  . !!! Значение образа действия осложнено значением цели , которое вносится союзом чтобы * Это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя.( К. Паустовский) как?   так  ,  будто   . !!! Значение образа действия осложнено значением сравнения , которое вносится союзом будто

Слайд 20

Жизнь в ее глубоком внутреннем движении и творчество должны быть единым целым: только тогда рождается подлинная лирическая поэзия. Правда, она существует два разных пути этого слияния жизни и творчества. Одни поэты как бы творят свою жизнь, лепят свое поведение, самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба легко и свободно переливалась в поэзию, в стих. Это во многом можно отнести, например, к Александру Блоку. Сама его жизнь является перед нами как своего рода лирическая поэма- стройная и законченная( хотя, конечно, вовсе не лишенная противоречий, тяжких испытаний, мучительной борьбы). Он как бы изваял свой облик и властно направлял свой путь среди бурь и хаоса того житейского и исторического моря, в котором прошла его жизнь… …Ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд- да будет тверд и ясен *** Познай, где свет, - поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято, что грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… Совсем иным был творческий путь Сергея Есенина. К нему невозможно отнести эти строки, он не знал ( и как бы даже не захотел знать), где « стерегут нас ад и рай», где свет и тьма, «что в мире свято, что в нем грешно»… Если Блок в известной мере «жил, как писал», то Есенин «писал, как жил». Оба эти пути вполне законны, и оба равно трудны. В. Кожинов

Слайд 21

Итоги урока Научились: находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчиненного предложения; определять многозначность придаточных образа действия и степени; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными образа действия и степени.

Слайд 22

Домашнее задание: Выступление ученика с мини-исследованием на тему «Роль союза И в названии «Придаточные образа действия и степени » (Индивидуально) (В результате исследования необходимо сделать вывод: придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?) Выступление ученика с мини-исследованием «Роль сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени в речи». (Индивидуально) Для всех: Рассказ о придаточном «ОБД и СТ» (стр.60).Упр.№132.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Цель: Формировать  умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и разли...

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Придаточные образа действия и степени».

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Придаточные образа действия и степени»....

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Материалы к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени"

Материалы включают в себя конспект урока и презентацию по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени". Презентация включает теоретический материал по п...