Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 класс.

Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль»

Образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей речи; учить определять стилистическую принадлежность текстов.  

  1. Речевая разминка. (слайд презентации)

И вдруг – река.

- Какая?

- Чу.

- Река?

- Да, если захочу,

                      возьму,

  штаны вот засучу,

  и эту Чу перескочу,

  и даже ног не замочу.

                   (А. Леднев).

  • Прочитайте стихотворение про себя. Какого стиля текст перед вами? Докажите.
  • Как оформлен разговор?
  • Что помогает автору так живо передать диалог? (Звукопись: частое использование сочетания звуков – чу).
  • Обратите внимание на интонацию. Прочитайте по ролям.
  1. Работа по теме.
  1. С помощью простой схемы изобразим особенности разговорного стиля речи, с которым вы познакомились на прошлом уроке. (слайд презентации)

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

         Цель – общение

  1. Послушайте еще один текст:

Чу – река в Киргизской и Казахской республиках, 1067 км, площадь

бассейна 62,5 км². Образуется слиянием рек Кочкор и Джуванарык в Тянь-Шане; теряется во впадине Ащиколь. Средний расход воды около 70 м³/с. Используется для орошения.

(Энциклопедический словарь).

  • Чем данный текст похож на текст разминки?
  • Что их отличает?
  • Какого стиля данный текст?
  • Какова его цель?
  • Запишите тему нашего урока: «Научный стиль и его языковые средства». (Ученики самостоятельно  формулируют цель урока; размышляют о том, чему они должны научиться на уроке)
  • Какова цель текстов научного стиля? (Сообщение, точная передача научных знаний, информации).
  • Как это можно передать на схеме? (слайд презентации)

                                           Цель – сообщение

  1. Составим таблицу «Особенности научного стиля речи». (Подобная

таблица составлялась по разговорному стилю). В какой ситуации мы пользуемся научным стилем речи?

     А)

  • Охарактеризуем основные черты научного стиля речи. Для этого

проанализируем текст из учебника «Природоведение».

        Земля вращается вокруг своей оси. Осью обычно называют стержень, вокруг которого вращается тело. Ось Земли – воображаемая линия. Те точки Земного шара, в которых находятся концы этой воображаемой оси, называются полюсами. Один из них Северный полюс, другой – Южный.

  • Что является предметом сообщения, информации в тексте научного

стиля?

  • Как связаны предложения текста между собой? (Повтор слов «ось», «полюс»).
  • Что способствует пониманию смысла текста? (Точность употребления, прямое значение слов).
  • Какова интонация текста?
  • Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты научных текстов (Занесение информации в таблицы на доске и в тетрадях).

Б)

  • Понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте, попутно заполняя третью графу таблицы.
  • Термины какой науки употреблены в этом тексте? (Естествознания).
  • Посмотрите на текст: какая часть речи чаще всего употребляется в нем? (Можно посчитать количество).
  • Правильно. Частое использование имен существительных – еще одна особенность научного стиля.
  • Вы знаете, что существительные обозначают не только предметы, но и явления окружающей действительности. Такие слова отвечают на вопрос что?, но не обозначают конкретного предмета. Эти существительные называются отвлеченными. Посмотрите, есть ли отвлеченные существительные в данном тексте? Назовите их. Приведите свои примеры отвлеченных существительных.
  • Итак, мы выявили еще одну особенность научного стиля: частое употребление  отвлеченных существительных.
  • В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно. Отметьте повторы терминов в нашем тексте.
  •  Каковы предложения текста по цели высказывания? (Повествовательные).
  •  По структуре (Распространенные предложения, повествовательные, сложные).
  • Установлено, что средний размер предложения в научных исследованиях – 28 слов, а в художественной прозе – 17 слов.

В)

  • Проанализированный нами текст взят из учебника по природоведению. Где еще может использоваться научный стиль в устной речи? В письменной?
  • Теперь все основные сведения о научном стиле у нас есть, и вы можете анализировать тексты научного стиля и  составлять их.

Общий вид получившейся таблицы (слайд презентации)

«Особенности научного стиля речи»

Ситуация                              - Сообщение информации, обмен мыслями в

                                                 официальной обстановке.

Стилевые черты                   - Отвлеченность и обобщенность.

                                               - Последовательность изложения.

                                               - Точность, доказательность.

                                               - Неэмоциональность.

Языковые средства              - Научные термины.

                                               - Нейтральные и книжные слова с

                                                 отвлеченным значением.

                                               - Преобладание имен существительных.

                                               - Распространенные  повествовательные                            

                                                 предложения.

                                               - Сложные предложения с союзами «что»,                          

                                                 «так как», «если».

Использование                     - В научных трудах: энциклопедиях,              

учебниках, словарях, научных, научно-  

                                                 популярных книгах.

                                               - В выступлениях на научные темы: лекциях

                                                 на уроках, в докладах и т.п.

  1. Послушайте несколько текстов и определите, какой из них относится к

научному стилю:

                                                 Текст № 1

Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических

разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

(Энциклопедический словарь).

   Текст № 2

- Ну и гроза. Страшно к окну подходить.

        - Да, такой грозы давно не было.

        - Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

(Из разговора).

Текст № 3

        Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

(И. Тургенев).

        Итак, какое высказывание относится к научному стилю? К каким стилям относятся два других текста? Докажите.

  1. А теперь поработаем над составлением определений в научном стиле (задание по группам).

Выполним следующеезадание.

        Найдите ошибки в определении понятий. Какая часть отсутствует в построении предложения? Исправьте ошибки.

        Суффикс – это значимая часть слова.

        (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).

        Квадрат – это когда все стороны и углы равны.

(Квадрат – это геометрическая фигура, стороны и углы которой равны).

6. Задание: в учебниках по математике, истории, литературе найдите научные термины, выпишите их, а затем - выпишите небольшой текст научного стиля, докажите его стилевую принадлежность (индивидуальное задание, учебник по выбору ученика).

7. Сейчас задание посложнее: надо устно отредактировать (исправить)

целый текст – ответ ученика, который я вам сейчас прочитаю.

        Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет. Вот такие, например, неодушевленные существительные: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительных? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.

  • Итак, найдите все нарушения стиля научной речи и исправьте их. (Зачитываются по 1-2 предложения из данного текста, один учащийся исправляет, остальные ему помогают).
  • Я хочу обратить ваше внимание еще на одно правило: никогда не используйте средства научного стиля за его пределами, то есть в других стилях речи. Это будет неуместно, и вы будете выглядеть смешно и нелепо, если, например, в разговорной речи употребите выражение: «введены в строй две новые станции метрополитена» (вместо «открыты две новые станции метро») и т.п. Также недопустимо использовать в научном стиле средства художественного стиля и разговорной речи.

8. Составьте небольшой текст научного стиля, учитывая его особенности (см. таблицу). Объясните письменно, почему в личном окончании глагола поймаешь пишется е.

  1. Задание на дом.
  1. Устно составьте небольшое сообщение на тему «Научный стиль и его языковые средства». Планом вам будут служить заголовки итоговой таблицы. В каком стиле вы построите свое сообщение?

             2. Анализ текстов научного стиля (карточки, 3 группы сложности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе по теме "Стили речи"

Данный материал представляет собой разработку  урока, презентацию и текст для индивидуальной работы учащихся  по русскому языку в 10 классе по УМК Бабайцевой (социально гуманитарный профиль)...

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....