Урок-конспект по теме "Частицы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок по теме "Частицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_microsoft_office_word.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?

Учитель: Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.

 Записываем число, классная работа.

2.Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Слайд1

Родной –       чужой

неряшливый –аккуратный

горький –        сладкий

светлый –      темный

ложный –       истинный

разбитый –    целый

пассивный -    активный

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика. Какое слово получается? Правильно, сегодня у нас  урок-повторение по теме частицы. И не просто урок, а урок- путешествие.

Перед вами карта нашего путешествия.

Чтобы идти в правильном направлении, на какие вопросы  мы с вами должны ответить?

  1. Что такое частица?
  2. Важны ли частицы?
  3. Какова роль частиц в речи?
  4. Разряды частиц?

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить  на уроке.

Начинаем с самого легкого вопроса Что же такое частица? Составьте схематично ответ на этот вопрос. Вам в помощь небольшое стихотворение.

Действий, признаков, предметов

 Я не обозначаю.

 Но служить всем вам при этом

 Просто обожаю.

 Отрицание, смягчение,

 Указание, сомнение

 И другие отношения

 Выражать могу лишь я,

 Я и вся моя семья.

 Я могу повелевать

 И условия создать,

 При которых совершится

 Действие и не одно.

 Но хоть как-то измениться

 Мне судьбою не дано.

 Я, признаюсь честно вам,

 Иногда скучаю,

 Потому что на вопросы я не отвечаю.

 В предложении встречаюсь

 С разными друзьями,

 Но все роли исполнять

 Они желают сами.

 Одно лишь пожелание

 (не хочется молчать):

 Меня от других

 Частей речи и слова

 Учитесь отличать!

Проверяем  У вас должна получиться вот такая схема (слайд)

Первый этап пройден

2. А теперь поговорим о важности  частиц. Обратимся к истории. Света расскажет нам историю, которая произошла в конце 18 века при царствовании Павла 1

 В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

  • Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.

Слайд7 «Разгадка тайны»).

  • Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Исследовательская работа

Это случилось  давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гпотизы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Слайд 8

Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Найдите в тексте частицы, исключите их из текста. Прочитайте. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

         Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

        О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

                       (По К. Паустовскому)

Давайте вспомним, как называются эти частицы. (Модальные) А кто помнит, разряды модальных частиц? Вам в помощь слайд. Определите, к каким разрядам какие частицы относятся.

Какой разряд потерялся?

Определите разряд частиц в нашем тексте.

(ВОТ – выражает указание,ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

Вывод

3.В тексте встретились нам отрицательные частицы. Как вы думаете, почему они так называются? Правильно, а еще ребята их называют вредными, потому что трудно бывает определить, когда нужно написать не, а когда НИ. А вы сумеете разобраться?

Давайте попробуем  (слайды)

Объясните, как вы рассуждали?

А теперь задание

Семиклассники списывали упражнение, в котором было предложение:

«Когда я с ним (не,ни) разговаривал,  он молча уходил от меня».

Некоторые написали не, а некоторые ни. Учитель никому не засчитал ошибки. Почему?  (У предложения двойной смысл)

А всегда ли не является частицей? Нет. Отличите (слайд)

 

4.Физкультминутка

Что за трудный наш урок,

 Он пойдет едва ли впрок

 Уж пора бы всем нам встать,

 Ножки, ручки поразмять.

 Разве трудно нам нагнуться,

 Распрямиться, потянуться?

 Неужели не устали?

 Вот присели. Вот все встали.

 Как нужна нам физзарядка!

 Вряд ли это для порядка!

 Глазками перемигнемся и

 И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

5.Отдохнули, идем дальше.

Мы с вами повторили модальные частицы. А какие вы еще знаете?

(формообразующие)

Почему они так называются?

(образуют форму глаголов и прилагательных)

Молодцы! Вам задание по вариантам:

1в. Внимание на экран: назовите название города?  А кто знает, какую дату отмечает в этом году наш город? Задание: составьте небольшой текст (3-4 предл.)  на тему «Каким я хотел бы видеть свой родной город в будущем?

2в. Внимание на экран: какой праздник мы отмечаем в начале мая?

Что это за праздник? Составьте текст на тему «Мир и дружба»

Проверяем, молодцы!

6.Ребята, есть еще одна формообразующая частица, вспомните ее.

(слайд) Найдите ошибку и исправьте ее.

Вывод Нужны или не нужны нам частицы?

А.С.Пушкин очень любил употреблять частицы (слайд)

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Слайд 12

Рефлексия.

Оценочный лист

Дата проведения урока:  …………..      Класс: …… Предмет:………………….

Тема урока: …………………………………………………………………………..

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..

Обобщение материала. – Блиц-опрос.

1. Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это (союз)

2. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)

3. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)

4.  Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)

5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)

6. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)

7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)

8. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)

9. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....

Открытый урок ( конспекты уроков)

Недавно проходил месячник "Педагогичемких идей", где я решился представить на суд открытый урок по теме : "Бег с нзкого старта" и " Техника ловли и передачи мяча"...

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...

Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...