Для меня как учителя русского языка и литературы 2011-2012 учебный год стал годом поиска разнообразных форм и методов обучения для успешной сдачи учащимися ЕГЭ, который, согласитесь, внес существенные коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить по-новому. И первое правило, которое я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило, прежде всего, касается личности учителя. По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы. Мне пришлось прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Вначале я тщательно изучила нормативную документацию образовательных Интернет-сайтов, материалы экзаменов предыдущих лет, проанализировала содержание учебников, по которым предстоит работать. И выяснила, что ни один из ныне действующих учебников для общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я стала искать: обращалась за методической помощью к своим опытным коллегам, посещала курсы повышения квалификации, проштудировала большое количество методической литературы. И постепенно система подготовки к ЕГЭ по русскому языку стала вырисовываться. Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я понимала, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки. Для решения этой задачи из всего калейдоскопа методик я выбрала технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Мое педагогическое кредо - развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать учеников, способных превзойти своего учителя. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет так, как люблю его я. Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия для пробуждения и развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска, исследования, ситуацию успеха. А слово успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И действительно, для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой,В.В.Львова. Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь. Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Основные задачи работы в данном направлении · Адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений, навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями, · мониторинг Каждой Темы для Каждого учащегося, · психологический настрой учащихся на атмосферу экзамена, · организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (подготовка с 5 класса). Формы, методы и приемы работы на уроках русского языка § тестирование, пробные ЕГЭ, где каждый ученик выполняет СВОЙ вариант, § создание опорных таблиц и схем, § моделирование текста, § работа с печатной и электронной версией заданий по повторению основных разделов языкознания, включенных в КИМы ЕГЭ по русскому языку, § создание сочинения-рассуждения по клише, § самостоятельная работа с текстом, работа в дифференцированных группах, где “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. На заключительном по определённой теме уроке каждый ученик выполняет подобранные специально для него задания: § одни учащиеся выполняют задания ЕГЭ А1-А30; другие В1-В8; § ряд учащихся работает с текстом, что позволяет оценить глубину и точность восприятия; § некоторые ученики создают сочинение-рассуждение с обучающим комментированием. Система работы позволяет § в определенной последовательности, строго отмеренными порциями, планомерно повторить теорию к заданиям А1-А30, В1-В8, С; § выполнить определенные для каждого задания по отработке необходимых навыков; § приучить к работе в тестовом режиме; § помочь каждому выявить пробелы в подготовке, закрепить полученные знания. Система работы зачётная: КАЖДЫЙ ученик должен получить «зачёт» за каждое задание. Каждый выполняет задания, в которых он допустил ошибку в прошлый раз. Необходима многократность вариативного повтора. Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части «С» – развитие творческих способностей учащихся (с 5 класса не только выполняем тесты, но и пишем сочинения-миниатюры, сказки, небылицы, делаем проекты по литературе и т. д.). Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку. Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. А с тестами начинаю работать с 5 класса. Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями. Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов. Особое внимание уделяю части С . Часть 3(С) ЕГЭ по русскому языку не только дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывает общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру. В связи с этим нельзя не вспомнить древнего философа Сократа, который очень точно выразил эту мысль: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»
Однако уже который год учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку, и всякий раз критерий 2 – комментарий к сформулированной проблеме текста – и критерий 4 – аргументация собственного мнения по проблеме - представляют для них самые сложные виды работы при написании сочинения по исходному тексту. Очень многие выпускники не могут воспринять информацию текста, интерпретировать его. А ведь комментирование показывает, насколько правильно экзаменуемый понял текст, увидел аспекты проблемы. Кроме того, многие учащиеся не могут обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому, что мало читают, но и просто не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов. В прошлом учебном году учащимся, при подготовке к части 3(С) предлагалось два варианта комментария текста: текстуальный и концептуальный. В этом же году – это только текстуальный комментарий, который представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. А как "по-новому" писать комментарий? Комментировать надо то, как автор раскрывает данную проблему в тексте. Комментарий должен быть, таким образом, написан по тексту. Мы идём как бы по следам автора, отвечая на вопросы: - Какие аспекты проблемы выделяет автор?
- Какие примеры для демонстрации своей позиции он использует?
- Какие ключевые слова есть в тексте и о чём они говорят?
По сути, комментарий - это небольшой анализ текста. Здесь есть опасность сбиться на пересказ или погрешить чрезмерным цитированием. Сразу оговорюсь, что все цитаты эксперт исключает при подсчёте слов. Некоторые экзаменуемые поступают "хитро" - они не заключают цитаты в кавычки, думая, что у эксперта нет возможности прочитать текст. Это не так, поэтому не допускайте заведомых ошибок. По комментарию эксперт должен понять, правильно ли ученик понял текст. Всё, что происходит в тексте, происходит не с автором, а с рассказчиком, героем. Не путайте! Автор решает проблему, высказывает свою позицию, иногда в завуалированной форме, применяет те или иные изобразительные средства, но все события происходят с героем. И ещё, не пишите: "Эта проблема очень актуальна". Вообще забудьте про слова "актуально", "злободневно", "современно". И не используйте слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки, а просто используются для набора нужного количества слов. Цитирую: "Эта проблема актуальна? Возможно. А злободневна ли она? Несомненно". И что за этими фразами? Ничего. Кроме того, ученик сделал одновременно логическую и речевую ошибки, так как не понимает, что слова "актуально" и "злободневно" – синонимы. Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.
| Задания типа C | Количество баллов | А | 1(1)1(2)0(1)2(3)1(2)1(2)2(3)2(3)2(2)1(2)1(1)1(1) |
| Б | 1(1)1(2)1(1)2(3)1(2)1(2)1(3)1(3)1(2)1(2)1(1)1(1) |
| К | 0(1)0(2)0(1)0(3)1(2)1(2)0(3)0(3)0(2)0(2)1(1)1(1) |
| Л | 1(1)1(2)1(1)2(3)2(2)2(2)3(3)3(3)2(2)2(2)1(1)0(1) |
| М | 1(1)2(2)1(1)2(3)2(2)2(2)2(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1) |
| Н1 | 1(1)2(2)1(1)3(3)2(2)2(2)3(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1) |
| Н2 | 1(1)2(2)1(1)3(3)2(2)1(2)3(3)2(3)1(2)1(2)1(1)1(1) |
| С | 1(1)1(2)1(1)3(3)2(2)2(2)3(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1) |
|
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все одиннадцатиклассники научились писать сочинение. Следующий этап - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов. И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна.
На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды. Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых творческих замыслов. Вам, уважаемые коллеги, желаю здоровья, терпения и веры в своих детей! |