«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Куренкова Елена Владиславовна

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)
Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка материалов к домашнему сочинению. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект урока69 КБ
Файл gimn_russkoy_zime.pptx975.84 КБ

Предварительный просмотр:

Куренкова Е. В,
учитель русского языка и литературы,
ГБ ОУ школа № 529

Урок русского языка в 7 классе
(урок развивающего обучения)

Тема: «Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; выражать основную мысль картины в сочинении; отбирать и систематизировать соответственный материал для сравнительного  сочинения – описания пейзажа. Формировать умение создавать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи.

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность;

организовать наблюдение за использованием причастных и деепричастных оборотов в искусствоведческом тексте и тренировать учащихся в использовании изобразительно-выразительных возможностей причастий и деепричастий в собственной речи;

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Оборудование урока: репродукции с картин И.И. Шишкина «Зима» и К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво», мультимедийная презентация, ПК, проектор, музыкальное оформление  П.И. Чайковский музыка к балету «Щелкунчик» .


Проект урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока.
Формулировка проблемы

Знакомит с темой урока, целями и задачами.
Предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать суть проблемы.

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата. Учащиеся осознают проблемную ситуацию, анализируют исходные данные, формулируют проблему.

2

Постановка  проблемного вопроса. Погружение в проблему

Сообщает необходимую информацию, осуществляет постановку наводящих вопросов. Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Выдвигает гипотезы, обосновывает их, проводит аналогии, ищет закономерности. Участвует в беседе, обменивается мнениями. Работа по составлению ассоциативного ряда.

3

Анализ проблемной ситуации. Беседа по вопросам

Осуществляет анализ действий ученика. Проверяет выполненную работу.

Анализирует ход решения.
Делает выводы.
Работа по подготовке рабочего материала для сочинения.

4

Рефлексия

Подведение итога работы

Оценка собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

Отредактировать, проверить выполненную в классе работу.

Записать домашнее задание и выполнить его


Ход урока:

Мотивационно-мобилизующий этап 

I. Формулировка проблемы// постановка учебной задачи: обращение к материалу для наблюдений

Тема нашего сегодняшнего урока подготовка  к сочинению – описанию. Обратитесь к рабочим материалам. Какой этап подготовки у вас вызывает наибольшее затруднение? Отметьте его.

Это и есть ваши цели на сегодняшнем уроке.

Исследовательский этап.

Актуализация лексического запаса учащихся по теме «Описание природы» (зимний пейзаж». Углубление понятия о значении изобразительно-выразительных возможностей причастий и деепричастий в собственной речи

Перед вами работы русских художников – пейзажистов: картина И.И. Шишкина «Зима» и картина К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Наша задача сопоставить эти полотна и понять почему эти произведения живописи – «Гимн русской зиме» Рассмотрите их внимательно, составьте ассоциативный ряд (соотнесите картину с музыкальным отрывком) – слайд 3

Слово о художниках и их работах. Использование приема «Войди в картину». Лексическая работа. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — русский живописец и график. Передвижник. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы. Певец русского леса – выдающийся мастер пейзажа – слайд 4.

Использование приема "Войди в картину" – слайд 5.

Какой пейзаж предстаёт перед зрителем на картине И. И. Шишкина «Зима»? Опираясь на вопросы – помощники, собираем лексический материал и составляем примерный план  описания картины.

И.И.Шишкин - певец русского леса.

Зимний лес:

а) первое впечатление от картины;

б) могучие сосны;

в) лес справа и слева;

г) изображение пространства в картине; д)использование художником цвета в картине. – слайд 4.

Подвести ребят к следующему выводу, что И.И.Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, она словно скована тяжёлым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон.

Юон Константин Федорович – российский художник, яркий представитель русского символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа. – слайд 8.

Что изображено на картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»?

Опираясь на вопросы – помощники, собираем лексический материал и составляем примерный план  описания картины.

Русская зима в Лигачево.

а) Белый пушистый снег.

б) Сказочные деревья - великаны.

в) Зимние забавы детей.

г) Привычные заботы взрослых.

Резюмируем: на полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только лёгкая морозная дымка окутывает небо. Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.

        Заключительный этап лексической работы – работа с ключевыми словами – слайд7.

Объясните лексическое значение гимн, колорит, оцепенение, оживление, путём подбора синонимов. Проверьте себя по толковому словарику.

Работа со словами оцепенение – оживление, соотнесение с картинами.

Работа с текстом.

Просим учащихся выписать предложений текста словосочетания, в состав которых входят причастные и деепричастные обороты.

*После того, как будет выполнено задание, предложим ребятам прочитать восстановленный текст, отметить те высказывания автора искусствоведческого текста, в которых нашли отклик из собственные мысли.

Какие части речи будут преобладать в описании картин? Составление примерного плана сочинения.

Организуем составление общего плана.

Примерный план может быть следующим.

I. И. И. Шишкин и К. Ф. Юон – замечательные русские художники-пейзажисты.

II. Зимний пейзаж в изображении И. И. Шишкина и К. Ф. Юона.

1. Описание картины И. И. Шишкина «Зима»

2. Описание картины К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

3. Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах  И. И. Шишкина и К. Ф. Юона.

III. Картины И. И. Шишкина и К. Ф. Юона – гимн русской зиме.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Сравните картины И.И. Шишкина «Зима» и К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».
  • Напишите сочинение «Гимн русской зиме». Расскажите в нём о том, что объединяет эти полотна и чем они различаются.
  • Используйте составленные вами материалы, материалы упр. 161 и 176 и словарика эпитетов.

Рефлексия. Оценка собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом.

Давайте вернёмся к цели нашего урока.

Как вы думаете, полностью вы достигли цели или что-то ещё осталось не выполненным?

Какой предстаёт зимняя природа на картинах?

Итак, давайте посмотрим на картины еще раз: несмотря на то, что  И.И.Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, и она словно погружена в долгий зимний сон, а на полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление, оба эти произведения искусства и говорят нам о большой любви художников к родине, являются гимном русской природе, русской зиме.

Список использованной литературы:

1. И.П. Васильевых «Уроки русского языка. 7 класс » пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык 7 класс», изд. 3-е, Москва, «Мнемозина», 2014г., стр. 64 – 66


Рабочие материалы

NB! Какой этап подготовки у вас вызывает наибольшее затруднение? 

1. Этапы работы над сочинением:

1.        Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.

2.         Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.

3.        Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

4.        Опишите ситуацию, изображенную на картине.

5.        Выразите свое отношение к  картине.

6.        Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

7.        Составьте план описания картины.

8.        Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

9.         Напишите сочинение.

Картина И.И. Шишкина «Зима»

Картина К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Какой пейзаж предстаёт перед зрителем на картине И. И. Шишкина «Зима»?
Что вы видите на переднем плане?
Каким изобразил художник лес справа? Слева?
Как использует художник цвет, чтобы передать зрителю ощущение морозного солнечного дня?
Дайте описание снега на картине.
Как передано пространство в картине?
Какова композиция картины?
Что изображено на заднем плане?
Какие цвета преобладают в картине: теплые или холодные?

Какой месяц изображён?
Почему?
Какую местность изобразил художник?
Где находится лес?
Какова тема картины? Основная мысль?
Какие краски преобладают на картине? Почему?
Какие оттенки преобладают?
Что изображено на картине?
Как вы считаете, где находится художник?
Почему вы так решили?

И.И.Шишкин - певец русского леса.

Зимний лес:

а) первое впечатление от картины;

б) могучие сосны;

в) лес справа и слева;

 г) изображение пространства в картине; д)использование художником цвета в картине.

И.И.Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, она словно скована тяжёлым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон. 

Русская зима в Лигачево.

а) Белый пушистый снег.

б) Сказочные деревья - великаны.

в) Зимние забавы детей.

г) Привычные заботы взрослых.

На полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только лёгкая морозная дымка окутывает небо. Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.

Примерный план сочинения

I.И.И. Шишкин и К.Ф. Юон – замечательные русские художники-пейзажисты.

II. Зимний пейзаж в изображении И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.

1. Описание картины И.И. Шишкина «Зима»

2. Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

3. Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.

III. Картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона – гимн русской зиме.

Картина И.И. Шишкина «Зима»

Картина К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

СНЕГ

ДЕРЕВЬЯ

ВОЗДУХ

НЕБО

СОЛНЦЕ

ДЕНЬ

СЛЫШУ
ВИЖУ
ОЩУЩАЮ
НАБЛЮДАЮ
ЧУВСТВУЮ

Художник

автор картины, живописец, творец, создатель картины.

Картина

Полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Седьмое октября. Классная работа. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво »)

Слайд 2

К чему стремимся: формируем умение создавать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи. пытаемся раскрыть замысел художников при помощи лексических средств; актуализируем лексику по теме «Описание природы. Зима.», используем изобразительно-выразительные возможности причастий и деепричастий в собственной речи; будем стремиться видеть прекрасное в скромных уголках родной природы, любить русскую природу, воспитывать бережное отношение к ней.

Слайд 3

Рассмотрим произведения И.И. Шишкин «Зима» К.Ф. Юон «Русская зима. Лигачёво »

Слайд 4

Иван Иванович Шишкин «Зима» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 5

Идём в картину…

Слайд 6

Чтобы составить свой план описания, используйте ? - помощники Какой пейзаж предстаёт перед зрителем на картине И. И. Шишкина «Зима»? Что вы видите на переднем плане? Каким изобразил художник лес справа? Слева? Как использует художник цвет, чтобы передать зрителю ощущение морозного солнечного дня? Снег на картине. Как передано пространство в картине? Какова композиция картины? Что изображено на заднем плане? Какие цвета преобладают в картине: теплые или холодные? Как художнику удалось передать зимнее оцепенение природы?

Слайд 7

Лексическая работа Объясните лексическое значение гимн, колорит, оцепенение, оживление Проверьте себя по толковому словарику. Используя изобразительно-выразительные возможности причастий и деепричастий, наберите лексический материал, чтобы описать картину Константина Фёдоровича Юона «Русская зима. Лигачёво »

Слайд 8

Константин Фёдорович Юон «Русская зима. Лигачёво » Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 9

Лексическая работа. Картина И.И. Шишкина «Зима» Картина К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво » СНЕГ ДЕРЕВЬЯ ВОЗДУХ НЕБО СОЛНЦЕ ДЕНЬ

Слайд 10

Картина И.И. Шишкина «Зима» Картина К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво » СНЕГ пушистая пелена, белый, блестящий, игристый, ослепительный, сверкающий, светлый, слепящий, густой, мохнатый, мягкий, нетронутый, пушистый, пышный светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый, блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий… ДЕРЕВЬЯ Деревья и кусты в зимнем уборе - в инее, светло-серебристые. .Лес - темный, дремучий, непроходимой стеной, поредевший, пронизанный солнечными лучами; лес, освещенный в глубине солнцем; окутан холодной тенью. Сосны - могучие, снежные шубы; покрытая снегом молодая сосна; высокие, мохнатые, прямые, пушистые, раскидистые, снежные, стройные, безмолвные, величавые, царственные, дремлющие, задумчивые, сказочные. Деревья- голые, согнулись под тяжестью снега; трогательна беспомощность двух старых берез. которые отделились от леса, где деревья защищают друг друга от ветра и стужи; кажется, что березки жмутся друг к другу: вместе не так холодно…

Слайд 11

ДЕНЬ морозный, солнечный, зимний ВОЗДУХ неподвижный, холодный, морозный, студеный, безветренный, застывший, чуткий, хрустально-чистый, чистый. НЕБО зимнее, чуть розоватое, прозрачное, низкое. СОЛНЦЕ холодное, зимнее, лучи пробиваются, солнечные зайчики, морозное.

Слайд 12

Сопоставление картин И.И. Шишкина и К.Ф. Юона по общему настроению И.И. Шишкин «Зима» К.Ф. Юон «Русская зима. Лигачёво » Какой предстаёт зимняя природа на картинах?

Слайд 13

Иван Иванович Шишкин «Зима» И.И.Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, она словно скована тяжёлым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон .

Слайд 14

Константин Фёдорович Юон «Русская зима. Лигачёво » На полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только лёгкая морозная дымка окутывает небо. Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.

Слайд 15

I. И.И. Шишкин и К.Ф. Юон – замечательные русские художники-пейзажисты. II. Зимний пейзаж в изображении И.И. Шишкина и К.Ф. Юона . 1. Описание картины И.И. Шишкина «Зима» 2. Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво » 3. Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах И.И. Шишкина и К.Ф. Юона . III. Картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона – гимн русской зиме. Примерный план сочинения

Слайд 16

Домашнее задание: Сравните картины И.И. Шишкина «Зима» и К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво ». Напишите сочинение «Гимн русской зиме». Расскажите в нём о том, что объединяет эти полотна и чем они различаются. Используйте составленные вами материалы, материалы упр. 161 и 176 и словарика эпитетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

обучение словестному описанию картины, привитие любви к искусству и родной природе...

Разработка урока по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Цели урока: Образовательные: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;Научить описывать зимний пейзаж;Развивающие:продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;Воспитательн...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Презентация по русскому языку для 6 класса "Творческий диктант по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"

Данная презентация предназначена для проведения творческого диктанта по русскому языку в 6 классе. Презентация содержит репродукции картин К.Ф.Юона, портрет художника, а также портрет П.И.Чайковского ...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по развитию речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Русская зима".

На уроке даются представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке....

Урок развития речи "Сочинение по картинам И.И.Шишкина "Зима" и К.И.Юона "Русская зима. Лигачёво"

Урок развития речи "Сочинение по картинам И.И.Шишкина "Зима" и К.И.Юона "Русская зима. Лигачёво"...