Упражнения по теме "Ударения в именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Федореева Ирина Анатольевна

В материале дано 4 упражнения на постановку ударения в именах существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_orfoepiya.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Упражнения к теме «Ударение в именах существительных»

Упражнение 1. Произнесите слова, обоснуйте место ударения в них.

Абсент, аналог, антрополог, археолог, афиняне, бармен, барограф, вандал, визави, бензопровод, воздухопровод, газопровод, гальванометр, джентльмен, диалог, диспансер, договор, дозиметр, дремота, жалюзи, завсегдатай, заговор, зевота, землянин, каталог, квартал, километр, крестьянин, кубометр, латинянин, манометр, марсианин, мирянин, мусоропровод, некролог, немота, несессер, нефтепровод, партер, приговор, путепровод, римлянин, селянин, сироты, скукота, славянин, слобожанин, соглядатай, теолог, факсимиле, фенолог, феномен, филистимляне, ходатайство, ходатайствовать, христианин, хронометр, чернота, эллины.

Упражнение 2. Произнесите отглагольные существительные. Обоснуйте место ударения в них. В каких случаях возможно сосуществование нескольких литературных вариантов произношения? С чем это связано?

Ваяние, вероисповедание, возвеличение, воздвижение, воспроизведение, исповедание, квашение, княжение, крестное знамение, мимолётное видение, мышление, намерение, обеспечение, ознакомление, разное видение одного и того же вопроса, приобретение, рассредоточение, соболезнование, соборование, сосредоточение, соцобеспечение, узаконение, укорочение, упрочение.

Упражнение 3. Произнесите существительные на -ия. Обоснуйте место ударения в них. Возможны ли литературные варианты произношения? Значение незнакомых слов посмотрите в толковом словаре.

Акватория, анатомия, анестезия, антипатия, апология, апоплексия, асимметрия, астрометрия, буржуазия, бюрократия, ветеринария, вития, гармония, гарпия, гастрономия, гегемония, гомеопатия, дактилоскопия, диоптрия, жандармерия, иглотерапия, идеография, изография, индустрия, истерия, какофония, кинематография, кулинария, литургия, мессия, металлургия, мизантропия, мистерия, наркология, наркомания, оратория, ортодоксия, патриархия, педиатрия, перипетия, периферия, пневмония, полиграфия, полифония, профанация, психопатия, рекламация, симметрия, стенокардия, стереофония, телепатия, тирания, фанаберия, феерия, филантропия, фисгармония, флюорография, экспрессия, эпилепсия, юдофобия.

Упражнение 4. Произнесите следующие сочетания, обращая особое внимание на формы существительных.

Спелые арбузы, нет аэросаней, новые аэропорты, новогодние балы, читать Бальзака, красивые банты, много бантов, нет бинта, два блина, стерильные бинты, вкусные блюда, нет болей, взгляд из-под бровей, ритм трудовых будней, два верблюда, многие вёрсты, о вёрстах, нет верфей, из-под ветвей, два воза, из волокон, по волнам моей памяти, опасные воры, отказаться от вояжа, нет герба, государственные гербы, нет грабель, много груздей, под звуки гуслей, зажарить гуся, говорить о деньгах, заключить договоры, несколько досок, без дрожжей, нет киселя, без кистей, два когтя, козыри те же, без козырей, нет колец, нет кудрей, стая лебедей, удариться локтем, чувство локтя, опытные маляры, понтонные мосты, выпуск новостей, без ногтя, семь областей, без окон, без очередей, морские порты, много площадей, семь простынь, нет пруда, сельские пруды, трёх родов, нет ружей, нет саней, три серпа, острые серпы, пять скатертей, век высоких скоростей, большие средства, нет стебля, без стёкол, два столяра, весёлые столяры, вкусные торты, два торта, произносить тосты, нет туфель, без фарша, брюки узки в шагу, три шага, флоты союзных государств, подземные ходы, мои хозяева, детские хоры, два шарфа, нет шарфов, тёплые шарфы, книжные шкафы, стерильные шприцы, старинные шрифты, военные штабы, нет яслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

грамматические упражнения по теме "множественное число имен существительных"

ExerciseI. Образуйте множественное число от следующих существи­тельных.bed, classroom, friend, name, pencil, table, book, cat, desk, diplomat, hat, map, student, day, pie, \'tie, factory, picture, teac...

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"...

Тренировочные упражнения по теме "Род имен существительных".8 класс.

Тренировочные упражнения по теме "Род имен существительных" для 8 класса....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Тренировочные упражнения по теме "Множественное число имен существительных", 5 класс.

Лексико-грамматический материал по теме "Множественное число имен существительных"...