Краеведческий материал на уроке обобщения по теме «Наречие»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Использование краеведческого материала помогает сделать урок не только полезным, но и интересным. На уроке «Обобщение изученного по теме «Наречие» текст «Усадьба Измайлово» позволяет обобщить сведения о наречии как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением наречия, обогатить словарный запас учащихся, а также заинтересовать школьников историей района, в котором они живут и учатся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческий материал на уроке обобщения по теме «Наречие»

Цели урока: 1) обобщение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; 2) развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; 3) обучение комплексному анализу текста; 4) закрепление навыка синтаксического и пунктуационного разбора предложения; 5) воспитание интереса к истории родного края.

Оборудование урока: распечатанный текст об усадьбе Измайлово у каждого ученика, на доске фотографии усадьбы Измайлово, на стенде «К уроку» справочные таблицы «О и А на конце наречий», «Дефисное написание наречий».

Работа на уроке:

  1. Выразительное чтение текста (текст у каждого ученика):

(Не)далеко от центра города находится стари_ая усадьба Измайлово. (С,з)десь когда(то) распол_галась летняя резиденция русских царей. Село Измайлово возникло (на)левом берегу реки Серебрянки, где чаща леса, отступая (в)глубь, освоб_ждала обширную поляну. Упоминание об Измайлове встреча_тся ещ_ в документах времён Ивана Грозного. Но дворцовым село становится (с)начала 1663 года.

«Задумав устроить хозяйственный хутор, царь избрал село Измайлово… (С,з)десь предст_влялись все удобства для земл_делия и сад_водства, которое впоследств__ заняло в Измайловском хозяйстве весьма видное место», – писал историк И.Забелин. Доподлинно известно, что давным-давно, в семнадцатом веке, в Измайлове выращивали необыкновенно вкусные дыни, арбузы, финики, грецкие орехи, виноград.

Измайлово колыбель русского флота. В 1688 году юный Пётр случайно обнаружил в одном из сараев сплошь затянутых паутиной английский бот и (по)долгу плавал на нём по окрестным водоёмам. (По)этому в 1998 году в Измайлове поставлен памятник Петру – создателю Российского флота.

Сейчас Измайловский остров филиал Государственного Исторического музея. (С,з)десь разместилась экспозиция, позволяющая живо представить себе жизнь Измайлова в прошлые столетия.

  1. Учащиеся выполняют задания к тексту:
  • О чём этот текст? Знакомо ли вам место, о котором идёт речь?
  • Как можно озаглавить текст? Что отражает ваше название – тему или главную мысль?
  • Объясните значение слов РЕЗИДЕНЦИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ, БОТ. Найдите в тексте словосочетание, которое является синонимом слова РЕЗИДЕНЦИЯ.
  • Дайте определение наречия.
  • Выпишите из 2 абзаца словосочетания, в которых 1) наречие обозначает признак действия и 2) наречие обозначает признак признака.
  • Запишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание слов.
  • Устно измените первое предложение так, чтобы НЕ с наречием писалось раздельно.
  • Устно составьте предложение, чтобы слово ВГЛУБЬ писалось раздельно, т.е. было существительным с предлогом. Объясните написание.
  • Устно составьте предложение, в котором слово СНАЧАЛА было бы наречием и писалось слитно.
  • Во втором абзаце есть слово ДОПОДЛИННО. Произведите его морфемный разбор. Почему при приставке ДО пишется суффикс О? Сравните со словом ДОСУХА. Письменно произведите словообразовательный разбор этих наречий.
  • Замените словосочетания наречиями с О или А на конце: идти в правую сторону; беседовать без стеснения; постричь до корней волос; не очень часто, иногда; сделать ещё раз, опять.
  • Объясните написание слова ДАВНЫМ-ДАВНО из второго абзаца. Какие ещё случаи дефисного написания наречий вы знаете? Вспомните правила. Приведите примеры.
  • Из третьего абзаца выпишите предложения с пунктуационными ошибками, графически объясните знаки препинания. Найдите в четвёртом абзаце предложения на эти же пунктуационные правила.
  • В предложении с причастным оборотом (из третьего абзаца) подчеркните наречия как члены предложения, дайте характеристику предложения.

  1. Подводятся итоги урока. Какие правила написания наречий повторили на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

Урок обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Система упражнений к уроку обобщения по теме «Наречие» в 6 классе (по  УМК В.В. Бабайцевой)...

Конспект урока повторения и обобщения на тему "Наречие"

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008. Тип урока: пов...