Главные вкладки

    Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)
    презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

    Никитина Елена Анатольевна

    Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podgotovka_k_soch._po_prochit._tekstu_chast_s.pptx195.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. (Задание «С» ЕГЭ) Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький. МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ КИМОВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ УЧИТЕЛЬ НИКИТИНА Е.А.

    Слайд 2

    ЦЕЛЬ : подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту . ЗАДАЧИ: - практиковаться в определении темы и проблемы текста; - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию; -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

    Слайд 3

    Алгоритм выполнения работы 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

    Слайд 4

    1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо - -Что формирует личность человека: при- мики , роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи - века, современного образования, тание ? отношения к труду, опасности компью - -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная , острая, и т.д. Н Н Вспомним теорию…

    Слайд 5

    Можно использовать следующие речевые обороты: «В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) касается вопроса, рассматривает ( поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на ) проблему ( говорит о проблеме ), ( в центре внимания, поле зрения автора проблем а…)». «Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье ( произведении ) автор…» «Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда». «Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) , такова: … ».

    Слайд 6

    2. Комментируем сформулированную проблему. Комментирование – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо. Сделать это можно, ответив на след. вопросы: - Как проявляется проблема в жизни? Когда она возникла? С чем связано её возникновение? - Актуальна ли эта проблема в наши дни? - Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной группе? - Что побудило автора рассмотреть эту проблему? К какой категории относится эта проблема ( нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и т.п. )? Какова степень ее актуальности? ( актуальная, второстепенная, животрепещущая, насущная, давно назревшая, вечная и т. п. ) Что дает основание утверждать о ее злободневности? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Вспомним теорию…

    Слайд 7

    Можно использовать следующие речевые обороты: Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры… «Над этим размышляет ( назвать фамилию )»… «Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной, злободневной, актуальной на сегодняшний день, принадлежит к разряду давно назревших ит.п.)». : «Давайте вчитаемся в строки …» «С подобной проблемой сталкиваются…» «История этого вопроса (имеет многовековые корни, уходит глубоко в историю ит.п.)». «Эту проблему рассматривали(пытались решить) (и другие авторы, великие учёные прошлого и современности, люди во все времена ит.п.)». «По этому вопросу есть (существует) и иная точка зрения, не совпадающая с авторской…». Н

    Слайд 8

    3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы. Вспомним теорию… Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы: - Что хотел сказать автор? - Какова была цель его высказывания? - Ради чего он это всё написал? - Как он сам относится к поставленной проблеме? - Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? - Чему учит текст?.. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? ! Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Вспомним теорию…

    Слайд 9

    Можно использовать следующие речевые обороты: «Автор относится к поднятой проблеме (положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, скептически, иронически ,с юмором и т.п.)». ИЛИ: «Автор ( назвать фамилию ) оценивает (кого/что?), иронизирует над (кем / чем?), осуждает (кого / что?), разделяет мнение …,возражает (кому / в связи с чем?), опровергает (что?), критикует, обвиняет, разоблачает (кого?), отстаивает (что?), доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. ,открыто заявляет о своей гражданской позиции… и т.п.». И ЕЩЁ: « Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать)». « Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…». «Автор считает, что…». «Автор глубоко убежден в том, что…». «С автором трудно спорить относительного …». «Позиция автора сформулирована весьма чётко: …». «Позиция автора такова: …». «Автор выступает против того, чтобы …».

    Слайд 10

    4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. ВАШЕ мнение – маленький текст-рассуждение внутри всего сочинения , который строится по схеме: - тезис (положение, которое надо доказать); -аргументация (доказательства, доводы); -вывод (общий итог). ! От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…». Н : Тезис. « Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира». Почему? Аргумент (потому что): «Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделенный от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Возьмём в качестве примера двух героинь романа Л.Н. Толстого Наташу Ростову и Элен Курагину…». ! Используем: Примеры из худ-ой , истор-ой , научно-популярной лит-ры , худ. фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач. пословицы, поговорки, афоризмы (нужно обязательно пояснить их смысл, связать с тезисом), реальные факты из жизни. Вспомним теорию…

    Слайд 11

    Можно использовать следующие речевые обороты: - С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться… - Нельзя не согласиться с мнением автора… - Я разделяю позицию автора… - Я ( не ) разделяю точку зрения автора… - Позиция автора близка ( понятна ) мне, но… В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить… Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд ( собственные аргументы ). Я разделяю негодование ( неприятие, восторг ) автора и думаю… ЕЩЁ: Во-первых,… Во-вторых,… Наконец,… Это подтверждается также… К этому можно добавить… ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ: Приведем пример… Сравним… Сопоставим… Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда… Никто не будет отрицать, что… Никто из нас не будет возражать против того… Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,… Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

    Слайд 12

    5. Обобщаем сказанное, делаем вывод. Вспомним теорию… «Конец – делу венец» – вот девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением. Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным. В заключительной части можно: подчеркнуть солидарность с автором, передать общее впечатление о прочитанном тексте, сказать, какой урок или вывод для себя сделан. Можно призвать к совместному действию. :«Так давайте же сохраним природу родного края». Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица. : «Итак, как говорил древний философ Сократ: «Мудрость, знание – высшая добродетель». Н Н

    Слайд 13

    Можно использовать следующие речевые обороты: В заключен ие хочу подчеркнуть… В заключен ие хотелось бы отметить… В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак,… Следовательно,… Таким образом,… Так давайте же… Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать… Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том, что….

    Слайд 14

    ! Когда работа будет готова, проверьте, обратите внимание : - на абзацы и «переходные»предложения; - нет ли фактических ошибок :« В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»; - нет ли этических ошибок (некорректное, грубое обращение , речевая агрессия) :« Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»; - нет ли речевых шибок :« Они потеряли двух единственных сыновей»; - на точность выражения ваших мыслей, уместное использование средств выразительности. Н Н Н

    Слайд 15

    ИСТОЧНИКИ: 1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части «С» по новым критериям. www.gramma.ru 2. А.Г. Нарушевич . Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12. 3. Никитина Е.В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.

    В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА учащиеся испытывают немало психологических трудностей. Проанализировав причины этих трудностей, я предлагаю некоторые приемы работы учителя во время уроков. С помощью...

    Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

    Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

    презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"

    Данная презентация поможет учащимся справиться с заданием 15.3 на ОГЭ по русскому языку. ...

    Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей

    Текст- задания  для оценки естественнонаучной грамотности детей...

    Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

    Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...

    открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

    Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...