Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный урок позволит углубить и расширить приобретенные знания, получить дополнительную информацию по теме «Лексика и фразеология». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока985.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

«Жемчужины» русского языка»

Пояснительная записка

Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учетом специфики материальная игра требует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает  группу методов и приемов организации педагогического процесса  в форме  педагогических игр. Педагогическая игра обладает  следующими признаками: четко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в явном виде и характеризуется  учебно-познавательной направленностью.

Через игру формируется культура восприятия человеческих ценностей, социализация. Учитель способен проконтролировать каждого ученика, оценить знания и сделать выводы о том, что хорошо усвоено, а над чем надо работать. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Для развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка важную функцию выполняют интеллектуальные игры. Такой тип игры соответствует возрасту учащихся.

Интеллектуальная игра – индивидуальное или чаще коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и условиях соревнования.  Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности, развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и т.д.). С другой стороны, эта деятельность является не целью, средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе – цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Игра «Что? Где? Когда?», являющаяся достаточно сложной и интересной, превратила интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и задала особо ценное направление в воспитании и развитии учащихся.

При планировании использованы наиболее эффективные средства включения детей в образовательный процесс: игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие, стремление быть быстрыми, собранными, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный урок позволит углубить и расширить приобретенные знания, получить дополнительную информацию по теме «Лексика и фразеология».

При организации и проведении урока предполагается работа в командах, а также выполнение индивидуальных заданий. Деятельность учителя как организатора интеллектуальной игры проявляется на уроке в образе КРУПЬЕ. Дети делятся на 2 команды ЗНАТОКИ и ЗРИТЕЛИ, с учетом личностных предпочтений. Команда ЗНАТОКИ выбирает капитана из числа интеллектуальных лидеров, способного организовать совместное обсуждение, услышать каждую версию и сделать правильный выбор. Игроки, в свою очередь, безусловно доверяют капитану и беспрекословно принимают его решение. Все члены команды обязательно соблюдают правила (приложение 1).

Для учащихся, в этот день не расположенных к игровой деятельности, предусмотрены индивидуальные карточки-задания с ключами ответами для самоконтроля. В случае, если игра закончится раньше рассчитанного времени, можно провести игру со зрителями (приложение 4).

Использование игры на уроке предусматривает обязательную эмоциональную рефлексию. С этой целью для учащихся подготовлены карточки-фразеологизмы, позволяющие отследить настроение в конце урока (приложение5).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС

Тема урока: Жемчужины русского языка

Цели урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика. Фразеология».
Задачи:

а) образовательные
- закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие,  разнородность фразеологизмов;
б) развивающие
- развивать творческое мышление, активность учащихся;
- формировать умение работать в группах;
- совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся;
в) воспитательные
- способствовать воспитанию любви к родному языку,  
выразительной, образной, емкой речи.
Оборудование: компьютер с аудиовыходом, таймер, детская игрушка «Волчок» со стрелкой.

Дидактические  материалы: учебник ''Русский язык» 6 класс М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская; конверты с заданиями

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, объяснение); наглядный; практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-игра.

Межпредметные связи:  история, литература

Время: 45 минут

Ход урока

I. Организационный  момент

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку, повторение правил работы в группе (приложение 1).

Звучит музыка из интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?»

Учитель: Я думаю, что вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. А тему нашего урока узнаете, когда разгадаете ребус (приложение 2).

Определим  цель урока (дети самостоятельно ставят  цель урока)

Учитель: Прежде, чем мы приступим к игре, я напомню вам правила игры «Что? Где? Когда?»:  в игре принимают участие 2 команды Для ответа на вопрос команде предоставляется ограниченное количество времени (не больше 1 минуты).

Правильность ответа оценивает учащийся, приславший вопрос.

Если игроки отвечают правильно, очко засчитывается команде, если ответ неверен, очко достается команде зрителей. Выигрывает команда, набравшая шесть очков.

II. Основная часть

Учитель: В середине 20 века ученые-лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают строить выразительную, образную, емкую речь и быть правильно понятыми. Речь идет о фразеологии. Сравнительно молодом разделе науки о языке, тайны которого ученым-лингвистам еще предстоит исследовать и разгадать. И мы с вами попытаемся сегодня проникнуть в некоторые из них.

Итак, не будем бить баклуши!

Вы засучите рукава!
Внимание! Навострите уши!
Учеба вам не трын-трава!

1 раунд

Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, бочка Данаиди многие другие. За каждым из них стоит общеизвестный миф.

Вопрос. Расскажите о происхождении фразеологизма нить Ариадны. Объясните смысл этого выражения, употребляемого в настоящее время.

2 раунд

«Неспроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится», – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатым, имеет свое обоснование, Использование таких выражений обогащает речь, а знание их происхождения открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу. Обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным, или зарубить себе на носу – хорошо, крепко запомнить. Оказывается, что эти выражения не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном их понимании.

Вопрос. В каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?

3 раунд

Запишите как можно больше фразеологизмов, содержащих в составе части тела человека

4 раунд

Соберите фразеологизм
Два сапога                      (не подточит)
Проще пареной                     (горы)
Не в бровь                              (пара)

Обвести вокруг                     (репы)
Крокодиловы                         (пальца)
Сулить золотые                    (слезы)
Комар носа                            (а в глаз)

5 раунд

Продолжите фразеологизмы

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

6 раунд

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел

Музыкальная пауза (физминутка)

7 раунд

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать

2) на вес золота

3) куры не клюют

4) песок сыплется

5) в час по чайной ложке

6) мастер кислых щей

7) засучив рукава

8) потерпеть фиаско

9) душа в душу

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

4) как кошка с собакой

5) грош цена

6) на всех парах

7) молоко на губах не обсохло

8) как кот наплакал

9) одержать победу

8 раунд

А теперь – черный ящик. Если вы установите, что связывает эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике. Итак, слова: гусь, кисель, рыба, хлеб, ложка, трава.

9 раунд

Следующий вопрос необычный, связанный с живым представлением значений фразеологизмов. Необходимо вербально изобразить следующие выражения, используя прием пантомимы (жесты, мимику): куры денег не клюют, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона, язык чешется.

10 раунд

Вспомните как можно больше фразеологизмов с названием животных. Побеждает та команда, которая  последней назовет фразеологизм.

11 раунд

Блиц-турнир:

На вопрос, который я буду задавать, вы должны ответить эквивалентным фразеологическим сочетанием. Например,  Есть ли у земли лицо? (Есть. Стереть с лица земли)

Есть ли глаза у правды?

Может ли вопрос заболеть?

Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

III. Итоги урока

Рефлексия с использование карточек с фразеологизмами (приложение 5)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7-й классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 70-88
  2. Пташкина В.П.и др. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 238 с.: ил.
  3. Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Планета, 2013. – С. 163-203

Приложение 1

Правила работы в группе, в команде

В команде есть капитан, который решает, кто из игроков будет отвечать на вопрос.

Все члены команды  должны получать удовольствие от общения друг с другом, что они вместе выполняют задание.

Каждый должен получать удовольствие  от  чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие задание.

Приложение 2

12 11 1

Приложение  3

Карточки для индивидуальной работы с ключами для самопроверки

1 задание

Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, бочка Данаиди многие другие. За каждым из них стоит общеизвестный миф.

Вопрос. Расскажите о происхождении фразеологизма нить Ариадны. Объясните смысл этого выражения, употребляемого в настоящее время.

( Выражение связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище – Минотавра, полубыка-получеловека. Обреченный на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и во время пути разматывал ее, что и помогло ему найти выход. В настоящее время это выражение обозначает способ выйти из затруднительного положения).

2 задание

«Неспроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится», – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатым, имеет свое обоснование, Использование таких выражений обогащает речь, а знание их происхождения открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу. Обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным, или зарубить себе на носу – хорошо, крепко запомнить. Оказывается, что эти выражения не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном их понимании.

Вопрос. В каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?

(Значения различны. По древнему обычаю, жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп, на Востоке – калым. Если жениху отказывали, он оставался с носом, то есть уходил со своим подношением. Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки, заметки).

3 задание

Запишите как можно больше фразеологизмов, содержащих в составе части тела человека

(Кусать локти, путаться под ногами, попасть под горячую руку, смотреть сквозь пальцы, ходить на голове, нос к носу, руки не доходят, отбиться от рук, море по колено, не ударить лицом в грязь, ломать голову, как без рук, задирать нос…)

4 задание

Соберите фразеологизм
Два сапога                      (не подточит)
Проще пареной                     (горы)
Не в бровь                              (пара)

Обвести вокруг                     (репы)
Крокодиловы                         (пальца)
Сулить золотые                    (слезы)
Комар носа                            (а в глаз)

( Два сапога пара; проще пареной репы; не в бровь, а в глаз; обвести вокруг пальца; крокодиловы слезы; сулить золотые горы; комар носа не подточит).

5 задание

Продолжите фразеологизмы

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

(Без задних ног; брать себя в руки; бросать слова на ветер; взять голыми руками; водить за нос; не разольешь водой; вывести на чистую воду; делать из мухи слона; держать язык за зубами; держать камень за пазухой; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днем с огнем не сыщешь; в ежовых рукавицах держать; палец о палец не ударит; попасть впросак).

6 задание

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел

(Хоть пруд пруди  -  куры не клюют.

Кто во что горазд  -  кто в лес, кто по дрова.

Как снег на голову  -  как гром среди ясного неба.

Ни рыба ни мясо  -  ни то ни се.

Рукой подать  - в двух шагах.

Куда ноги несут  -  куда глаза глядят.

С пустыми руками  -  несолоно хлебавши.

Ни кровинки в лице  -  как мел.

Доводить до белого каления  -  приводить в бешенство.)

7 задание

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать

2) на вес золота

3) куры не клюют

4) песок сыплется

5) в час по чайной ложке

6) мастер кислых щей

7) засучив рукава

8) потерпеть фиаско

9) душа в душу

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

4) как кошка с собакой

5) грош цена

6) на всех парах

7) молоко на губах не обсохло

8) как кот наплакал

9) одержать победу

(Рукой подать  - у  черта на куличках. На вес золота  -  грош цена. Песок сыплется  -  молоко на губах не обсохло. В час по чайной ложке  -  на всех парах. Мастер кислых щей  -  мастер на все руки. Засучив рукава  -  спустя рукава. Потерпеть фиаско  - одержать победу.  Душа в душу  -  как кошка с собакой. Куры не клюют - как кот наплакал).

8 задание

А теперь – черный ящик. Если вы установите, что связывает эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике. Итак, слова: гусь, кисель, рыба, хлеб, ложка, трава.

(Все эти предметы связывает слово вода: седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде, тише воды ниже травы.  В ящике емкость с водой)

9 задание

Назовите 10-12 фразеологизмов с названием животных. (Волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода, как с козла молока, как курица лапой, взять быка за рога, как белка в колесе, делать из мухи слона, крокодиловы слезы, как кот наплакал, медведь на ухо наступил, подложить свинью, покупать кота в мешке, убить двух зайцев…)

10 раунд

Есть ли у земли лицо? (Есть. Стереть с лица земли)

Есть ли глаза у правды?   (Есть. Смотреть правде в глаза.)

Может ли вопрос заболеть?  (Может. Больной вопрос.)

Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?  (Бежать со всех ног.)

Приложение 4

Задания для игры со зрителями

1. «Закончите фразеологизм»

1 команда
Медвежья … (услуга)
Золотые … (руки)
Прикусить … (язык)
Ни жив, … (ни мертв)
Как снег … (на голову)
Кто в лес, … (кто по дрова)
Черным по … (белому)
Тише воды, … (ниже травы)
Легок  на … (помине)


(Мастер)… на все руки
(Спустя)… рукава
(Несолона)… хлебавши
(Высосать)... из пальца
(Бить)… баклуши
(Рукой)… подать

 (Намылить)… шею
(Сквозь землю)… провалиться
(Выйти)…сухим из воды

2.  Назовите предложения с фразеологическими оборотами
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.
Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
Отец не находил себе места от волнения.
Я  не нашел себе места и стал в проходе.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.
Весна уже не за горами.
Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 
Они трудились не разгибая спины до самого вечера.
В двух словах изложите вашу просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
Ни днем, ни ночью гости не приехали.
Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами 

Ваня на уроке бездельничал (бил баклуши).

Он человек бывалый (тертый калач).

Малыш  исчез (сквозь землю провалился).

Опаздывая, мы мчались быстро (сломя голову).

Потерпев неудачу, он совсем приуныл (опустил голову).

Они работали не отдыхая (не покладая рук). 

4. Ответьте на шуточные вопросы

Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее).

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (В голове каша).

Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности).

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два).

 

Приложение 5

Фразеологизмы для рефлексии

Повесить нос

Опустить руки

Ни то ни се

Светиться от счастья

Задрать нос

На седьмом небе

Рот до ушей

__________________                                    ___________________________

        (подпись)                                                        (расшифровка подписи)

«_____» _______________ 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  по теме "Международное значение русского языка"...