Главные вкладки

    Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся 5 класса
    опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) на тему

    Трабурова Мария Юрьевна

    Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных  и  внеурочных мероприятиях. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся

    Учебный год: 2014 – 2015

    Класс: 5

    Мероприятия:

    1. Анкета одаренности. Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову)

    Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

    1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

    -  в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

    -  становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

    -  способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;

    -  любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

    -  охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

    -  обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

    -  любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

    -  может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

    2. В сфере музыкальной одаренности:

    -  проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

    -  чутко реагирует на характер и настроение музыки;

    -  хорошо поет;

    -  вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

    -  любит музыкальные записи;

    -  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

    -  хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

    -  в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

    -  сочиняет собственные оригинальные мелодии.

    3. В сфере литературной одаренности:

    -  любит писать и сочинять рассказы и стихи;

    -  может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

    -  рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

    -  придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

    -  выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

    -  склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

    -  умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

    4. В сфере артистической одаренности:

    -  легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

    -  интересуется актерской игрой;

    -  меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

    -  разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

    -  склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

    -  стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

    -  с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

    -  любит игры-драматизации.

    5. В сфере технической одаренности:

    -  интересуется механизмами и машинами;

    -  может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;

    -  любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

    -  любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

    -  читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

    -  любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

    -  проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

    -  быстро и легко осваивает компьютер.

    6. В сфере лидерской одаренности:

    -  инициативен в общении со сверстниками;

    -  сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

    -  легко общается с детьми и взрослыми;

    -  улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

    -  часто руководит играми и занятиями других детей;

    -  склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

    -  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

    -  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

    7. В сфере спортивной одаренности:

    -  энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

    -  любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

    -  часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

    -  бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

    -  движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

    -  любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

    -  предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

    -  физически выносливее сверстников.

    8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А. да Хаану и Г. Кафу):

    -  хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

    -  обладает хорошей памятью;

    -  легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

    -  задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

    -  любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

    -  обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

    -  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);

    -  обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

    -  очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

    Результат:

    1 сфера

    2 сфера

    3 сфера

    4 сфера

    5 сфера

    6 сфера

    7 сфера

    8 сфера

    А. Н.

    4

    4

    3

    4

    2

    6

    2

    6

    К. А.

    5

    4

    7

    6

    1

    4

    2

    6

    Л. Т.

    5

    6

    6

    6

    1

    8

    8

    7

    М.А.

    5

    3

    7

    6

    2

    4

    4

    6

    Н.Н.

    3

    3

    6

    4

    6

    4

    4

    6

    Ш.А.

    4

    3

    4

    4

    2

    6

    4

    6

    Особый интерес для учителя русского языка и литературы составляют сферы артистичной, литературной и интеллектуальной направленности ( сферы 4, 3, 8).

    Результаты данной методики показали, что  артистичность развита у 3х человек, литературное дарование имеют 4 человека, а интеллектуальное развитие у всех находится на достаточном уровне.

    Данные результаты необходимо учитывать при участии в различных конкурсах на уровне общеобразовательного учреждения и муниципальном уровне.

    2. Методика изучения словесно-логического мышления (методика Э. Ф. Замбацявичене).

    Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

    Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

    После обработки тестов, результаты получились следующие: высокий уровень развития имели все 6 обучающихся. Это доказывало 100% успеваемость по всем предметам.

    3. Методика скоростного чтения

    Динамическое чтение — это набор приемов, позволяющих существенно увеличить скорость чтения скорочитателя без большой потери понимания прочитанного. Следует , в частности,  иметь в виду, что официально не существует официального разделения между "медленным" и «скоростным» методами чтения по той причине, что много читателей используют подходящие для них упражнения чтения.

    Основные приемы скорочтения:

    • Устранение  регрессии, остановок, возвратных движений глаз. При классическом способе чтения распространены перечитывания,  а это значительно замедляет скорость чтение и снижает коэффициент усваивания информации.
    • Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста, отсекания ненужной информации и чтения полезной и эффективной информации.
    • Просмотровое чтение. «Просматривание» без внимательного фокусирования на тексте с малой значимостью.

    Данные приемы помогли учащимся быстрее понимать основную мысль текста, вычленять необходимую информацию за более короткий промежуток времени, тратить меньше времени на прочтение текста.

    Этими приемами из начальной школы уже обладали 3-е обучающихся. С другими ребятами проводилось обучение по этим приемам скорочтения.

    Все обучающиеся читают на достаточно высоком уровне.

    4. Упражнения для развития памяти (словарный диктант «Кто больше?» (по методике И. П. Федоренко), распространение предложений).

    Данные упражнения активно использую на уроках русского языка в 5 классе.

    С упражнением по распространению предложений учащиеся справляются быстро, с интересом выполняют задание.

    Примеры заданий:

    1. Наступило утро. Роса блестит. Солнце встает. Птицы щебечут. Все просыпается.

    2. Пришла зима. Все засыпано снегом. Снегири сидят на ветках, воробьи чирикают. Вороны и сороки прыгают по дорожкам.

    3. Прозвенел звонок. Дети зашли в класс. Вошла учительница. Начался урок.

    4. На ветке сидит белка. Держит шишку. Рядом пробежала собака. Белка испугалась и спряталась.

    Словарный диктант «Кто больше?» вызывал небольшие затруднения. Не все учащиеся могли на начало учебного года подобрать больше 2-3 однокоренных слов. Систематическая работа с орфографическим и словообразовательным словарями помогла расширить словарный запас учащихся.

    5. Методика развития мышления (перевернутое чтение).

    Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача обучающегося, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

    Это упражнение способствует: формированию в памяти целостных эталонов букв; развивает умение сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

    Изначально с перевернутым текстом без труда справлялся лишь 1 учащийся. Применение игрового элемента на уроках литературы способствовало развитию навыка перевернутого чтения. К концу года половина обучающихся читала текст медленно, но без запинки. Остальные читали правильно короткие слова (из 2-3 слогов), более длинные прочитывали по слогам.

    6. Развитие артикуляционного аппарата.

    Развитию правильной и быстрой речи способствовали скороговорки.

    Была использована подборка скороговорок И.Т. Федоренко

    1. Водовоз вез воду из-под водопада.        

    2. Говори, говори, да не заговаривайся.

    3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

    4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

    5. Наш дуда и туда и сюда.

    6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

    7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

    8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

    9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

    10. В один, Клим, клин колоти.

    11. Каково волокно, таково и полотно

    12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

    13. Либретто “Риголетто”.

    14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

    15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

    16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

    Особое внимание уделялось не только скорости, но и правильному произношению, четкому, громкому.

    Вывод:

    Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных  и  внеурочных мероприятиях. Также использовались методики общей направленности для развития памяти, мышления, речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по выявлению способностей обучающихся на уроках биологии

    план работы по выявлению способностей обучающихся на уроках биологии МБОУ "Серго-Ивановская основная школа" на 2015-2016 учебный год...

    Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся 6 класса

    Мероприятия по выявлению способностей были проведены на уроках русского языка и литературы   в 6 классе....

    Выявление способностей обучающихся педагогом-психологом школы

    Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших ло...

    Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся

    Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных  и  внеуроч...

    План мероприятий по выявлению способностей у обучающихся 7 класса в 2015-2016 учебном году

    В плане представлены мероприятия по выявлению способностей у обучающихся 7 класса и сроки их проведения...

    Справка о проведённых мероприятиях по выявлению способностей обучающихся

    Справка о проведённых мероприятиях по выявлению способностей обучающихся...

    ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

    Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...