Дидактические многомерные инструменты как метод организации повторительно-обобщающих и обзорных уроков в системе блочной подачи материала.
методическая разработка по истории по теме

Дзидзадзе Елена Анатольевна

..............

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_mnogomernye_instrumenty.docx174.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические  многомерные
инструменты  как метод организации повторительно-обобщающих  и обзорных уроков в системе блочной подачи материала.

Е.А.Дзидзадзе, преподаватель истории и обществознания ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Современные педагогические технологии с разных позиций решают задачу совершенствования преподавания в школе. Они основаны на психологии восприятия ребёнком потока информации и стремятся учесть множество факторов для предоставления этой информации в наиболее ярком и запоминающемся виде. Технология многомерных дидактических единиц позволят современному учителю совмещать различные приёмы преподавания, привлекать учеников к  активной познавательной деятельности.

Что представляет собой технология дидактических многомерных инструментов? В  основе  разработки  лежит  ряд  специальных  технологических  принципов:

  • Расщепление – объединение  элементов  в  систему
  • Координация  и  полидиалог внешнего  и  внутреннего  планов
  • Многомерность  представления  и  анализа  знаний

Расщепление – в основе  многомерных  смысловых  пространств

  • Изучаемая  тема  представляет   собой  неструктурированное  пространство  знаний
  • Расщепление  на  смысловые  группы
  • Смысловые  группы  расщепляются  на  части  по  заданному  основанию
  • Части  смысловых  групп   преобразуются  в  гранулы – опорные  узлы
  • Координация  опорных  узлов  в радиальных  направлениях , материализация радиальных  силовых  линий – координат – как  измерителей  многомерного  смыслового  пространства
  • Выявление  связей  и  отношений  между  опорными  узлами, появление  круговых «силовых линий»

Перед вами слайд презентации к повторительно-обобщающему уроку по теме «Человек» по программе Л.Н.Боголюбова 10 класс базовый уровень.

Создавая матрицу к этой теме учитель разбил материал на 4 основные смысловые группы: человек как биологическое существо, человек как социальное существо, человек как субъект деятельности, человек как субъект познания. Человек становится человеком только в ситуации активной социальной деятельности. Эта идея становится ключевой в конструкции матрицы. Смысловые группы разбиваются на опорные узлы. Так в группе деятельность  опорными узлами являются виды деятельности, структура деятельности, мотивы деятельности. Следующим этапом является выявление связей между смысловыми группами (силовых линий). Так, ученики должны усвоить, что формирование человека как личности возможно лишь в процессе деятельности и познания. На уроках повторительно-обобщающего характера необходимо насыщать данную систему координат разноплановыми практическими заданиями, позволяющими более полно, на практических примерах повторить тему.

Многомерное  моделирование  знаний  позволяет:

Создать  образ-модель в свернутой форме ( новое  моделирование  проблемного  поля)

К описательному  уровню  изложения  материала добавляется объяснительный (причинно-следственные связи)

Укрупнение  дидактических единиц , интеграция  знаний  путем создания  координат «пространство – время»

Структура  учебного процесса дополняется  этапом  переживания научного  знания  в художественно- эстетической форме

Структура  учебного процесса дополняется  этапом оценивания  научного  знания

Для учителя истории и обществознания привычнее работа с различного рода таблицами, также позволяющими соединить в систему знания учащихся. Так, обзорная лекция учителя сопровождается созданием каркаса таблицы по теме «Древняя Русь».  Это основа, в которой зафиксированы основные проблемы развития древнерусского общества, ключевые исторические фигуры. Сформулированы гипотезы, которые на последующих уроках предстоит или доказать, или опровергнуть. Далее следует работа учащихся по заполнению таблицы. Эта работа сопровождается работой над мини-исследованиями и демонстрацией результатов своей работы, работой с документами, текстами в рамках лабораторных работ.

Предлагаю вам вариант многомерной таблицы по теме Древняя Русь.

1.Заполните следующую таблицу:

Имя князя

Создание единой государственной территории.(какие земли вошли в состав государства)

Упорядочение системы гос. управления (упрочение власти князя, система налогообложения, создание законодательства)

Внешняя политика князя

Олег 879-912

882г. Киев; новгородские словене, кривичи, древляне, северяне, радимичи.

Титул великого князя, сохраняется управление местных князей

Борьба с Хазарским каганатом, мир с венграми, 907г.- поход на Константинополь.

Игорь 912-945

Древляне, уличи

Смерть во время сбора полюдья

Война с Византией 941,944гг.

Ольга 945-962

древляне

Упорядочение налогообложения. Повоз

957г.посольство в Константинополь, крещение

Святослав962-972

вятичи

Изменение системы сласти в городах. Князья-наместники, сыновья великого князя.

964г.- разгром Волжской Булгарии, Хазарского каганата. 967г.-поход в дунайскую Болгарию. 970-972гг. Русско-Византийская война

ВладимирI 980-1015

Подчинение радимичей и вятичей, присоединение Червенской Руси

Сыновья- наместники великого князя, христианизация

Поход на Болгарию (мир), Запад: войны с Польшей. Создание оборонной системы на юге.

Ярослав Мудрый

1019-1054

«Русская Правда», передача княжеской власти по старшинству

Утверждение на Балтике(г. Юрьев), походы на балтов, Литву. Войны с Польшей и Чехией. Династические браки. 1036г.- разгром печенегов. Война с Византией.

Владимир Мономах

1113-1125

Сохранение единства Руси

«Устав Владимира мономаха».

1111,1116- походы против половцев, устранение опасности. Отношения с Византией.

Таблица заполняется по мере изучения учащимися 10-го класса периодов правления первых русских князей. Но впоследствии она используется при конструировании ответа на вопросы «Внешняя политика Древнерусского государства», «Формирование государственности в Древней Руси», «Развитие культуры Древней Руси». Это возможно, т.к. таблица читается как по горизонтали, что позволяет вспомнить основные процессы конкретного периода жизни страны (например, в эпоху правления Ярослава Мудрого: «Доказать, что Эпоха правления Ярослава Мудрого – эпоха расцвета Древнерусского государства»), так и по вертикали, что позволяет дать характеристику историческому явлению и проследить его развитие (например, «Внешняя политика Древней Руси»).

Таким образом, я могу сделать вывод, что построение и применение дидактических многомерных инструментов при изучении нового материала создало условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать. Учитель более эффективно может формировать опорные знания учащихся, четко, доступно, лаконично объяснить тему, управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать различные формы работы, оперативно оказывать действенную помощь каждому ученику, влиять на ход и структуру урока, поддерживать и развивать у учащихся интерес к предмету.

Дзидзадзе Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Методы и приемы работы на уроке изучения и закрепления нового материала

Материал содержит методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся на уроке изучения нового материала....

Приёмы и методы организации ситуации успеха на уроках русского языка в ходе обобщения (закрепления) знаний учащихся.

ØСитуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, который позволяет достичь значительных результатов в деятельности ребенка. *Считаю, что одной из главных зада...

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии.

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...