Факультатив по русскому языку в 7 классе "Хочу быть грамотным"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа факультатива поможет в интересной форме закрепить основные темы 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_klass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Рабочая программа
факультатива по русскому языку
в 7 классе на 2015-2016 учебный год
«Хочу быть грамотным»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Серегина Ольга Егоровна,
первая квалификационная категория
д. Агибалово,
2015 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс направлен на развитие грамотности ( как орфографической, так и пунктуационной), а также развитие речи и коммуникативных умений учащихся 7 класса.
В 7 классе количество часов на изучение курса русского языка уменьшилось ( с 6 до 4), а материал усложнился: учащиеся знакомятся с новым сложным материалом (наречие), углубляют знания о служебных частях речи, учатся разграничивать омонимичные части речи. Происходит изучение орфографических и пунктуационных правил.
Главные направления работы:
- развитие орфографической грамотности
- развитие пунктуационной грамотности
- развитие интереса к языку
Цели курса:
1) Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной грамотности.
2) Обогащать словарный запас учащихся
3) Повышать общую речевую культуру учащихся
4) Поддерживать интерес учащихся к русскому языку
5)Оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, проявлять свои интеллектуальные и творческие умения;
6) Воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств.
Задачи курса:
- Научить видеть связь орфографии с другими разделами языка,
- Знать критерии разграничения частей речи,
- Развивать чувства языка.
Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации
Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для семиклассников.
Выявляемые способности:
1. умение и стремление к познанию,
2. проявление и реализация своих способностей;
3. наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности,
4. обладание способностью к рефлексии;
5. уверенность в своих силах и возможностях.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
После прохождения программы учащиеся должны
Знать:
-основные орфографические и пунктуационные правила русского языка, изучаемые в 7 классе
-критерии разграничения омонимичных частей речи
Уметь:
- грамотно писать
-критически относиться к написанному, видеть ошибки и исправлять их
- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
- вести диалог, участвовать в дискуссии,
- аргументировать собственную точку зрения.
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.
В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом само по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле.
В соответствии с этим можно сказать, что факультатив как дополнительное занятие по русскому языку занимает особое место в школьном курсе.
Во-первых, разнообразная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная учебная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ребенок приобретает умения и навыки.
В-четвертых, в различных формах такой работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
На основании выше сказанного были выбраны такие формы проведения занятий, которые направлены на развитие не только интеллектуальных способностей, но и творческих.
Содержание программы учебного курса
Раздел | часы | |
1. | Введение | 1 |
2. | Основные принципы орфографии. Систематизация изученных в 5-6 классах орфограмм | 7 |
3. | Причастие | 5 |
4. | Деепричастие | 5 |
5. | Наречие | 5 |
6. | Служебные части речи | 5 |
7. | Синтаксис и пунктуация | 4 |
8. | Подведение итогов курса | 2 |
Календарно-тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата проведения | |
1 | Вводное занятие (ознакомление с задачами курса, планом работы) | Лекция с элементами беседы | 1 | 02.09 |
2 | Стартовая диагностика | Тестирование | 1 | 09.09 |
3 | Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые гласные) | Практическое занятие | 1 | 16.09 |
4 | Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые согласные) | Составление кластера по теме | 1 | 23.09 |
5 | Орфограммы в корнях (чередующиеся) | Проект | 1 | 30.09 |
6 | Защита проекта | Выступление | 1 | 07.10 |
7 | Правописание приставок | Корзина идей | 1 | 14.10 |
8 | Правописание окончаний | Викторина | 1 | |
9 | Не с разными частями речи | Дидактическая игра | 1 | 21.10 |
10 | Итоговое занятие по орфографии | Творческий отчёт | 1 | 28.10 |
11 | Причастие | Практическое занятие | 1 | 11.11 |
12 | Разряды причастий | Викторина | 1 | 18.11 |
13 | Правописание причастий и прилагательных | Ролевая игра | 1 | 25.11 |
14 | Причастный оборот | Тестирование | 1 | 02.12 |
15 | Употребление причастий в речи | Творческий отчёт | 1 | 09.12 |
16 | Деепричастие. | Практическое занятие | 1 | 16.12 |
17 | Не с деепричастиями и глаголами | Викторина | 1 | 23.12 |
18 | Деепричастный оборот | Мозговой штурм | 1 | 15.01 |
19 | Употребление деепричастий в речи | Групповой проект | 1 | 22.01 |
20 | Защита проекта | Выступление | 1 | 29.01 |
21 | Наречие | Составление кластера по теме | 1 | 05.02 |
22 | Отличие наречий от других частей речи | Практическое занятие | 1 | 12.02 |
23 | Правописание наречий | Тестирование | 1 | 19.02 |
24 | Употребление наречий в речи | Дидактическая игра | 1 | 26.02 |
25 | Сочинение на лингвистическую тему | Сочинение | 1 | 05.03 |
26 | Служебные части речи | Викторина | 1 | 12.03 |
27 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Практическое занятие | 1 | 19.03 |
28 | Производные предлоги и омонимичные части речи | Мозговой штурм | 1 | 09.04 |
29 | Союзы также ,тоже, чтобы, зато | Практическое занятие | 1 | 16.04 |
30 | Наречия и местоимения с частицами то,же,бы | Корзина идей | 1 | 23.04 |
31 | Различение частицы НИ ,союза НИ-НИ, приставки НИ | Дидактическая игра | 1 | 30.04 |
32 | Обобщение по теме " Написание служебных частей речи" | Практическое занятие | 1 | 07.05 |
33 | Сочинение-рассуждение по тексту | Сочинение | 1 | 14.05 |
34 | Итоговая диагностика. Подведение итогов курса | Тестирование | 1 | 21.05 |
Литература:
1.Русский язык.7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных и контрольных работ (тесты, логические задания). повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль/ авт.-сост. О.Г.Скоробогатова- М.: Планета, 2012( книга+диск)
2.Тестовые задания по русскому языку.7 класс/ Г.А.Богданова- М.: Просвещение,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по русскому языку "Секреты орфографии"
Рабочая программа для 5 класса...
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...
факультатив по русскому языку "Учимся строить и понимать текст". Подготовка ОГЭ
Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3рабочая программа по элективному курсу...
Факультатив по русскому языку "Занимательно о русском языке"
Программа факультативного курса...
Факультатив по русскому языку «Русская речь»
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной ...