Главные вкладки

    Факультатив по русскому языку в 7 классе "Хочу быть грамотным"
    рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

    Серегина Ольга Егоровна

    Рабочая программа факультатива поможет в интересной форме закрепить основные темы 7 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ_7_klass.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

    Холм-Жирковского района Смоленской области

    Рабочая программа

    факультатива по русскому языку

    в 7 классе на 2015-2016 учебный год

    «Хочу быть грамотным»

    Составитель: учитель русского языка и литературы

    Серегина Ольга Егоровна,

                                                   первая квалификационная  категория

    д. Агибалово,

    2015 г.

    Пояснительная записка

      Факультативный курс направлен на развитие грамотности ( как орфографической,  так и пунктуационной), а также развитие речи и коммуникативных умений учащихся 7 класса.

      В 7 классе количество часов на изучение курса русского языка уменьшилось ( с 6 до 4), а материал усложнился: учащиеся знакомятся с новым сложным материалом (наречие), углубляют знания о служебных частях речи, учатся разграничивать омонимичные части речи. Происходит изучение орфографических и пунктуационных правил.

     Главные направления работы:

         - развитие орфографической грамотности

         - развитие пунктуационной грамотности

         - развитие интереса к языку

    Цели  курса:

             1) Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной грамотности.

             2) Обогащать словарный запас учащихся

             3) Повышать общую речевую культуру учащихся

             4) Поддерживать интерес учащихся к русскому языку

           5)Оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, проявлять свои интеллектуальные и творческие умения;

           6) Воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств.

         

    Задачи курса:

    • Научить видеть связь орфографии с другими разделами языка,
    • Знать критерии разграничения частей речи,
    •  Развивать чувства языка.

    Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и    пунктуации. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

    • Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и    пунктуации

    Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для семиклассников.

    Выявляемые способности:

     1. умение и стремление к познанию,

     2. проявление и реализация своих способностей;

     3. наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности,

     4. обладание способностью к рефлексии;

     5. уверенность в своих силах и возможностях.

    Основные методы и технологии

    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

    Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    После прохождения программы учащиеся должны

     Знать:

    -основные орфографические и пунктуационные правила русского языка, изучаемые в 7 классе

    -критерии разграничения омонимичных частей речи

    Уметь:

      - грамотно писать

       -критически относиться к написанному, видеть ошибки и исправлять их

    - взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,

    - вести диалог, участвовать в дискуссии,

    -  аргументировать собственную точку зрения.

    В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.

    В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

    Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом само по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.

    В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле.

    В соответствии с этим можно сказать, что факультатив как дополнительное занятие по русскому языку занимает особое место в школьном курсе.

    Во-первых, разнообразная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

    Во-вторых, включение в различные виды работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

    В-третьих, разнообразная учебная  работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ребенок приобретает умения и навыки.

    В-четвертых, в различных формах такой работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

     На основании выше сказанного были выбраны такие формы проведения занятий, которые направлены на развитие не только интеллектуальных способностей, но и творческих.

    Содержание программы учебного курса

     Раздел

     часы

    1.

    Введение

    1

    2.

    Основные принципы орфографии. Систематизация изученных в 5-6 классах орфограмм

    7

    3.

    Причастие

    5

    4.

    Деепричастие

    5

    5.

    Наречие

    5

    6.

    Служебные части речи

    5

    7.

    Синтаксис и пунктуация

    4

    8.

    Подведение итогов курса

    2

    Календарно-тематический план

    Тема занятия

    Форма проведения

    Кол-во часов

    Дата проведения

    1

    Вводное занятие (ознакомление с задачами курса, планом работы)

    Лекция с элементами беседы

    1

    02.09

    2

    Стартовая диагностика

    Тестирование

    1

    09.09

    3

    Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые гласные)

    Практическое занятие

    1

    16.09

    4

    Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые согласные)

    Составление кластера по теме

    1

    23.09

    5

    Орфограммы в корнях

    (чередующиеся)

    Проект

    1

    30.09

    6

    Защита проекта

    Выступление

    1

    07.10

    7

    Правописание приставок

    Корзина идей

    1

    14.10

    8

    Правописание окончаний

    Викторина

    1

    9

    Не с разными частями речи

    Дидактическая игра

    1

    21.10

    10

    Итоговое занятие по орфографии

    Творческий отчёт

    1

    28.10

    11

    Причастие

    Практическое занятие

    1

    11.11

    12

    Разряды причастий

    Викторина

    1

    18.11

    13

    Правописание причастий и прилагательных

    Ролевая игра

    1

    25.11

    14

    Причастный оборот

    Тестирование

    1

    02.12

    15

    Употребление причастий в речи

    Творческий отчёт

    1

    09.12

    16

    Деепричастие.

    Практическое занятие

    1

    16.12

    17

    Не с деепричастиями и глаголами

    Викторина

    1

    23.12

    18

    Деепричастный оборот

    Мозговой штурм

    1

    15.01

    19

    Употребление деепричастий в речи

    Групповой проект

    1

    22.01

    20

    Защита проекта

    Выступление

    1

    29.01

    21

    Наречие

    Составление кластера по теме

    1

    05.02

    22

    Отличие наречий от других частей речи

    Практическое занятие

    1

    12.02

    23

    Правописание наречий

    Тестирование

    1

    19.02

    24

    Употребление наречий в речи

    Дидактическая игра

    1

    26.02

    25

    Сочинение на лингвистическую тему

    Сочинение

    1

    05.03

    26

    Служебные части речи

    Викторина

    1

    12.03

    27

    Слитное и раздельное написание производных предлогов

    Практическое занятие

    1

    19.03

    28

    Производные предлоги и омонимичные части речи

    Мозговой штурм

    1

    09.04

    29

    Союзы также ,тоже, чтобы, зато

    Практическое занятие

    1

    16.04

    30

    Наречия и местоимения с частицами то,же,бы

    Корзина идей

    1

    23.04

    31

    Различение частицы НИ ,союза НИ-НИ, приставки НИ

    Дидактическая игра

    1

    30.04

    32

    Обобщение по теме " Написание служебных частей речи"

    Практическое занятие

    1

    07.05

    33

    Сочинение-рассуждение по тексту

    Сочинение

    1

    14.05

    34

    Итоговая диагностика. Подведение итогов курса

    Тестирование

    1

    21.05

     Литература:

    1.Русский язык.7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных и контрольных работ (тесты, логические задания). повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль/ авт.-сост. О.Г.Скоробогатова- М.: Планета, 2012( книга+диск)

    2.Тестовые задания по русскому языку.7 класс/ Г.А.Богданова- М.: Просвещение,2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Факультатив по русскому языку в 9 классе

    факультатив по русскому языку в 9 классе...

    Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

    Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

    Факультатив по русскому языку 8 класс

    Законы русской орфографии...

    факультатив по русскому языку "Учимся строить и понимать текст". Подготовка ОГЭ

    Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3рабочая программа по элективному курсу...

    Факультатив по русскому языку «Русская речь»

    Рабочая программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной ...