Факультатив по русскому языку в 7 классе "Хочу быть грамотным"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Серегина Ольга Егоровна

Рабочая программа факультатива поможет в интересной форме закрепить основные темы 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_7_klass.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Рабочая программа

факультатива по русскому языку

в 7 классе на 2015-2016 учебный год

«Хочу быть грамотным»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Серегина Ольга Егоровна,

                                               первая квалификационная  категория

д. Агибалово,

2015 г.

Пояснительная записка

  Факультативный курс направлен на развитие грамотности ( как орфографической,  так и пунктуационной), а также развитие речи и коммуникативных умений учащихся 7 класса.

  В 7 классе количество часов на изучение курса русского языка уменьшилось ( с 6 до 4), а материал усложнился: учащиеся знакомятся с новым сложным материалом (наречие), углубляют знания о служебных частях речи, учатся разграничивать омонимичные части речи. Происходит изучение орфографических и пунктуационных правил.

 Главные направления работы:

     - развитие орфографической грамотности

     - развитие пунктуационной грамотности

     - развитие интереса к языку

Цели  курса:

         1) Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной грамотности.

         2) Обогащать словарный запас учащихся

         3) Повышать общую речевую культуру учащихся

         4) Поддерживать интерес учащихся к русскому языку

       5)Оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, проявлять свои интеллектуальные и творческие умения;

       6) Воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств.

     

Задачи курса:

  • Научить видеть связь орфографии с другими разделами языка,
  • Знать критерии разграничения частей речи,
  •  Развивать чувства языка.

Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и    пунктуации. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

  • Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и    пунктуации

Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для семиклассников.

Выявляемые способности:

 1. умение и стремление к познанию,

 2. проявление и реализация своих способностей;

 3. наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности,

 4. обладание способностью к рефлексии;

 5. уверенность в своих силах и возможностях.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

После прохождения программы учащиеся должны

 Знать:

-основные орфографические и пунктуационные правила русского языка, изучаемые в 7 классе

-критерии разграничения омонимичных частей речи

Уметь:

  - грамотно писать

   -критически относиться к написанному, видеть ошибки и исправлять их

- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,

- вести диалог, участвовать в дискуссии,

-  аргументировать собственную точку зрения.

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.

В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом само по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле.

В соответствии с этим можно сказать, что факультатив как дополнительное занятие по русскому языку занимает особое место в школьном курсе.

Во-первых, разнообразная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная учебная  работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ребенок приобретает умения и навыки.

В-четвертых, в различных формах такой работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

 На основании выше сказанного были выбраны такие формы проведения занятий, которые направлены на развитие не только интеллектуальных способностей, но и творческих.

Содержание программы учебного курса

 Раздел

 часы

1.

Введение

1

2.

Основные принципы орфографии. Систематизация изученных в 5-6 классах орфограмм

7

3.

Причастие

5

4.

Деепричастие

5

5.

Наречие

5

6.

Служебные части речи

5

7.

Синтаксис и пунктуация

4

8.

Подведение итогов курса

2

Календарно-тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие (ознакомление с задачами курса, планом работы)

Лекция с элементами беседы

1

02.09

2

Стартовая диагностика

Тестирование

1

09.09

3

Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые гласные)

Практическое занятие

1

16.09

4

Орфограммы в корнях (проверяемые, непроверяемые согласные)

Составление кластера по теме

1

23.09

5

Орфограммы в корнях

(чередующиеся)

Проект

1

30.09

6

Защита проекта

Выступление

1

07.10

7

Правописание приставок

Корзина идей

1

14.10

8

Правописание окончаний

Викторина

1

9

Не с разными частями речи

Дидактическая игра

1

21.10

10

Итоговое занятие по орфографии

Творческий отчёт

1

28.10

11

Причастие

Практическое занятие

1

11.11

12

Разряды причастий

Викторина

1

18.11

13

Правописание причастий и прилагательных

Ролевая игра

1

25.11

14

Причастный оборот

Тестирование

1

02.12

15

Употребление причастий в речи

Творческий отчёт

1

09.12

16

Деепричастие.

Практическое занятие

1

16.12

17

Не с деепричастиями и глаголами

Викторина

1

23.12

18

Деепричастный оборот

Мозговой штурм

1

15.01

19

Употребление деепричастий в речи

Групповой проект

1

22.01

20

Защита проекта

Выступление

1

29.01

21

Наречие

Составление кластера по теме

1

05.02

22

Отличие наречий от других частей речи

Практическое занятие

1

12.02

23

Правописание наречий

Тестирование

1

19.02

24

Употребление наречий в речи

Дидактическая игра

1

26.02

25

Сочинение на лингвистическую тему

Сочинение

1

05.03

26

Служебные части речи

Викторина

1

12.03

27

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Практическое занятие

1

19.03

28

Производные предлоги и омонимичные части речи

Мозговой штурм

1

09.04

29

Союзы также ,тоже, чтобы, зато

Практическое занятие

1

16.04

30

Наречия и местоимения с частицами то,же,бы

Корзина идей

1

23.04

31

Различение частицы НИ ,союза НИ-НИ, приставки НИ

Дидактическая игра

1

30.04

32

Обобщение по теме " Написание служебных частей речи"

Практическое занятие

1

07.05

33

Сочинение-рассуждение по тексту

Сочинение

1

14.05

34

Итоговая диагностика. Подведение итогов курса

Тестирование

1

21.05

 Литература:

1.Русский язык.7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных и контрольных работ (тесты, логические задания). повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль/ авт.-сост. О.Г.Скоробогатова- М.: Планета, 2012( книга+диск)

2.Тестовые задания по русскому языку.7 класс/ Г.А.Богданова- М.: Просвещение,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

факультатив по русскому языку "Учимся строить и понимать текст". Подготовка ОГЭ

Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3рабочая программа по элективному курсу...

Факультатив по русскому языку «Русская речь»

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной ...