Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Непушкина Ирина Владимировна

Материал урока позволяет проверить усвоение учащимися материала по теме; умение использовать знания на практике; воспитывает самостоятельность и ответственность в работе по языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс

Цель урока: проверить усвоение учащимися материала по теме; учить использовать знания на практике; воспитывать самостоятельность и ответственность в работе по языку.

Оборудование: тексты с заданиями каждому ученику.

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Опрос по домашнему заданию

III.Мотивация учебной деятельности

IV. Постановка цели и задач урока

V.Выполнение контрольной работы

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА

(1) Твоя жизнь состоит из поступков. (2)В поступках выражается моральная сущность человека. (3) В твоём отношении к другим людям нет ничего случайного. (4) Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.

 (5) Поступки есть только там, где есть люди. (6) Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. (7) Бывают люди, которые, уходя из дому, не знают, что они сделают: то ли помогут инвалиду и услышат слова благодарности, то ли нарушат правила уличного движения. (8)Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины- убеждений. (9)От характера поступка зависят твоё духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься.

  (10)Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. (11) Слово- тончайшее прикосновение к сердцу. (12)Оно может стать и нежным, благоуханным цветком , и раскалённым железом, и комьями грязи. (13) Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. (14) Это самый гнусный поступок- предательство. (15)Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. (16)Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное  приносит беду. (17) Словом можно убить и  оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. (18)Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. (19) Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.

  (20) Береги и щади впечатлительность, ранимость человека. (21)Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. (22) Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.

  (23)Когда люди перестают обращать внимание на плохие поступки, возрастает число проступков. (24)Поэтому надо   всегда быть нравственно наступающим, непримиримым и несгибаемым.

(По В.А.Сухомлинскому)

Задания к тексту

1 Какое предложение не соответствует содержанию текста?

1). Предательство- самый гнусный поступок.

2).Слова- показатель речевой культуры человека.

3).Словом можно обидеть человека, нанести ему оскорбление.

4).Человек должен следить за своими поступками.

2.Какой(-ие) тип (ы) речи представлен(ы) в   предложениях 11-13?

1). рассуждение,

2). рассуждение и описание,

3). описание,

4).рассуждение и повествование.

3.Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы:

1). 7                2). 12          3). 19          4).  24

 

4.В каком предложении использованы паронимы?

1)   15             2). 21           3). 23         4). 24

5. В каком предложении употреблены антонимы?

1). 14              2). 16             3).17         4). 20

6.Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неправильна?

 1). В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенародные и термины.

 2). В тексте автор использовал много прилагательных

 3). Тексту несвойственна частая повторяемость ключевых слов.

 4)В тексте нет специальной лексики.

7. Среди предложений 10-12 найдите соединяемое с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

8. К какому стилю речи относится данный текст?

9. В каком из предложений текста 1-9 отражена главная мысль текста? Напишите номер этого предложения.

10. Сколько микротем в данном тексте (1-4)?

11. Напишите сочинение- миниатюру по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Изложите позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения.

VI. Рефлексия.

  • Какие задания вызвали затруднение?
  • Что было легко выполнить?
  • Какое задание вы считаете интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по определению типа текста

Работа предполагает типовой анализ текста; развивает речь письменную; формирует навык грамотного и правильного построения текста-доказательства. Предназначена для уроков развития речи в пятом классе....

Урок развития речи. Анализ художественного текста.

Урок развития речи в 9 классе.Учащиеся девятых классов не всегда могут определить тему и проблему текста, испытывают затруднения, отвечая на предложенные на письменном экзамене в форме ГИА вопросы. Я ...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал можно использовать для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

Контрольная работа по литературе (анализ текста)

Учебно-методический материал может быть использован для зачета по дисциплине "Литература"...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...