Главные вкладки

    Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Марчук Нина Александровна

    Подготовка  восьмиклассников к ОГЭ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podgotovka_k_ege.docx443.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему:   «Выразительные средства языка»)

                                 Учитель русского языка и литературы Марчук Н. А.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,

    певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

    А. И. Куприн

    Цели урока:

    1. Систематизировать  знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
    2. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    3. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать,  логически верно излагать свои мысли, развивать образное мышление, создавать условия для развития коммуникативных навыков.
    4. Развитие системы ценностных отношений к родному языку.

    Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

    Ход урока:

    I.    Организационный момент.  Сообщение темы и цели урока.

    II.    Вступительное слово.

           Добрый день, ребята. Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка. В апреле, на вашем первом испытании, вы покажете, чему научились за 8 лет школьной жизни, а сегодня мы будем говорить о подготовке к сочинению на лингвистическую тему,  об изобразительно-выразительных средствах языка.

    Для того, чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности текста,

     правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определить их функции в тексте          

      III.  Классификация изобразительно-выразительных средств языка.  

    Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают  художественно - изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы и т. д.  

    Какие из них вы знаете? Что они обозначают?

    IV.  Готовясь к сочинению о выразительных средствах языка, нельзя не остановиться на задании № 3 теста, в котором нужно найти средства речевой  выразительности.  СЛАЙД  № 2.

     - Я предлагаю вам выполнить тестовое задание №3.

      3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

    1. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
    2. Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
    3. Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
    4. Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

    V. Работа с текстом.

          Перед вами текст, мы должны внимательно прочитать его «с карандашом в руках», отмечая важные для нас, нужные по нашему мнению, словосочетания и предложения.  СЛАЙД № 3,4

        - Из какого произведения данный отрывок?

        - Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (Восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник).

         - Бабушка Акулина Ивановна была для Алёши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым,  она была талантливой сказительницей. Алёша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку,  мастеру Григорию, восхищался её смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.

             -  Ищем в тексте средства речевой выразительности.

     Эпитеты: дядя кудрявый, встрёпанный (2); чувство печальное, беспокойное (5); добрая, приветливая улыбка(25); бабушка буйно красива и мила (27).

         Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка, придают ему гибкость, живость, передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека, помогают объяснить его поступки, с их помощью слово обретает красочность и насыщенность.

          Фразеологизм: глаз не отвести (27) Придают речи яркость и выразительность, усиливают наглядность и образность текста, передают авторские чувства и оценки.

          Сравнения: вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9); Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья (11); метался золотым стрижом (12); шёл, словно горел и плавился (12); плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23).

        Сравнения  повышают эмоциональную выразительность текста, создают яркий незабываемый образ.

        Олицетворения: музыка бежала торопливым ручьём (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).

        Олицетворения придают яркость и красочность речи, создают живое представление о предмете.

          Давайте сравним два текста, изображённые на доске. Посмотрите, какой он яркий, красочный, таким его делают изобразительно-выразительные средства не только на экране, но и в жизни.

          Перед нами примеры высказываний лингвистов о выразительных средствах языка, смысл которых нужно раскрыть в сочинении на лингвистическую тему. СЛАЙД № 10

      VI. Текст  и сочинение к нему. СЛАЙДЫ № 11, 12  

    VII.    Подведение итогов урока.

    Презентация в формате Adobe Acrobat открывается двойным кликом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация урока русского языка для 10-11 классов. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение.

    Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: - подготовить учащихся к написанию сочин...

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( сочинение на лингвистическую тему)

    Презентация и план сочинения на лингвистическую тему с комментариями и  речевыми оборотами....

    ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)

    ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)...

    Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

    Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

    Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...