Урок по теме "Организация сложного синтаксического целого в трилогии Толстого Л.Н.«Детство», «Отрочество», «Юность»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Толкачева Ольга Леонидовна

Данный урок направлен на изучение различных аспектов языковой организации творческого наследия Л.Н. Толстого, на рассмотрение некоторых типичных (для трилогии Л.Н. Толстого) видов ССЦ, на раскрытие особенностей авторской манеры молодого Льва Толстого, проявившихся  в трилогии  «Детство», «Отрочество»,  «Юность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: урок - исследование

Автор (авторы): Толкачева Ольга Леонидовна        

Место работы: Тульская область, город Щекино, муниципальное  общеобразовательное учреждение «Лицей»

Предмет: русский язык

Тема: Организация сложного синтаксического целого в трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 9-10

Технологии: ИКТ, проблемно - исследовательская

Тема урока: Организация сложного синтаксического целого в трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»(2слайд)

Цели : изучение различных аспектов языковой организации творческого наследия Л.Н. Толстого; рассмотрение некоторых типичных (для трилогии Л.Н. Толстого) видов ССЦ; раскрытие особенностей авторской манеры молодого Льва Толстого, проявившихся  в трилогии  «Детство», «Отрочество»,  «Юность». (3слайд)

Наглядность: портрет Л.Н. Толстого, тексты трилогии Толстого, мультимедийная презентация.

                            Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя»(4слайд)

В последнее время в связи с активным изучением синтаксиса текста много внимания уделяется сложному синтаксическому целому (ССЦ). В лингвистической литературе описаны общие разновидности ССЦ, связи предложений в ССЦ, композиционная структура ССЦ. Можно заметить, что во всех исследованиях осуществляется подход к ССЦ как к единице содержания и ищутся структурные особенности организации определённого содержания. Как единица текста, ССЦ может характеризоваться и в стилистическом плане. Таким образом, здесь переплетаются в тесном единстве смысловая, стилистическая и композиционно-синтаксическая стороны. Именно вследствие этого ССЦ показательно для индивидуального стиля автора, его художественной манеры. (5слайд)

Сегодня на занятии мы рассмотрим организацию некоторых типичных  (для трилогии Л.Толстого) видов ССЦ, выделенных с точки зрения зрительно-содержательной направленности.

- Готовясь к сегодняшнему занятию, вы прочитали трилогию Льва Николаевича Толстого «Детство», «Отрочество»,  «Юность».  Что, на Ваш взгляд, является характерной особенностью трилогии?

Ученик: (6слайд)  Характерной особенностью повествования в трилогии «Детство». «Отрочество». «Юность» является показ всего изображаемого через призму восприятия Николеньки Иртеньева. Всё описываемое имеет прямое отношение к росту и становлению личности героя. Все события подаются в изложении от первого лица, с комментариями героя, при этом раскрывается его состояние, настроение, размышления, приводятся рассуждения.

2. Практическая часть урока

- Некоторым Вашим одноклассникам было предложено найти в трилогии Л.Н. Толстого ССЦ и сделать стилистический анализ данных отрывков. (7слайд) 

Итак, первая группа – ССЦ с описанием картин природы.

Ученик:  Одной из прекрасных картин природы является описание грозы, состоящее из двух ССЦ:

  (8слайд) «… До ближайшей деревни оставалось вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшись бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваются к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах (1 ССЦ) (9слайд). Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то беломутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрёпанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»

Учитель: Что же характерно для данного ССЦ?

Ученик: (9слайд)Для первого ССЦ характерен синтаксический параллелизм «подлежащее – сказуемое- дополнение» («Василий поднимается… и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и снимают шапки…; лошади настораживают уши и раздувают ноздри…») и «подлежащее – обстоятельство – сказуемое» («бричка скорее катит… кровь быстрее обращается…»). Завершается оно сообщением о восприятии мальчика, видящего серьёзность предстоящих событий. Экспрессивность создаётся рядом причастий на –ЩИЙ в третьем предложении, повторением звукосочетаний (ПР) и звука (Ш) в нём же, повторением однокорневых слов и употреблением антонимов и синонимов («Василий поднимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и снимают…; бричка скорее катит…; кровь быстрее обращается…»). В описании проявляется свойственная Толстому подробность  и детальность, здесь указаны основные и сопровождающие действия с помощью причастных оборотов и придаточных предикативных частей.

Учитель: А для второго?

Ученик: (10слайд)Для второго ССЦ характерно повторение частицы ВОТ, передающее нарастание напряжённости. Здесь также наблюдается синтаксический параллелизм «подлежащее – сказуемое» («облака начинают закрывать…, оно выглянуло…, окрестность изменяется…»), который связан с актуализацией, выделением признака, названного в предыдущем предложении («Вся окрестность изменяется и принимает мрачный характер…»), а в последующем эта мрачность раскрывается в общем ощущении природы («Вот задрожала осиновая роща…»). И вновь синтаксический параллелизм «подлежащее – сказуемое»: «…листья… становятся мутного цвета, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться…» и т.д. В концовке словопорядок иной: «сказуемое – подлежащее» («… раздался гул»). Здесь также совпадает звуковой эффект грохота и шума (в тексте средства звукового эффекта выделены).

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Ученик: (11слайд) В организации обоих ССЦ проявляется присущее Толстому мастерство построения текста. Особо значительна синтаксическая сторона: параллелизмы и повторы в ССЦ усиливают лексико-грамматическое содержание его, подчёркивают эмоционально-выразительные средства этого ССЦ.

Учитель: В любом описании картин природы в трилогии уделяется внимание и описанию человека, причём состояние природы либо влияет на состояние человека, либо соответствует ему. В связи с этим у Толстого нередки ССЦ, в которых описания состоянии природы завершается сообщением о состоянии или настроении человека. Вот один из примеров (приводим в сокращении, лишь начало и конец):

(12слайд)  «Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом… запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать – признак истинного наслаждения».

Комментарий учителя: (13слайд) К единому модально-временному плану здесь прибавляется единый эмоционально-оценочный план: прекрасное утро – хорошее, радостное мироощущение, пробуждается природа – пробуждаются физические и душевные силы человека. В данном ССЦ комбинируется параллельная и цепная связь. Параллельная связь выражается в словопорядке «подлежащее – сказуемое» («…солнце поднялось, окрестность озарилась, всё прекрасно, дорога вьётся, шум колёс не заглушает, запах покрывается, и я чувствую»). Цепная связь выражается в повторении слова дорога в разных формах: дорога – при дороге – около дороги.

Учитель: А теперь предоставим слово второй группе -    ССЦ, повествующие о действиях и состоянии человека.

Ученик: Очень интересным и выразительным примером этого типа ССЦ, с нашей точки зрения,  является следующий: (14слайд) «В тот день, во время катанья, мы с Любочкой находимся почему-то в том особенном весёлом расположении духа, в котором каждый простой случай, каждое слово, каждое движение заставляет смеяться. Разносчик, схватившись за лоток, рысью перебегает через дорогу, и мы смеёмся. Оборванный Ванька галопом, помахивая концами вожжей, догоняет наши сани, и мы хохочем. У Филиппа зацепился кнут за полоз саней, он, оборачиваясь, говорит: «Эхма!», и мы помираем со смеху. Мими с недовольным видом говорит, что только глупые смеются без причины, и Любочка, вся краснея от напряжения сдержанного смеха, исподлобья смотрит на меня. Глаза наши встречаются, и мы заливаемся таким гомерическим хохотом, что у нас на глазах слёзы, и мы не в состоянии удержать порывов смеха, который цулит нас. Только что мы немного успокаиваемся, я взглядываю на Любочку и говорю заветное словечко, которое у нас в моде с некоторого времени, и мы снова заливаемся».

Учитель: Ваши выводы.

Ученик: (15слайд) Данное ССЦ содержит повествование о действиях и связанном с этими действиями эмоциональном состоянии детей. В зачине указывается на весёлое расположение духа, все дальнейшие части ССЦ раскрывают подробности: даётся сообщение о различных простых действиях и связанной с ними эмоциональной реакции. ССЦ организовано с помощью цепной и параллельной связи, но преобладает ярко выраженный параллелизм. Все предложения имеют одинаковый структурный стержень: сложносочинённые предложения с союзом И, притом первая часть содержит деепричастный оборот, а вторая, по возможности краткая, - подлежащее МЫ и сказуемое или распространённую группу сказуемого из синонимичного ряда смеяться. Общее значение каждого сложносочинённого предложения – действие и результат, причём результатом является эмоциональная реакция.

Учитель: Какие же стилевые особенности характерны для этого отрывка?

Ученик: (16слайд) В рассматриваемом ССЦ стилевые особенности состоят в следующем:

  1) общеупотребительная лексика (кроме слова Мими), создающая реальную бытовую картину;

  2) усложнённая структура предложений (деепричастный оборот, сочинение и подчинение);

  3) выразительно подчёркнутая синонимия в сказуемых.

  Именно благодаря параллельному строению предложений, особенно вторых частей, с подчёркнуто употреблёнными по степени возрастания признака синонимами, автор достигает той почти осязаемой чёткости, точности повествования, которая вообще присуща ему (Толстому).

Учитель: Третьей группе было предложено найти в тексте трилогии ССЦ по теме «Человек и его характеристика».

Ученик: Этот вид ССЦ наиболее употребителен в трилогии. Почти каждому персонажу Л.Толстой даёт характеристику, описание, то ли сосредоточивая их в одной определённой главе, посвящённой данному персонажу, то ли разбрасывая по нескольким главам, уделяя каждый раз внимание той или иной черте персонажа. Одним из сосредоточенных в одной главе описаний-характеристик является характеристика князя Ивана Ивановича.

  ССЦ описательно-характеризующего содержания имеет следующие особенности. (17слайд)Здесь чётко выражен параллелизм в строении предложений, которые начинаются с подлежащего ОН: («Князь Иван Иванович… сделал блестящую карьеру. …Он продолжал служить… Он держал себя так… Он ни разу не изменил своему спокойному характеру… Он был небольшого ума… Он был добр и чувствителен… Он старался оградить себя от беспрестанных просьб…»  и т.д.).  

Параллелизм проявляется и в способе подачи предикативных признаков, в частности, с помощью противительной конструкции с союзом НО: «Он был небольшого ума, но благодаря такому положению… образ мыслей его был возвышенный; Он был добр и чувствителен, но холоден и несколько надменен в обращении…; Он был хорошо образован и начитан, но образование его остановилось на том, что он приобрёл в молодости…»  И т.д.

  Использование противительных конструкций в характеристике Ивана Ивановича создаёт образ противоречий, далеко не гармоничный, но вполне реальный и типичный для любого времени. Концовка ССЦ, перекликаясь с зачином, содержит сообщение о высоком положении князя («… иные, очень важные и порядочные люди были в неописанной радости, когда допускались к партии князя»).

  Синтаксис ССЦ сложный, предложения содержат большое количество однородных членов, придаточных предикативных единиц, обособленных оборотов. Цепная связь выражается в анафорическом употреблении местоимения ОН, в лексических повторах: блестящую – блестящего – блестящий; тщеславной – тщеславие и др. Благодаря таким спайкам в ССЦ возникают свои микрозвенья, содержащие разъяснения по поводу тех или иных черт князя. Цепная и параллельная связи выражены очень чётко и выпукло, их особая организация обусловлена темой и содержанием текста. По такому же принципу созданы описание - характеристики Зухина и Семёнова, Катеньки и Любочки, Володи и Нехлюдова.

Учитель: Четвёртая группа учащихся нашла в трилогии Толстого ССЦ с описанием действий, событий, картин жизни и размышления героя.

Слово учащимся: (18слайд) Главный герой трилогии Николенька Иртеньев склонен к размышлениям. Всё, что он видит, слышит, наблюдает, вызывает у него различные чувства и мысли. В связи с этим в трилогии немало глав, в которых автор, описывая те или иные явления окружающей среды, передаёт нам размышления мальчика по поводу увиденного и услышанного. Типичной в этом отношении является глава «Поездка на долгих» («Отрочество»). (19слайд)Текст главы состоит из нескольких ССЦ, в которых описываются дорожные впечатления героя. Предваряют описание слова о том, что Николенька не успел помолиться на постоялом дворе, старается исправить свою ошибку, но «тысячи разных предметов отвлекают внимание». Условно перечень дорожных впечатлений разбиваем на 5 ССЦ, каждое со своей микротемой: (20слайд) богомолки, коляска, ямщик, село и барский дом, обоз. Каждое ССЦ содержит описание сменяющих одна другую картин и размышления героя. Начинается описание частицей ВОТ, подчёркивающей смену явлений: (21слайд) «Вот по пешеходной тропинке… виднеются какие-то медленно движущиеся фигуры: это богомолки…; Вот коляска… несётся навстречу…; Вот стороной дороги бегут две потные косматые лошади…; Вот далеко за оврагом виднеется на светло-голубом небе деревенская церковь…; Вот длинный обоз огромных возов…». Концовки оформляются частью как вопросительные предложения (прямой или косвенный вопрос) и носят присоединительный характер, связываются при помощи союза И или бессоюзно или представляют самостоятельные предложения.

  В соотносительности начала и конца каждого ССЦ выражается организационный параллелизм, внутри ССЦ преобладает цепная связь: «… это богомолки. Головы их закутаны грязными платками, за спинами берестовые котомки, ноги обмотаны… Они медленным тяжёлым шагом продвигаются вперёд одна за другою…».

  В описании быстрого движения встретившейся коляски использована соответствующая лексика («…быстро несётся навстречу… две секунды… промелькнули…»). Цепная связь: лица – эти лица – их не увидишь. И так в каждом ССЦ взаимодействие лексических, грамматических и фонетических средств создаёт нужный эффект.

3. Заключительное слово учителя.  (22слайд)

Приведённый материал даёт возможность сделать заключение о некоторых особенностях авторской манеры молодого Льва Толстого, проявившихся в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». В общеязыковых принципах организации ССЦ (цепная, параллельная, присоединительная связь) видна авторская тенденция к использованию приёма параллельного построения не только конструкций, но и самого изложения. Подход к ССЦ как к единице текста, позволяющий выделить содержательные виды ССЦ, оказался вполне оправданным: построение ССЦ зависит от содержания и определяется им. Так, в описаниях (природы, картин жизни, людей, их портретов) явно преобладает параллелизм и анафоричность, в повествовании о событиях, действиях «работает» в большей мере цепная связь. Содержания диктует выбор формы: в описаниях употребительны лексемы именные, в динамических картинках – глагольные (ср.: «Богомолки» - «Коляска» и др.).

(23слайд)  Изучение организации ССЦ у Л.Толстого может составить предмет особого большого исследования. Анализ поздних романов Толстого в сопоставлении с ранними произведениями, сопоставление структуры ССЦ в произведениях на разные темы может дать ценный материал как о развитии и многообразии форм выражения творческой индивидуальности великого писателя, так и о сущности самого ССЦ, его типологии, строении, его статуса.

4. Домашнее задание:  проанализировать стиль рассказа Л.Н. Толстого  «Ягоды».

5. Итоги занятия.

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

" Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".

Конспект урока по литературе в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева "Муму". Тема урока "Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".  Знакомство с героями. Авторское отноше...

Сложные синтаксические целые (подготовка к ЕГЭ)

Сложные синтаксические целые (подготовка к ЕГЭ)...

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....

Презентация к вводному уроку по литературе Л.Н. Толстой."Детство. Отрочество. Юность"

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Трилогия "Детство.Отрочество. Юность"...