Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белова Наталия Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Учитель русского языка и литературы Белова Наталия Владимировна

Цели урока:

Учебно-познавательные:

 систематизация и обобщение  сведения об имени существительном;

Интеллектуально-развивающие:

развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;

Формы учебной деятельности:

учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения.

 2.Актуализация знаний

Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.

-Что это значит?  (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)

-Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?

(Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.)

3.Сообщения ребят

 а)          Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По  наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы и явления окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

б)         Вот стихотворение почти целиком состоящее из существительных:

Шепот, робкое дыханье,               Свет ночной. Ночные тени,

Трели соловья,                                 Тени без конца.

Серебро и колыханье                     Ряд волшебных изменений

Сонного ручья.                                 Милого лица…       (А.Фет.)

4 Работа по теме урока.

-Давайте вспомним морфологические признаки существительного.

А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

       Кто?                                           Что?

Приведите примеры. Машина, картина, мама, зонт, дочка.

Часто мы забываем о том, что этот признак грамматический. У  одушевленных имен существительных  во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным:

Покойник, мертвец, кукла, матрешка.

 У неодушевленных имен существительных винительный падеж множественного числа совпадает с именительным: народ, стая, микроб, куколка, врач, ночь, сторож.

Б) Имена существительные собственные и нарицательные.

Исправьте ошибки:

    Автор снежной королевы – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.

Как пишутся имена собственные? Какие слова к ним относятся?

(Названия книг, фильмов, газет… географические названия …..)

В) Род имен существительных

Ж.р                   м.р.                ср.р.                  несклон.

Распределите существительные по группам:

   Облако, долина, помощь,  море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет.

Дополнительное задание

Описание картины Решетникова «Опять двойка» (назвать имена существительные одушевленные или неодушевленные, нарицательные и собственные).

Г) Склонение существительных.

-Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Приведите примеры.

-Поставьте данные  существительные в предложный падеж и выделите окончание.

(Об облаке, долине, помощи, море, сарае, юноше, какао ….)

Д) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн.числа.

( Очки, тиски, весы, опилки, ворота  … - парные предметы, инструменты, игры).

Е) А теперь назовите существительные , имеющие форму только ед.числа.

(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент …)

ФИЗМИНУТКА

- А теперь, ребята, мы поиграем в игру: я буду зачитывать загадки, а вы, если существительное одушевлённое, должны похлопать в ладони, если существительное неодушевлённое, то должны постучать ногами.

1. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима.) (Неодушевленное существительное)

2. В самолет меня не сажают. Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.) (Одушевленное существительное)

3. Махнула птица крылом, Закрыла свет одним пером. (Ночь.) (Неодушевленное существительное)

4. Кто сказал бы: «Купил печку. На «Жигули» денег не хватило»? (Емеля.) (Одушевленное существительное)

5. Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел.) (Неодушевленное существительное)

5. Работа по учебнику, стр. 74, упр. 551

6. Лингвистическая задача.

   Очень часто вызывает затруднение образование формы мн.числа род.падежа. Давайте запишем словосочетания, поставив их в нужную форму:

Чашки без (блюдца) – блюдец,

килограмм (яблоко) – яблок,

продажа (полотенца) – полотенец,

много (дело) – дел,

удаление (пятна) – пятен.

-Молодцы! А теперь отдохнем.

7. Вопрос – шутка.

   Один мальчик спрашивает другого:

- Как правильно сказать: «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?»

Напишите правильный ответ.( У рыб нет зубов)

ФИЗМИНУТКА

- А теперь, ребята, мы поиграем в игру: я буду зачитывать загадки, а вы, если существительное одушевлённое, должны похлопать в ладони, если существительное неодушевлённое, то должны постучать ногами.

1. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима.) (Неодушевленное существительное)

2. В самолет меня не сажают. Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.) (Одушевленное существительное)

3. Махнула птица крылом, Закрыла свет одним пером. (Ночь.) (Неодушевленное существительное)

4. Кто сказал бы: «Купил печку. На «Жигули» денег не хватило»? (Емеля.) (Одушевленное существительное)

5. Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел.) (Неодушевленное существительное)

-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.

-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:

   На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).

8.Задание по карточкам. Давайте вспомним правописание ь в существительных после шипящих.

Свалилась с плеч…, зеленый хвощ…, золотая рож…, солнечный луч…, много задач…, зарево пожарищ…, сильный смерч…, изящная брош…, сделать репортаж…, результат встреч…

-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.

-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:

   На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).

9.Повторим орфограммы, связанные с правописанием имен существительных.

Замените развернутые определения одним словом:

  • Сынок курицы – (цыпленок),
  • Основной Закон государства – (конституция),
  • Инструмент для черчения кругов – (циркуль),
  • Собирание каких – либо предметов – (коллекция),
  • Сын цыганки – (цыганенок),
  • Апельсин и мандарин одним словом – (цитрусы),
  • Твердый покров черепахи – (панцирь).

10.Определите, синтаксическую роль имен существительных:

   В весеннем лесу с ветки на ветку перепархивают птицы.  

11. Выставление оценок.

12.Рефлексия ( продолжи фразу)

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

13.Домашнее задание.

   Составьте лингвистическую сказку об имени существительном.

 Благодарю всех за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....