"Сказка странствий" на уроке русского языка или путь к ФГОСу
статья по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему

Соломатина Елена Павловна

ФГОС нового поколения должен изменить школьную жизнь детей. На бумаге всё отлично. В реальности – проблема остается: традиционный урок, отсутствие мотивации к  учёбе у детей. В данной статье  показана практика, соответствующая ФГОСу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomatina.skazka_stranstviy.docx26.72 КБ
Файл Проект 52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Соломатина Елена Павловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ №38»

г.Абинск ,Краснодарский край

ФГОС на практике в образовательном пространстве массовой школы: без сказки в реальности трудно что-то изменить.

Аннотация: ФГОС нового поколения должен изменить школьную жизнь детей. На бумаге всё отлично. В реальности – проблема остается: традиционный урок, отсутствие мотивации к  учёбе у детей. В данной статье  показана практика, соответствующая ФГОСу.

Ключевые слова: феномен саморазвития детства, проект, инициатива детей, создание единого культурного пространства,  текстоцентрический подход на уроках русского языка, нетрадиционный урок.

В  массовой  школе невыносимо скучно. За скукой неизбежно наступает насилие. Из-за него тупое равнодушие или тревожность. Расширяется индустрия повышения квалификации педагогов. Интернет пополняется каждый день достойными работами учителей, свидетельствующими об огромном труде, желании идти в ногу со временем. А в школе все равно скучно. Почему?

В современном образовании ключевым становится понятие «процесс саморазвития детства». Современные дети зачастую игнорируют установки взрослого мира. Причем эта самоценность феномена «Детство» далеко не новообразование 21 века. Ливанский поэт Халиль Джебран  в поэме «Пророк»  почти 100 лет назад писал: «Ваши дети - не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе. И они приходят благодаря вам, но не от вас. И, хотя они с вами, они не принадлежат вам. Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли. Ибо у них есть свои мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам. Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в снах. Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не может идти вспять и не задерживаться на вчерашнем дне. Вы - луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед".

Что делать нам, взрослым? Спросить: « А чего хотите Вы – дети 21 века?» Предлагаем вашему вниманию хорошо известную проектную деятельность. Почему?  Самое важное, на наш взгляд, в проекте -  инициатива  детей. Термин «проект» широко используется в школе.  Заявлять о проекте и осуществлять его не одно и то же.

В качестве примера вышесказанному  опишем один проект.

Трудно брать  класс не пятый, а, например,  сразу восьмой  с ребятами-восьмиклассниками, не проявляющими никакого  интереса к предмету «русский язык».  Не секрет – основная масса школьников и их родителей  считает «русский язык»  скучнейшим предметом.  Какая-то часть добровольно или невольно признает необходимость  иметь прочные знания  и достойно сдать государственный экзамен. Трудно учителю, любящему и понимающему  русский язык не только как свод застывших грамматических правил, объяснить все его великолепие и значимость, не выходя из будничной паутины планирования. В работе каждого ищущего педагога есть удивительные находки. Их принято называть нетрадиционными формами, методами. Подобно  празднику  блеснет  такая находка и разбудит ребенка. На мой взгляд, тогда только начнется путь принятия  и познания  «живаго великорусского языка». А пока существует актуальная обоюдоострая проблема:  как прогнать с уроков русского языка скуку и мотивировать детей. В начале нашего проекта дети  четко сформулировали эту проблему. У некоторой  части было желание  её  решить . У кого не было желания,  появился все-таки интерес  человека, не верящего в то, что осуществить это возможно. Такие скептики всегда находятся, причем в среде коллег их не меньше.  

Проект начинается с выявления проблемы. Далее вместе с детьми рождается планирование.  Например, у конкретного 8 класса было высказано: нужны изменения,  убрать домашнее задание,  убрать учебники.  Дальше этих призывов дело в первый раз не двигалось.  Есть соблазн взрослым сказать: «Вот видите, они ничего хорошего предложить не могут. Им  лишь бы  ничего не делать!» Но мы взяли просьбы детей за основу и начали искать компромисс.  Совсем без домашнего задания можно, но нужно ли?  Ведь результат через пару месяцев может неприятно поразить и вас, и ваших родителей.   Важно, чтобы дети прописные истины пересмотрели и  приняли их сами.  В итоге было решено следующее:  завтра учебники  можно не приносить. Домашнее задание необычное – посмотреть художественный фильм «Сказка странствий».   Есть возможность посмотреть фильм в школе.

В чем участие родителей в данном проекте?  Родители обязательно должны быть предупреждены на родительском собрании о  начале проекта. Важно объяснить им суть проектного метода после того, как перед ними будет сформулирована проблема:  диктант написан основной массой детей на «2» и «3», правила  за 5-7 класс либо забыты, либо не усвоены, так как большинство не применяет их на практике. Техника чтения очень маленькая. Сформулировать собственные мысли в письменной форме (без интернета)  могут единицы. Решить все эти проблемы с восьмиклассниками, у которых вместо интереса к русскому языку уже есть отвращение к нему,  практически невозможно в условиях школьного урока с  большим количеством детей в классе. Предлагаем объединить наши усилия и попытаться решить проблему вместе.  Есть предложение осуществить проект. Что это такое?  Объясняется суть проектного метода.  Каким будет этот проект, станет ясно после обсуждения его с детьми. Будьте готовы к неожиданностям.  Проект живет в открытом пространстве возможностей.  Важно интересоваться ходом проекта и в случае необходимости быть готовыми помочь.  Для этого осуществляется обратная связь с ребенком и учителем.

На следующей встрече  - беседа с детьми, посмотревшими «Сказку странствий».  

-Назовите героев этой сказки-притчи.

-Что об их характерах может нам рассказать язык? Возьмем имена героев, присмотримся к их звуковому строю. Не только слова, но и звуки речи несут в себе какую-то информацию, какой-то скрытый смысл. Звучание и значение соединяются в слове,  и возникает язык.  Давайте проверим это сегодня, рассмотрев имена главных героев. Орландо (аРЛАНДа). Нам известно об этих звуках из школьной программы следующее: три гласных, под ударением вторая   гласная а. Четыре согласных, все твердые и звонкие. Есть интересные исследования разных ученых, в том числе физиков и математиков,  каждого звука нашего языка. Об этом можно прочитать в книге А.П. Журавлева «Звук и смысл». Звук А  имеет характеристики: сильный, большой, яркий, активный, величественный, радостный, могучий, добрый, подвижный. Физиологи об этом звуке дают следующую информацию: заставляет вибрировать грудь и дает команду всем клеточкам настроиться на работу, в то же время происходит углубление дыхания и увеличения потребления кислорода. (Попутно дети ведут записи в тетради, обозначаются встреченные орфограммы и пунктограммы). Звуки Р,Н – не просто звонкие, они сонорные, степень звучности в них больше, чем в звонких согласных. Они сильные, яркие, благозвучные. Звук Д – тоже обладает этими характеристиками, так как его звонкость сохранена следующей после него гласной. А ведь это имя мужское и допустимо назвать героя «Орланд», но тогда теряется звучность последнего согласного.

-Перечисленные характеристики звуков соответствуют характеристике образа  Орландо?

- Да. Это сильный, благородный, мужественный, великолепный человек.

 А графика, в нашем  случае буква О, открывающая и замыкающая, да ещё и в виде неразрывного круга говорит о полноте, цельности и целостности натуры главного героя. Здесь же смотрим на паронимы «цельный - целостный», всего несколько звуков при одном корне, принадлежности к одной части речи и рождается новое значение. В русском языке нет ничего случайного. Это поистине наимудрейшее живое существо, данное нам как дар, оберег, залог нашего благополучия.

Так шаг за шагом мы присматриваемся и заново узнаем звуки, слова родного языка. Имена Марта и Май – открывают удивительный мир сочетаний мА- и та-. «МА» так близкое нам по слову «мама» - это любовь и покой. Та – полет души, путешествие ввысь(мечта, высота). Наш язык не только определяет нашу судьбу, наше миропонимание, но и оберегает нас. Только мало кто об этом знает.

         Удивительно то, что на уровне подсознания в человека вложена способность чувствовать звук и давать ему характеристику. Поэтому, даже пока не читая книгу Журавлева, дети могут попробовать поэкспериментировать со звуками, например, своего имени. Домашнее задание на выбор: 1) Написать  свои мысли на вопрос «Мое впечатление о «Сказке странствий». Или 2) написать эссе «Что обо мне могут рассказать звуки моего имени».

Далее  на встречах учителя и учеников говорится о сюжете,  иносказании истории-притчи «Сказка странствий». На её основе нами составлены тексты, в которых можно отработать, повторить, изучить несколько входящих в школьную программу тем. Можно соединить понятия языка и литературы: сюжет, композиция, идея, тема, система образов. Очень  важно, с каким материалом работать. Текст должен содержать не только грамматические правила, но делать в клад в духовное развитие детей.  Если  один текст или один сюжет заинтересовал детей, он распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор языкового материала учитель может активизировать творческие силы обучаемого, может  давать знания, расширяющие кругозор ученика, а также ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения.

Музыкальный фильм, созданный Мастерами: режиссером Александром Митта, сценаристами Юлием Дунским, Валерием Фридом, актерами Андреем Мироновым и Татьяной Аксютой. Значительно повысится культурный уровень ребят, когда они узнают об этих именах. Интересна судьба сценаристов Ю. Дунского и В. Фрида: их дружба с детства, арест, 10 лет лагерей, возвращение в Москву, совместное творчество, в результате которого появились любимые не одним  поколением россиян фильмы.

Презентация проекта - спектакль «Орландо». Дети сами выбирали, какой фрагмент фильма им хочется исполнить. Участвовали все. Кто-то нарисовал афишу, кто-то захотел придумать декорации. Кто-то сел работать со сценарием, записывая каждую реплику персонажа в выбранном эпизоде. Кто-то захотел сыграть роли. Кто-то спеть песню. Кто-то подготовил танцевальную композицию. У нас очень талантливые дети!

Дорогие взрослые, это счастье, когда ребенок, проснувшись утром, восклицает: «Хочу  в школу!»  Поверьте, это возможно. Только это огромный труд. Труд не одного человека. Рождается команда, способная  жить и утверждать в этом мире человеческие ценности.

Так я понимаю и через наглядный пример объясняю требования ФГОС нового поколения к участникам образовательного пространства.  

Список использованной литературы:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/документы/336
  2. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-7897-0241-2



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38

муниципального образования Абинский район    

ПРОЕКТ

на тему:

«Уроки Живого русского языка»

Автор – Соломатина Елена Павловна,

 учитель русского языка и литературы

Информационная карта проекта

Полное название проекта – «Уроки великого живого русского языка»

Автор проекта – Соломатина Елена Павловна

Продолжительность проекта –  8 недель

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта:  ученики 6 «В» класса, родители, учитель русского языка и литературы, администрация школы.

Проблема (для взрослых): низкий уровень познавательной активности, маленькая работоспособность, низкий уровень концентрации внимания, низкая  техника чтения у половины класса.

Проблема (значимая для детей):  большое количество ошибок как главное препятствие получить желаемые отметки «4» и «5» 

Цель - научиться работать на уроках русского языка и литературы, получая максимальный эффект и увеличивая личный результат.

          Форма проведения итогового мероприятия проекта  -  творческая встреча.

Название итогового мероприятия проекта – «Великое русское слово»

Продукты проекта:     заполненные экраны «Читаю сам, читаю вместе с семьей», «Работа над ошибками», «Активность»,  слайдовая презентация « Наш проект»,  творческая интерактивная встреча «Великое русское слово»,  методическая разработка проекта.

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей: «4» и «5» за четверть

- для педагогов:  реализация ФГОСа на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности (сделан вклад в формирование  умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе)

- для родителей: успехи детей в усвоении программы по русскому языку и литературе, позитивный настрой к урокам как обязательное условие здоровьесбережения.

План работы над проектом «Уроки великого живого русского языка».  

   6  класс

Этапы, их цель.

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

1.Выявление проблемы.

Цель: детям осознать и личностно воспринять проблему.

2.Выбор темы проекта.

Цель: сформулировать тему проекта.

Беседа, дискуссия между учителем и детьми.

Работа в командах.

Тема: «Уроки великого живого русского языка»

Рабочие тетради детей.

Тетради для контрольных работ.

Тетради для творческих работ.

Презентация «Что такое проект». Информационная карта

Дети, учитель русского языка и литературы

2.Планирование работы над проектом.

Цель: составить план проекта, определить последовательность работы над проектом, участников, материалы.

Беседа.

«Мозговой штурм» в командах.

План

1.Распределить темы для подготовки индивидуальных выступлений.

2.Обязательно делать работу над ошибками и домашнюю работу.

3.Готовить защиту подпроекта по той теме, где есть трудности.

4.Организация  группы

консультантов-помощников.

5. Разработка  таблиц и экранов детьми, ответственными  за разные виды работ.

6.Оформление   личного дневника, фиксирующего  все виды работ ребенка в классе и дома.

7.Создание дидактического материала, изготовленного детьми.

8.Подготовка к  презентации  проекта.

Схема-аннотация к проекту ( заполняется по мере разработки)

Большой лист бумаги, фломастеры.

Обращение учителя к родителям.

Дети, родители, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, администрация школы.

3.Реализация проекта.

Цель для детей: научиться работать на уроках русского языка и литературы, получая максимальный эффект и увеличивая личный результат.

Цель для педагога: своевременный вклад в  успешное усвоение программы по русскому языку, а также вклад в  развитие личности учеников.

Обсуждение,  выступления детей,  ведение уроков, взаимопроверка, фронтальный опрос, выполнение упражнений, работа по образцу,  решение проблемных вопросов, решение орфографических и пунктуационных задач, постоянный контроль и помощь  со стороны учителя, постоянная связь с родителями.

1.Изготовление плаката, объясняющего суть проекта.

2.Обсуждение с родителями полученного «Обращения» и ответ родителей.

3.Индивидуальные выступления.

4.Пополнение копилки дидактического материала, изготовленного детьми.

5.Работа  группы

консультантов.

6. Заполнение таблиц и экранов учениками, ответственными  за разные виды работ.

7. Работа над ошибками, домашняя работа, ежедневное чтение – норма.

Плакат,  таблицы,  рабочие тетради, раздаточный материал.

Дети, учитель русского языка, родители.

4.Завершение проекта – презентация.

Цель:  осознать всю значимость усвоения русского языка лично для себя

Сценка, диспут, творческое задание.

Выставка тетрадей.

Творческая встреча  в актовом зале.

Сценарий встречи  и его проведение в актовом зале школы.

Приглашения

Мульт. оборудование.

Костюмы.

Бумага, ручки.

Грамоты.

Фотоаппарат

Ученики,родители, администрация, гости, учитель русского языка, классный руководитель

Каждый проект неповторим. Ведь его планируют конкретные дети в конкретной ситуации. А вот подготовительный этап может послужить опытом для воспроизведения другим педагогам. Поэтому ниже дано подробное  описание подготовительного этапа и в приложении приведены тексты.

Подготовительный этап.

Чтобы воплотить проект в жизнь, нужно, чтобы главные участники проекта – дети – осознали и приняли проблему. Проблема:  дети пассивны, низкий уровень познавательной активности, маленькая работоспособность, низкий уровень концентрации внимания, низкая  техника чтения у половины класса. Отличники не могут работать в полную силу из-за того, что темп основной части класса сильно отличается от  возможностей сильных учеников.

Пока проблема существует только для взрослых. Идеи, инициатива детей появятся тогда, когда есть острая необходимость в них. Поэтому нужна предварительная работа, направленная на выявление и принятие проблемы детьми.

Во-первых, проверка техники чтения ребенка. Рекомендую это сделать через родителей, чтобы и они потихоньку готовились к принятию проблемы и участию в проекте. Просьба к родителям есть в Приложении.

Во-вторых, нужно обязательно приучить ребят к понятию «культура урока». Проект можно «запускать» в классе, где приняты и соблюдаются  нормы поведения. Здесь необходимо терпение,  ежедневная и  последовательная работа.  В Приложении даны некоторые наработки, которые могут быть полезны.

В-третьих, итоги 1 четверти порадовали не всех ребят. Количество ошибок в различных видах работ не могут не огорчать даже самых равнодушных ребят. Тщательная проверка каждой работы с комментарием к ней – это огромный труд учителя. Но он необходим.

И вот когда собранная информация и тетради детей с красными исправлениями  красноречиво заявляют о проблеме,  отвернуться от неё сложно даже самым пассивным ребятам.

Проблема не унижает ребенка, а требует её устранения. И вот только тогда, когда дети признали проблему и хотят её устранить, можно предлагать реализовать проект.  Если дети впервые участвуют в проекте, им важно объяснить, что такое проект. От качества объяснения зависит степень участия каждого ребенка. Учитель должен быть хорошо подготовлен: сам четко понимает суть проекта, есть презентация «Проект», готовы памятки каждому ребенку «Проект – это…».

У взрослого к моменту объяснения уже есть свой план проекта. Но надо четко понимать, что этот план примерный. Замечательно, если он обогатится детскими предложениями. Не все дети, выросшие в предельно нормативном пространстве,  готовы оказаться в открытом пространстве возможностей и сходу предлагать пути решения проблемы. Детям надо дать время для обдумывания, можно предложить подумать  в командах. Перестановка парт для работы в командах  «растормошит» сонных. А проведенная работа по культуре урока не даст рабочую обстановку превратить в балаган.

Что делать с календарным планированием? Показать детям. Есть обязательная образовательная программа, где четко указано все, что должно быть усвоено. Этот шаг не ограничивает детей. Он ставит их в равное социальное взаимодействие с педагогом. Дети понимают, что имеют такое же право знать свою программу и вместе с взрослым решать, какие формы работы приведут их  к успешному усвоению программы.

У детей нет жизненного опыта. Они не заканчивали педагогических ВУЗов и не знакомы с методикой преподавания. Но у них есть своя воля, есть свои мысли и желания. Если соединить вместе волю ребенка и опыт взрослых, может родиться по-настоящему хороший проект. В диалоге равных появляется главное – мы начинаем слышать друг друга. Взрослые детей, а дети взрослых. Так начинается сотрудничество. Уходит противоестественная принудиловка и возникает осознанная детьми необходимость.

Школа нужна? Посещение уроков что дает? Порядок на уроке кому нужен и для чего? Что будет, если отменить домашние задания? Что может дать работа над ошибками? Как справиться с учебной нагрузкой и тестами при низкой технике чтения? Что нужно, чтобы повысить технику чтения? Как стимулировать себя? Как преодолеть нежелание работать «без спецэффектов»? Обойти эти вопросы нельзя. Отвечая на них, мы учимся вместе планировать.

Одновременно с этой работой, учитель должен формировать команду взрослых, участвующих в проекте. Это классный руководитель, администрация школы и родители. Если удастся привлечь внимание интересных людей города или найти социальных партнеров – большая удача. К родителям важно обратиться на родительском собрании. Причем алгоритм тот же. Сначала заявить проблему. Потом предложить её решить с помощью проекта. Объяснить доступно, что такое проект и какова роль родителей в этом проекте.  Отсутствующим родителям можно передать письменное обращение.  

На этом первый этап проекта завершен. Начинается второй этап – реализация проекта. 

Ученик может хоть иногда вести урок? А почему, нет. Только подготовка к нему должна быть серьёзная, конспект показать учителю. А может и создать его вместе.

Ученик может взять на себя фрагмент урока и объяснить новую тему? Попробуйте.

Ученик может готовить карточку с заданием по теме для одноклассника с последующей проверкой? Ты одному, а  тебе другой. Есть мотив потрудиться над подчерком, чтобы тебя поняли.

Читать заставить себя трудно. Но пусть хотя бы  труд будет замечен   и вознагражден. Поэтому каждую прочитанную страницу занеси в свой дневник. В записи по дням зафиксировано не только количество прочитанных страниц, но и  родителем (членом семьи) указан факт проведенного диктанта «Слова, где я раньше допускал ошибки». Берутся слова из работы над ошибками. Можно провести любой другой диктант ребенку, который понимает, что это его слабое место, и он сам заинтересован в решении этой проблемы.

Проект – это огромный труд. Это не чудо. Просто так достигнуть положительного эффекта невозможно. Меняется отношение к тому, что ты делаешь. Ребенок – главное действующее лицо в решении проблемы. Но он знает и видит, что команда взрослых готова ему помочь, готова увидеть его успех и отметить его.

Отличием ФГОС от предшествующих версий является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Презентация проекта

Творческая встреча «Великое русское слово»

Сценка «Лента времени»

Звучит народная музыка. На большом экране слайды с картинами древнерусской культуры. Остановка на слайде, изображающем древних русичей. Дети используют  костюмы.

Девушка в длинной льняной рубахе, украшенной вышивкой: Давным-давно жил народ. Жил просто, честно и дружно. Назывался  «русы». «Рус» -  значит «светлый». И не только цвет волос отразился в этом слове. Светлый, т. е несущий свет, тепло, любовь. Этот народ любил свой Род, свой Дом, своих отцов, матерей, братьев, сестер, детей. Этот народ всегда умел трудиться. И земля для него была Матушка и кормилица.  Русы берегли свой мир. Он ширился и  возрастал. Не боялись русы трудностей и лишений, могли идти осваивать суровые, незанятые никем пространства Земли,  принимали  холод долгой  зимы, придумывая зимние забавы и еще больше радуясь приходу весны и лета. Никогда этот народ не шел воевать, чтобы разрушить чей-то дом, нарушить чей-то покой. Но за свой дом и за свою семью постоять умели до последнего дыхания. И уважали его другие народы.

Византия 8 век.  На слайде изображен император, к нему обращается  старец:  

Старец: Позволь, о могущественный, дать тебе совет. Твои воины могут побеждать. Но русы – сильный противник. Зачем жить  где-то такому сильному народу, ведь он рано или поздно может на нас напасть. Совет мой таков:  можно убрать этот народ без потерь для себя. Просто надо отнять у них  их язык. Язык – это душа, это сознание.  Про руссов я слышал, что сильнее  ударов мечей  мощь их духа. В языке кроется корень этой силы.  Подмени их язык другим, и народа не станет. Вели ученым мужам создать алфавит, еще более совершенный. За основу пусть возьмут их азбуку и убедят их правителя, что этот алфавит  лучше.

Ведущий 1: Введенный искусственно старославянский язык действительно нанес удар по исконному русскому языку. Русский язык несколько столетий терпеливо усваивал  навязанное  «богатство» и все-таки не был побежден. Более того, русский язык,  сохранив в себе исконное богатство в устном народном творчестве, вобрал в себя все лучшее из другого языка, переработал иноязычные слова, наращивая на них всевозможные приставки и суффиксы. За столетия русский язык выработал стойкость и неимоверную гибкость, способную вбирать новое из других языков, сохраняя свою сущность.  

Ведущий 2: Сегодня много говорят о том, что русский язык в опасности, поскольку он сильно обеднел, а в речевом обиходе – англоязычная лексика. Говорят, что язык нужно срочно спасать, иначе он утратит самобытность.

Мы предлагаем провести диспут и  обсудить вместе такой вопрос: действительно ли русский язык в опасности? Или в опасности народ, отказывающийся говорить по-русски? У кого какая точка зрения?

Проводится диспут среди всех присутствующих в зале людей. Высказаться может любой человек.  

Ведущий 1: Спасибо за активное участие всем. А теперь – еще одна сценка. 

Ведущий 2: На одном из научных симпозиумов встретились 4 лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Заговорили о языках.

Англичанин: «Англия – страна великих завоеваний, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам мира. Английский язык – язык Шекспира, Диккенса, Байрона, несомненно, лучший язык мира»

Немец: Ничего подобного. Наш язык – язык науки и философии, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии «Фауст» Гёте.

Итальянец: Вы оба неправы. Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни, романсы, оперы. На каком языке звучат лучшие любовные романсы, самые чарующие мелодии и гениальные оперы?  На языке солнечной Италии!

Ведущий 2: Русский долго молчал, скромно слушал и, наконец, промолвил.

Русский:  Конечно, я мог бы также как каждый из вас сказать, что русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова - превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, причём, чтобы все слова этого рассказа начинались с одной и той же буквы.
Все трое: Нет, на наших языках это сделать невозможно.
Русский:  А вот на русском языке вполне возможно,  и я сейчас вам это докажу! Назовите любую букву.
Немец: Всё равно, допустим буква "П".
Русский:  Прекрасно, вот вам рассказ на букву "П"...
" Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского Пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий:
"Приезжайте", - писала прелестная Полина Павловна Перепелкина. "Поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорей".
Петухову приглашение понравилось. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович.
- Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее ,- проговорил папаша.

Подошёл плешивенький племянник, поздоровался: « Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим». Появилась прелестная Полина. Полные плечи покрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили. Пригласила пообедать. Подали пельмени, плов, пикули, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой. Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение. После приёма пищи, после плотного перекуса, Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку. Перед парком простирался полноводный пруд.
Прокатились под парусами, после плаванья по пруду, пошли погулять по парку.
- Присядем, предложила Полина Павловна.
Присели. Полина Павловна придвинулась поближе.
Посидели, помолчали, прозвучал первый поцелуй...
- Поженим, поженим! - прошептал плешивый племянник.
- Право, поженим - пробасил подошедший папаша.
Пётр Петрович побледнел, пошатнулся, потом побежал прочь. Побежав, подумал: «Полина Павловна - прекрасная партия». Перед Петром Петровичем промелькнула перспектива получить прекрасное поместье. Поспешил послать предложение. Предложение Полина Павловна приняла. Поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки. Передавая пакеты, приговаривали: « Прелестная пара!»

Ведущий 1:  А теперь все присутствующие в зале объединятся  в команды. Творческое задание: составьте маленький рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы. Время 10 мин. Начали.

Чтение получившихся рассказов.

Ведущий 2: А теперь слово предоставляется директору школы Николаю Степановичу.

Директор награждает всех участников проекта Грамотами.

Фото всех на память об этом событии.

Приложение 1

Уважаемые родители!

Пожалуйста, проверьте технику чтения Вашего ребенка. Результат напишите на этом листочке. Конечно, подпишите лист. Поставьте свою подпись и расшифровку подписи. В конце года проверять технику чтения буду я. Как Вы понимаете, в конце года результат должен быть выше.  

Особое внимание к этому вопросу, думаю,  понятно. Вы согласитесь, что от техники чтения зависит успех обучения на всех предметах.  На уроках литературы  учимся читать вдумчиво и осознанно. Знание текста - основа работы на уроке.  Открыл и что-то почитал, это еще не прочитал.  

С уважением, учитель русского языка и литературы Соломатина Елена Павловна

Приложение 2

С данным текстом можно поработать несколько раз, проведя разные виды разбора.  В итоге его можно взять в качестве текста для изложения.

Дисциплина  - слово многозначное.  Нужное нам значение таково. Дисциплина — поведенческая модель человека, согласившегося соблюдать твердо установленные  правила. Дисциплина – это, по существу, послушание, усердие, высокая степень самоконтроля, манера держать себя достойно, внешние знаки взаимоуважения.

Зачем нужна дисциплина? Дисциплина работает на качество результата. Дисциплина обеспечивает тончайшую незримую  связь между участниками важного дела. На уроке учитель и дети становятся одним целым. Только тогда взрослый может  передать, а ребенок крепко, основательно  взять.

Я прошу ждать урока.  Приготовиться к нему до звонка. После звонка быть со мной каждую секунду, слышать каждое слово, мгновенно реагировать на просьбы и указания. Ваши глаза – первый показатель соблюдения этого. Ваши грамотные работы и радость от урока – цель наших усилий.

Приложение 3

Данная памятка для детей работает в двух вариантах. Общий вариант, где есть подписи детей, подтверждающие, что им понятен смысл каждого пункта. И возможна раздача памятки индивидуально.

Памятка ученику

«Культура  поведения на уроке»

Культура делает человека личностью

Пожалуйста

  1. Готовься  к уроку на перемене. На парте дневник, тетрадь, учебник, пенал. Ничего лишнего!
  2. Будь  в классе за 1- 2 мин. до звонка. Со звонком встань ровно, тем самым показывая, что готов к уроку.
  3. Слушай  каждое слово учителя, мгновенно реагируй   на просьбы и указания. Например, открыли учебники…, записали …, открыли дневники…и т.д.
  4. Пожалуйста, пойми, если  усвоишь, примешь и выполнишь пункт 3, на уроке просто не будет постороннего шума, возни, ненужных для темы урока разговоров.  
  5. В момент, когда мы открываем учебники, или тетради, или дневники - закон молчания!!! Разговоры и шум затягивают выполнение нужного действия  и  требуют  дополнительного времени  и усилия, чтобы успокоить часть класса.
  6. Когда заходят дежурные узнать отсутствующих  - закон молчания.  Объяснение  - см.п.5

Пожалуйста, прими и выполни эти правила. Это важно для твоего хорошего результата по русскому языку. А также пусть это будет твой подарок мне. Я ведь тоже прилагаю большие усилия.

                                                                            Спасибо. Елена Павловна.

     

Ф.И.ученика

Ознакомлен-подпись

Ф.И.ученика

Ознакомлен-подпись

Приложение 4

Памятка для детей и родителей

Что такое проект

     1.Вот одно из первых определений: «Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенным в данный момент общим интересом» (У.Х.Кильпатрик).

          2.В основе проекта обязательно есть актуальная проблема, реально существующая, решение которой вносит вклад в развитие Человека.

         3.Эту проблему ребенок решает сам. Взрослый - лишь помощник. Таким образом, осуществление проекта возможно лишь там, где есть инициатива ребенка.

         4. В проекте есть четко сформулированная цель. В итоге задается вопрос: «А цель достигнута?»

         5.Дети планируют проект сами, думая, каким образом будут справляться с  проблемой. Обратиться к опыту взрослых можно, но решение принимают дети.

6.Проектная деятельность – субъектная форма участия в жизни, общение с взрослым на равных. Ребенок вступает с взрослым в равное социальное взаимодействие. Начинается сотрудничество.

  7.В проекте всегда есть продукт деятельности ребенка. Его можно увидеть, услышать. Более того, в проекте обязательна социальная презентация. И ребенок сам предъявляет окружающим продукт своей деятельности.

    8.В проекте обязательно участие семьи. Даже много работающие родители все-таки решают для себя и своего ребенка судьбоносную задачу:  делятся с ним своим временем.

     9. Проектная деятельность – это индивидуальные решения и в то же время коллективное творчество. В групповом проекте дети учатся договариваться, подчиняться, защищать свою точку зрения, вести дискуссию.

Приложение 5

Разъяснения и приглашение к участию в проекте высказывается на родительском собрании. Данное обращение дается тем, кто не смог присутствовать.

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Каждый  из Вас хорошо понимает, что успех по русскому языку – это только начало. Начало чего? Начало успеха в формировании мышления ребенка. Мы мыслим настолько, насколько позволяет нам наш словарный запас. Язык – это картина мира. У кого-то  она бедная, у кого-то богатая. В результате богатый внутренний мир, мировоззрение интересной личности. Успех по русскому языку – это высокий балл на государственном экзамене и свобода в  выборе ВУЗа и профессии. Каждый из Вас, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным и счастливым.

Какая возникла угроза на пути к этой цели?

Итоги четверти порадовали не всех ребят. Честно надо признать, что  многие дети пассивны. Оценку хорошую хотят получить все, а вот проанализировать,  адекватна  ли отметка  уровню грамотности, пока дети не могут. К сожалению, пока вынуждена отметить низкий уровень познавательной активности, маленькую работоспособность, низкий уровень концентрации внимания, низкую  технику чтения у половины класса. Отличники не могут работать в полную силу из-за того, что темп основной части класса сильно отличается от  возможностей сильных учеников.

Что  делать? Предлагаю реализовать проект. Что такое проект? На родительском собрании я рассказала об этом подробно.  Ваш  ребенок получил от меня Памятку «Что такое проект». Пожалуйста, ознакомьтесь с ней.

Каково Ваше участие в проекте? Во-первых, интересуйтесь, ходом проекта в классе.

Во-вторых, пожалуйста, находите время раз в неделю  продиктовать ребенку слова, в которых были допущены ошибки  в рабочих тетрадях. Предполагается, что Ваш ребенок с ними уже поработал. Буду благодарна Вашей записке о проведенной работе. В экране «Работа над ошибками» у Вашего ребенка будет отмечен шаг к успеху.

В-третьих,пожалуйста, поощряйте и стимулируйте чтение ребенка. Можно читать вместе с ребенком. Это может стать Вашим совместным досугом. Вы можете обговорить вместе какие-то повороты событий или судьбы героев книги. Художественная литература – это возможность приобрести  важный  положительный опыт.  Мир художественных образов дает уникальную возможность через сопереживание лучших человеческих чувств и порывов прожить их в своей душе и обогатить душу. Сейчас формируется моральный образ Вашего ребенка. Окружающая современная  жизнь зачастую не дает эталона, к которому надо стремиться. Детям трудно разобраться  в том, что прекрасно, а что безобразно. Старшее поколение часто возмущает жестокость, равнодушие, пустота молодежи. Хочется спросить: « А что мы, взрослые,  сделали, чтобы этого не было? Дети же растут среди нас и учатся у нас». Уверена, что при Вашей поддержке ребята смогут благополучно погрузиться в мир книг Владислава Крапивина, прочитают с интересом такие книги, как «Чучело» В. Железникова,  «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, «Поллианна» Э.Портер. Возможно, Вы поделитесь с нами своей находкой интересной и полезной книги для данного возраста.

С низкой техникой чтения можно забыть про успех не только по русскому языку. Тестовая форма контроля по всем предметам предполагает быстрое осмысленное прочтение  с дальнейшей работой согласно специфике предмета.

 Возможно, у вас будут свои предложения. На презентации проекта в конце декабря Ваше присутствие обязательно.

Пожелайте нам успехов. Спасибо за понимание и поддержку.

Учитель русского языка и литературы Соломатина Елена Павловна.

Приложение 6

Располагается на магнитной доске. Заполняется учителем и детьми

Программа действий второго этапа

Деятельность

Дата

Участники

Ответственные

Заполнение экрана «Работа над ошибками»

ежедневно

Все дети

Заполнение экрана «Читаю сам, читаю вместе с семьей»

ежедневно

Все дети

Проверка наличия домашнего задания

ежедневно

Все дети

Заполнение экрана «Мои конспекты»

1-2 раза в неделю

Все дети

Объяснение нового материала

1.Буквы И,Ы после приставок

2.Гласные в приставках пре- и при-

3.Соединительные О и Е в сложных словах

4.Сложносокращенные слова

5.Имя существительное как часть речи.

6.Род имен сущ.

7.Разносклоняемые имена сущ.

8.Буква Е в суф. ЕН сущ.на –мя

9.Несклоняемые имена сущ.

10.Род несклоняемых имен сущ.

11.Имена сущ. общего рода

12.Не с сущ.

13.Буквы Ч и Щ в суф. -ЧИК и –ЩИК

14.Гласные в суф. –ЕК,-ИК

15.Гласные О и Ё после шипящих в суф. сущ.

Изготовление карточки с языковым материалом

Темы смотри выше

все

Подготовка к творческой встрече,

отработка своей роли

Ведущий1

Ведущий 2

Девушка

Старец

Англичанин

Немец

Итальянец

Русский

Приложение 7

Экраны располагаются на магнитной доске. Заполняются детьми, ответственными за данный вид работы.

Работа над ошибками как шаг к успеху

Ф.И. ученика      

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

30

1

2

3

4

7

8

9

10

11

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

Домашняя работа как шаг к успеху

Ф.И. ученика      

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

30

1

2

3

4

7

8

9

10

11

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

       Читаю сам. Читаю вместе с семьей.

Ф.И. ученика      

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

30

1

2

3

4

7

8

   Хороший конспект  как шаг к успеху

Ф.И. ученика      

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

30

1

2

3

4

7

8

9

10

11

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...

Лингвистическая сказка на уроках русского языка

Как показывает мой практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков и одновременно вызывающей трудности у школьников, является морфология. Име...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...