Главные вкладки

    Педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов в период их подготовки к государственной итоговой аттестации (из опыта работы)
    статья по русскому языку (9 класс) на тему

    Успешность сдачи экзамена по русскому языку во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися, чтобы на экзамене психологическая устойчивость была в норме. Чрезмерное повышение тревоги у выпускников 9-го класса приводит к дезорганизации их деятельности как в период подготовки к ОГЭ, так и на самом экзамене. В данной статье отражен опыт работы педагога и классного руководителя по сопровождению учащихся в период подготовки к ОГЭ .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов  в период их подготовки к государственной итоговой аттестации

    (из опыта работы)

               Психологическая  устойчивость старшеклассников является  важным  условием, способствующим  успешной  аттестации в форме ОГЭ.  Теоретически и практически  отлично подготовленный  ученик может показать не очень  высокий результат. Причиной может быть тревожность, связанная с самой процедурой проведения экзамена. Наиболее частое волнение выпускников возникает, если есть:

    - сомнение в прочности знаний;

    - неуверенность  в собственных способностях;

    - неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

    - утомляемость, тревожность,

    -низкая личностная самооценка.

             Успешность  сдачи  экзамена   по русскому языку  во многом определяется тем,  насколько методически верно учитель  организует  подготовительную работу  с  учащимися, чтобы на экзамене психологическая устойчивость была в норме.   Как учитель-предметник  считаю, на занятиях  необходимо создавать ситуацию успеха, атмосферу комфортности, взаимопонимания. На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в  атмосфере  непринужденности и доверия. Доброжелательное  отношение  к ученикам  снимает у них страх перед трудностями обучения: ребенок не должен бояться ошибиться, спросить учителя, если он что-то прослушал или не понял. Положительный учебный эффект достигается сочетанием интеллектуальности содержания с новизной формы ведения урока: уроки взаимного обучения, уроки-консультации, уроки-лекции, групповая дискуссия, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение. Анализ  готовых вариантов  экзаменационных работ дает понимание того,  как правильно писать творческую работу, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик  испытывает больше уверенности, так как  есть понимание тех требований,  которые  к нему  предъявляются.

              Опираясь на практический опыт, могу сказать , что  коучинговый подход в обучении  позволяет выявить и задействовать скрытые резервы подростка, помогает найти  пути  выхода  из  затруднительной ситуаци  . Основная идея коучинга — сам человек своими  силами  на основе своих знаний находит ответы.  Здесь  важен  анализ  собственного опыта. Главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь подростку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения. В процессе коучинга школьники не только преодолевают неуверенность в себе, чувство неопределенности, но и развивают в себе такое качество, как ответственность, так как они осознанно и самостоятельно разрабатывают свои цели и пути их достижения, а, следовательно, принимают на себя ответственность за будущие и настоящие действия. Данная  методика способствует формированию адекватной стратегии поведения во время экзамена.

              Другой, не менее эффективный метод -это   технологии полного усвоения.  Данная технология позволяет индивидуализировать  обучение, растет положительная мотивация учащихся, на уроке создается благоприятный микроклимат, создаваемый ситуацией успеха. Ребята не волнуются, не боятся выполнять контрольную работу, тест.  Выполняя с учениками    типовые  задания,  каждый раз подчеркиваю возможность их решения каждым. После большой коррекционной работы школьники  уверены в ее успешном выполнении, таким же образом  строится  работа  с экзаменационным материалом. Все  учащиеся усваивают материал на уровне образовательного стандарта, нет неуспевающих, а значит  дети не испытывают  дискомфорта.  

    Эффективной  формой фронтальной психологической подготовки выпускников к экзамену  является цикл  психолого-педагогических занятий с элементами тренинга, проводимый на классных  часах. На  занятиях  рассматривались вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, как  разработать индивидуальный режим дня с учетом времени  на самостоятельную подготовку к экзаменам, как учитывать собственные особенности запоминания, как правильно использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной  тревожности, как организовать день на кануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на  Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ.  Методы проведения занятий разнообразны по форме и содержанию:  групповая дискуссия, просмотр  видеозаписи экзамена(имеет постановочный характер),  проигрывание  процедуры  экзамена на  знакомом  материале,  медитативные  техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления (эссе) . Конечным результатом  подобной работы становится: 

    - понимание психологических основ сдачи экзамен;

    - освоение техник саморегуляции;

    - формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;

    -повышение сопротивляемости стрессу;

    -развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

    Консультативная работа с учащимися  может  проводиться  со всем классом или индивидуально. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.

             2. Важным условием формирования психологической устойчивости учащихся является  организация  информационной  работы  по  подготовке к  ОГЭ . В течение учебного года с девятиклассниками  проводится изучение нормативно  - правовых документов  по итоговой аттестации. Целесообразно  знакомить учеников с критериями  оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать  ошибок , помогает  ученику объективно оценивать собственную работу.

             Учащимся   предоставляю справочные, информационные, учебно-тренировочные материалы  в электронном виде,  пополняю для них банк экзаменационных материалов, информацию о ресурсах сети  Интернет по подготовке к экзамену. Все это   размещаю  в  классной группе  в свободном доступе и в школьном  электронном дневнике.

                 В ходе подготовки к ОГЭ необходима  тесная  связь с родителями.   Семейная  атмосфера выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь  ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. В течение 8-9 классов неоднократно провожу  индивидуальные консультации для родителей, родительские собрания,  с приглашением администрации, учителей-предметников.   На этих собраниях   родители    предоставляю  информацию о возраст- ных особенностях  личности в подростковом возрасте, детско-родительских отношениях.  На собраниях совместно с учащимися обсуждаем  возникающие  проблемы, вопросы и решаем их  сообща. Для  родителей  выпускников    разработываю  памятки, содержащие рекомендации  по снятию тревожности у ребенка, организации режима дня,  процедуре проведения экзамена, о структуре и содержании контрольно- измерительных  материалов,  о крите-риях оценивания.  Родителей  знакомлю с источниками информации о  ГИА (ОГЭ) – сайтах  сети Интернет.

             В рамках информационной работы в кабинете оформляю  стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку (демонстрационные варианты  КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов). В холле школы  находится  стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ, рекомендации психолога.

                Постоянная, разнообразная работа учителя, классного руководителя по подготовке к выпускному экзамену по предмету помогает ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

                 Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится  мною в течение всего учебного года. Результаты ОГЭ  в 2016 г. полностью удовлетворили ожидания: на «3»  всего 6 человек из 26 учащихся.  Большинство детей со слабым уровнем  способностей смогли перейти порог, и это для них также является важным  индивидуальным достижением. В 2017г. из 27 учащихся 6 человек сдали на «4», остальные на «5». Все дети отмечают, что сумели справиться с волнением на экзамене, эффективно выстроили стратегию поведения во время экзамена.  Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед… 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рекомендации родителям и выпускникам в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации

    Данные рекомендации направлены помощь в самый сложный период - государственная (итоговая) аттестация...

    Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Из опыта работы.

    Статья затрагивает различные аспекты подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и описывает успешный опыт работы в этом направлении пошагово начиная с пятого года обучения. В разделе "Лексика" представлен о...

    из опыта работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике

    как подготовить обучающихся к ГИА, чтобы каждый ученик получил положительный результат....

    Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации"

    Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕГЭ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы  -  отработка стратегии и тактики поведе...

    Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

    Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...