Урок русского языка в 7 классе "Не с наречиями".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Фенёва Людмила Ивановна

 

Представлен конспект урока русского языка в  7 классе в условиях реализации ФГОС  «НЕ с наречиями».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств (доброжелательность, дружба)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии  с поставленной  задачей и условиями её реализации

Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, использовать созданный алгоритм действия.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, научиться слушать, уметь аргументировать действия, выстраивать взаимодействие (работа в парах, группах)

Предметные: обеспечить  обучающимся условия  для выяснения условий написания НЕ с наречиями на  - о, -е, выведения  правила, умения  практически применять его.

Критерии: Знание правила и умение его применять.

Как взаимодействовали в паре, группе.

Как быстро нашли в тексте слова на изученную орфограмму и сумели объяснить выбор орфограммы.

Все ли сумели найти слова на изученную орфограмму (сколько нашли самостоятельно, а сколько с помощью учителя, одноклассников).

Методы организации учебной работы: наблюдение, создание речевой ситуации, работа в парах, группах.

Метод работы с информацией: учебником, текстом.

Методы познавательной  деятельности: анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадка.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

НЕ с наречиями. (7 класс).

Выполнила Фенёва Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Заветинской СОШ № 1

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств (доброжелательность, дружба)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии  с поставленной  задачей и условиями её реализации

Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, использовать созданный алгоритм действия.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, научиться слушать, уметь аргументировать действия, выстраивать взаимодействие (работа в парах, группах)

Предметные: обеспечить  обучающимся условия

для выяснения условий написания НЕ с наречиями на  - о, -е,

выведения  правила,

умения  практически применять его.

Критерии: Знание правила и умение его применять.

Как взаимодействовали в паре, группе.

Как быстро нашли в тексте слова на изученную орфограмму и сумели объяснить выбор орфограммы.

Все ли сумели найти слова на изученную орфограмму (сколько нашли самостоятельно, а сколько с помощью учителя, одноклассников).

Методы организации учебной работы: наблюдение, создание ситуации, работа в парах, группах.

Метод работы с информацией: учебником, текстом.

Методы познавательной  деятельности: анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадка.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

        Ход урока.

1.Организационный момент (приветствие, записать в тетради число, классная работа)

Мотивация к учебной деятельности.

Ребята,  послушайте рассказ " В.А. Осеевой "Три товарища» и  ответьте, о чём он.

 Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

-Рассказ о понимании  состояния, чувств другого человека,  о  дружбе.

А как мы можем оценить поведение Коли и Миши?

- Они поступили плохо, не по-дружески, не по-товарищески, недружелюбно, не хорошо, а плохо.

-А вам приходилось бывать в подобных ситуациях? Как вы чувствовали?

- Неуютно, нехорошо.

-А  рядом с вами оказывался такой человек, как Володя?

-Как бы вы оценили его поступок?

-Он поступил правильно, как друг.

-Кто вам больше всего понравился в этой ситуации и почему?

-Володя.

-Ребята, при ответе на мои вопросы вы использовали такие слова: (не)дружелюбно, (не)хорошо; не хорошо, а плохо, неуютно

К какой части речи они относятся?

- Это наречия.

2.Целеполагание. А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

 -Правописанием НЕ  с наречием.

- Как будем писать наречия с НЕ?

Гипотезы учащихся.

- А что  нужно сделать, чтобы выяснить написание НЕ с наречием?

-Выяснять условия слитного и раздельного написания  НЕ с наречиями.

-Вывести правило правописания слов.

-Уметь применять его на практике.

 -Как узнаем, что цель достигнута? Какой будет главный результат урока?

-Умение применять правило и правильно писать слова с НЕ.

- Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

- Что будем делать для достижения цели? С чего начнём?

-1. Анализировать лексический материал.

2. Отвечать на вопросы.

3. Делать выводы.

4. Выполнять упражнения.

3. Актуализация знаний. Давайте вспомним правописание НЕ с изученными частями речи. 

1.Прочитайте текст. О чём он?  Каким видят Серёжу окружающие? А что о нём говорит его друг? А как бы вы охарактеризовали Серёжу?

Ребята отвечают на вопросы.

Работа по группам.  Выписать слова на правописание  НЕ с разными частями речи и объяснить их правописание.

1группа  -   НЕ с существительными

 2группа – Не  с прилагательными

3группа  - НЕ с глаголами и деепричастиями

4 группа - не с причастиями

Многие, поглядев на  Серёжу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он (не)аккуратный. Рубашка  у него (не) застёгнута, волосы (не) причёсаны. Он (не )серьезный, а какой-то дурашливый». Я (не) соглашаюсь с такой характеристикой друга. (Не)правда, он совсем другой.  

Вот каким Серёжа  бывает на уроках труда. (Не) глядя ни на кого, он стоит у станка, чуть наклонившись вперед. Лицо  его (не)узнаваемое. Нет  озорных глаз, нет бессмысленной улыбки, нет (не)брежности в одежде. Берет скрыл его  (не)покорный  чуб. Умелые руки, никогда (не) ошибающиеся в действиях, энергично водят напильник.  Деталь он выполнил отлично. Осмотрев её, Серёжа  остался доволен. Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой.

( Высвечивается на экране:

1группа  -   НЕ с существительными :  неправда, небрежности

 2группа – Не  с прилагательными: неаккуратный, не серьёзный, а  дурашливый;  вовсе не высокий, непокорный

3группа  - НЕ с глаголами и деепричастиями: не соглашаюсь, не глядя,

4 группа – НЕ с причастиями: не застёгнута, не причёсаны, неузнаваемое, никогда не ошибающиеся)

2.Представитель каждой группы объясняет правописание слов, которые они выписали.

4.Введение новых знаний.

1. А теперь понаблюдаем над теми наречиями, которые у нас  были записаны, добавим ещё некоторые и сделаем вывод о правописании наречий с НЕ.

Вовсе не хорошо, недружелюбно, нехорошо, не хорошо, а плохо, необдуманно.

2.Учащиеся наблюдают и по аналогии с правописанием других частей речи выводят правило правописания НЕ с наречием.

3.Проговаривают  выведенное правило со своими примерами.

4.Обратимся к учебнику, читаем правило. Что ещё мы узнали о правописании наречий с НЕ?

- Этому правилу подчиняются только наречия на –о, –е.

5. Первичное закрепление.

1.Выполнение упр. 265, 266.

Выводится  алгоритм рассуждения.

2.Работа  по группам.

Учащиеся работают с карточками, где написаны одинаковые словосочетания, каждой группе даётся своё задание.

Двигался (не)уклюже; играл (не) весело, а грустно; было далеко (не)спокойно; делал (не)по-новому, ему вовсе (не)весело,  явился (не)ожиданно; двигался (не)быстро, а медленно;  ; выполнил (не)охотно, пришёл (не)вовремя; написал (не)брежно; было (не) приятно, а досадно; то было далеко (не)вкусно; говорил (не)громко; ел (не)вдоволь, поступил (не)хорошо.

1г.выписать словосочетания с наречиями, которые не употребляются без Не,

2гр. выписать словосочетания с наречиями, которые можно заменить синонимами без НЕ

3гр. выписать словосочетания с наречиями, у которых есть противопоставление с союзом А.

4гр. выписать словосочетания с наречиями, к которым относятся слова совсем, вовсе, далеко, нисколько и др.

Объяснить правописание слов.

На экране высвечивается правильное написание слов. Учащиеся сверяют и  комментируют.

-  А какие   наречия с НЕ  не подчиняются правилу? Как их будем писать?

- Раздельно. (делал не по-новому, ел не вдоволь)

6. Коррекция.  Работа с текстом.  Прочитайте текст, определите его тему. (работа в парах) ( взаимопроверка, на экране верное написание слов)

 1в. выписать и объяснить наречия, которые пишутся слитно,

2в. выписать и объяснить наречия, которые пишутся раздельно.

(Не) далеко,  а близко то время, когда обычны будут полёты человека на другие планеты. Мы (не) редко задумываемся над этим. Совсем (не)трудно догадаться, что многие из вас, ребята, мечтают о полёте в космос. Но для этого вам (не)мало надо сделать. А самое главное –  хорошо учиться.

1в. нередко, немало

2в. Не далеко,  а близко, совсем не трудно

Учащиеся карандашом ставят оценки друг другу.

2. Прочитайте  выражения. Что они собой представляют? Что объединяет их? Какова их тема?

Объясните правописание НЕ с разными частями речи. Работаем  в парах.

1в. Слитное написание НЕ со словами.

2в. Раздельное написание НЕ со словами.

(взаимопроверка, выставление оценок карандашом, сверяем с написанным на  экране)

1.Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь.

2 Дружба – самое (не)обходимое  для жизни, так как никто (не)пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. (Аристотель).

3. Нет на земле (не)счастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто (не) нашёл друзей,

Кто самого (не )понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!(М.Раджабов)

4.(Не)доверие убивает дружбу.

5. (Не) имей сто рублей,  а имей сто друзей

6.Плохой друг что тень - в солнечный день (не) отвяжешься, а в (не)настный (не) найдешь.

7.Друг - ценный клад, (не)другу никто (не) рад.

8.Никакие житейские блага (не) будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, (не) деля их с друзьями.

(1в. необходимое ,  несчастнее, недоверие, ненастный, недругу

2в. Не разрубишь, не пожелает, не нашёл, не понял, не имей, не отвяжешься,  не найдешь, не  рад, не будут, не деля.)

7. Рефлексия. Что было известным на уроке, а что узнали нового?

Что было самым трудным, а что легким?

Расскажите правило написания НЕ с наречиями  на –о, -е с примерами.

Скажите, а что вам помогало хорошо работать, выполнять задания в группе, в паре.

-Поддержка, доброжелательность, взаимопомощь.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Составьте мини-сочинение по  любой пословице, объясняя её смысл и используя слова с НЕ, или на тему  «Моё понимание дружбы», «Что такое дружба», «Каким должен быть настоящий друг», или

выполнить упр.269.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС . НЕ с наречиями на –о, -е. Выполнила: Фенёва Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Заветинской СОШ № 1 .

Слайд 2

Личностные : развитие этических чувств (доброжелательность, дружба) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, использовать созданный алгоритм действия. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, научиться слушать, уметь аргументировать действия, выстраивать взаимодействие (работа в парах, группах) Предметные: обеспечить обучающимся условия для выяснения условий написания НЕ с наречиями на - о, -е, выведения правила, умения практически применять его. Планируемые результаты:

Слайд 3

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь ! 1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. Ребята, послушайте рассказ А. Осеевой "Три товарища» и ответьте, о чём он.

Слайд 4

(Не)дружелюбно, (не) хорошо, а плохо, вовсе (не) хорошо, (не)хорошо, (не)обдуманно А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? 2.Целеполагание.

Слайд 5

Задачи: 1.Выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. 2.Вывести правило правописания слов. 3.Уметь применять его на практике. ТЕМА: «Правописание НЕ с наречием»

Слайд 6

Многие, поглядев на Серёжу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он (не)аккуратный. Рубашка у него (не) застёгнута, волосы (не) причёсаны. Он (не ) серьезный, а какой-то дурашливый». Я (не) соглашаюсь с такой характеристикой. (Не)правда, он совсем другой. Вот каким Серёжа бывает на уроке труда. (Не) глядя ни на кого, он стоит у станка, чуть наклонившись вперед. Лицо его (не)узнаваемое. Нет озорных глаз, нет бессмысленной улыбки, нет (не) брежности в одежде. Берет скрыл его (не)покорный чуб. Умелые руки, никогда (не) ошибающиеся в труде, энергично водят напильник. Деталь он выполнил на отлично. Осмотрев её, Серёжа остался доволен. Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой. 3.Актуализация знаний. Работа с текстом. Правописание НЕ с изученными частями речи.(Работа в группах)

Слайд 7

Сверьте 1гр. НЕ с сущ. 1. не правда 2. не брежности 2гр. НЕ с прилаг . 1) не аккуратный 2) не серьёзный, а дурашливый 3) вовсе не высокий 4) не покорный 3гр. НЕ с гл., дееприч . 1. не соглашаюсь 2. не глядя 4гр. НЕ с причастием 1. не застёгнута 2. не причёсаны 3. не узнаваемое 4.никогда не ошибающиеся

Слайд 8

(Не) дружелюбно, (не) хорошо, (не) обдуманно (не) хорошо, а плохо, вовсе (не) хорошо 4.Введение новых знаний. Понаблюдайте. Выведите правило.

Слайд 9

Правописание наречий на – о,-е . Слитно не д ружелюбно не х орошо не о бдуманно . Раздельно не х орошо, а плохо вовсе не хорошо

Слайд 10

Двигался (не)уклюже; играл (не) весело, а грустно; было далеко (не)спокойно; посажены (не)редко; делал (не)по-новому, ему вовсе (не)весело, явился (не) ожиданно ; двигался (не)быстро, а медленно; ; выполнил (не)охотно, пришёл (не)вовремя; написал (не) брежно ; было (не) приятно, а досадно; то было далеко (не)вкусно; говорил (не)громко; ел (не)вдоволь . 5. Первичное закрепление. ( Работа в группах).

Слайд 11

1гр. Не уклюже, не ожиданно, не брежно 2гр. Не охотно, не громко, не хорошо 3гр. Не весело, а грустно, не быстро, а медленно, не п риятно, а досадно. 4гр. далеко не спокойно, вовсе не в есело , далеко не в кусно Сверьте.

Слайд 12

делал не по-новому, не вовремя не вдоволь Пиши раздельно:

Слайд 13

(Не) далеко, а близко то время, когда обычны будут полёты человека на другие планеты. Мы (не) редко задумываемся над этим. Совсем (не)трудно догадаться, что многие из вас, ребята, мечтают о полёте в космос. Но для этого вам (не)мало надо сделать. А самое главное – хорошо учиться и дружить. 6. Коррекция . Прочитайте текст, определите его тему. (Работа в парах: НЕ-слитно , НЕ – раздельно)

Слайд 14

1в. не редко, не мало 2в. Не далеко , а близко , совсем не т рудно Сверьте.

Слайд 15

1.Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. 2 Дружба – самое (не)обходимое для жизни, так как никто (не)пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. (Аристотель). 3. Нет на земле (не) счастнее такого, Кто сердцем пуст, кто (не) нашёл друзей, Кто самого (не )понял дорогого: Быть человеком, быть среди людей!( М.Раджабов ) 4.(Не)доверие убивает дружбу. 5. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей 6.Плохой друг что тень - в солнечный день (не) отвяжешься, а в (не) настный ( не ) найдешь. 7.Друг - ценный клад, (не)другу никто (не) рад. 8.Никакие житейские блага (не) будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, (не) деля их с друзьями Прочитайте выражения. Какова их тема? Объясните правописание НЕ с разными частями речи. ( Работа в парах) . 1в. Слитное написание НЕ со словами. 2в. Раздельное написание НЕ со словами. Взаимопроверка.)

Слайд 16

Сверьте. 1в. Не обходимое , не счастнее, не доверие, не настный, не друг у 2в.Не разрубишь, не пожелает, не нашёл, не понял, не имей, не отвяжешься, не найдешь, не рад, не будут, не деля

Слайд 17

Что было известным на уроке, а что узнали нового? Что было самым трудным, а что легким? Расскажите правило написания НЕ с наречиями на –о, -е с примерами. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. 7.Рефлексия.

Слайд 18

Составьте мини-сочинение по любой пословице, объясняя её смысл и используя слова с НЕ, или на темы «Моё понимание дружбы», «Что такое дружба», «Каким должен быть настоящий друг», или выполнить упр.269. 8. Домашнее задание.

Слайд 19

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание не с наречиями на-о, -е"

Цель урока: закрепить изученное о правописании не с наречиями на -о, -е и другими частями речи, развитие навыков работы в группе, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание любви к...

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".

Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...

урок русского языка в 7 классе наречие как часть речи

урок изучение нового мватериала с использованием пректной и исследовательских технологий...

Урок русского языка в 7 классе Наречие

Урок русского языка в 7 классе...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-" в 6 классе

Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС...

Урок русского языка по теме "Удивительное наречие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие"     Базовый учебник:Русский язык:Учеб. для  7 класса. / М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская  и др. - М.:Просв...