Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе 8 класс «Брейн-ринг»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы
Задачи:
· способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
· содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
· содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring_8_klass.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по русскому языку
и литературе
8 класс
«Брейн-ринг»
Подготовила
учитель русского языка и литературы,
Вялых Элеонора Леонидовна
2018
Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы
Задачи:
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 7 раундов. В каждом раунде будет разыгрываться вопросы, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 7 раундах.
Оформление доски
- Брейн-ринг (интеллектуальная игра)
- Эпиграф. «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
( И.С.Тургенев)
Ход игры
I. Вступление
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем русскому языку и литературе.
Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
II. Организационный момент
Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды: команда «Умники-разумники» 8а и команда «Языковеды» 8б. Это сильнейшие представители 8А и 8Б классов – знатоки-интеллектуалы. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка и литературы.
Представление участников
Наша игра будет проходить под девизом: «Вселенная освещается солнцем, человек - знаниями».
Правила игры:
- проводим 7раундов;
- за каждый правильный ответ – 1 балл;
- время на обсуждение вопроса – 30 секунд;
- до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
- если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;
- после истечения времени команда должна дать ответ;
- если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.
- победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 7 раундах;
Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.
(Проходит жеребьевка)
Итак, команды готовы?
Счет 0 – 0 1 раунд
1 раунд «Разминка» Загадки - шутки
Для ответов подбирать только существительные.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. ( Тень)
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Сидит кошка на окошке. Голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка?(Кот).
6. Какой месяц короче всех? (Май)
7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
8. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? ( В феврале)
9. Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? ( В шляпку)
10. Без чего не испечёшь хлеба? ( Без корки)
11. до каких пор волк в лес бежит? ( До середина ( дальше он бежит из леса)
2 раунд « Викторина пословиц»
( чья команда быстрее закончит пословицу)
П о с л о в и ц а О т в е т
1. Кто много читает… тот много знает.
2. Книгу читать… как на крыльях летать.
3. Поздно встанешь… мало сделаешь.
4. Мир освещается солнцем… а человек знанием.
5. Что одному не под силу… легко коллективу.
6. Делу время… а потехе час.
7. Семь раз отмерь… один раз отрежь.
8. Ученье свет… а неученье – тьма.
( отгадать пословицу по словам)
С л о в а: О т в е т
1. Коса-камень Нашла коса на камень.
2. Лес- дерево Чем дальше в лес, тем больше дров.
3. Шило-мешок Шило в мешке не утаишь.
4. Язык – дело Не спеши языком, торопись делом.
5. Дело – мастер Дело мастера боится.
6. Труд- лень Труд человека кормит, а лень портит.
3 раунд «Синтаксис»
1. Что такое синтаксис? Дайте определение.
Ответ.
Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается значение и строение синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.
2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.
1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)
2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)
3) Пришло и завтра. (Наречие)
4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)
5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)
3. Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.
Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),
Времени (дополнение) много и мало.
Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),
Если оно миновало.
4. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)
5. Каким членом предложения может быть выделенное слово в зависимости от ударения в предложении?
На сверкающем золотом шпиле развевался флаг.
Ответ. Если ударение падает на 1 слог, то это слово является дополнением. Если ударение падает на 2 слог, то это слово является определением.
4 раунд. Вопросы-шутки для капитанов
Ведущий. На ринг приглашаются капитаны, на каждый вопрос – ответ-экспромт.
1. Какая буква в русском языке все время плачет?
(ы)
2. Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?
(й)
3. Чем кончается день и ночь?
(ь)
4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?
(о)
5. Что случилось 31 февраля? ( В феврале 28 или 29 дней).
6. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?
(огню)
7. Из какого полотна не сошьешь рубашки?
(ж/д)
8. Каким поясом не подвяжешься?
(климатическим)
5 раунд « В мире литературы»
( Назвать автора и произведение)
1
Из того ли из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…
( «Илья Муромец и Соловей - Разбойник»).
2
«Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»?
( М. Ю. Лермонтов).
3
« Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
( А. С. Пушкин, « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
4
« А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки»?
( Н.В. Гоголь « Тарас Бульба»).
6 раунд « Угадай по рифме)
О т в е т В о п р о с
- Буря мглою небо… … кроет,
Вихри снежные… …крутя,
То, как зверь, она… … завоет,
То заплачет, как… …дитя.
( А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)
- Белеет парус… …одинокий
В тумане моря… … голубом,
Что ищет он в стране… …далёкой,
Что кинул он в краю… …родном?
( М.Ю. Лермонтов « Парус»).
- У меня растут… … года,
Будет мне… … 17,
Где работать мне… …тогда,
Чем мне… … заниматься?
( В.В. Маяковский « Кем быть?»).
- Однажды в студёную зимнюю… …пору,
Я из лесу вышел, был сильный… …мороз.
Гляжу, поднимается медленно… …в гору
Лошадка, везущая хворосту… … воз.
( Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»).
7 раунд Вопросы для игры со зрителями.
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
- Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ("Аленушка и братец Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
- Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка, большая и маленькая")
- Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, "Три поросенка")
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
- Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде", А.С. Пушкин)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика. - Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
- К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
- Какой мультипликационный герой говорит: "Ребята, давайте жить дружно"? (кот Леопольд)
- У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
- На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)
- Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
- Сколько штук в дюжине? (12)
- Назовите столицу России (Москва)
- Чем кончается всё? (ё)
- Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
- Пингвин - птица или зверь? (птица)
- Место, куда попал думающий индюк? (суп)
- Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
- Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
- Кто автор книги "Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
- На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
- 9 x 8 (72)
- Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)
Подведение итогов. Награждение победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс
"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе для пятиклассников. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс
интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...
Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.
Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.
Данную презентацию можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе "Что? Где?Когда?"...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе
На слайдах - задания для интеллектуальной игры по русскому языку и литературе "Заседание клуба знатоков". 9-11 класс....
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»
Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важ...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и ли...