Главные вкладки

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе 8 класс «Брейн-ринг»
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

    Вялых Элеонора Леонидовна

    Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы

    Задачи:

    ·       способствовать формированию у школьников мотивации к учению,

    ·       содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,

    ·       содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл breyn-ring_8_klass.docx24.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная игра по русскому языку

    и литературе

    8 класс

    «Брейн-ринг»





    Подготовила

    учитель русского языка и литературы,

    Вялых Элеонора Леонидовна




    2018

    Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературы

    Задачи:

    • способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
    • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
    • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.

    Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 7 раундов. В каждом раунде будет разыгрываться вопросы, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 7 раундах.

    Оформление доски

    • Брейн-ринг (интеллектуальная игра)
    • Эпиграф. «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

    ( И.С.Тургенев)

    Ход игры

    I. Вступление

    Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем русскому языку и литературе.

    Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Он – язык луны и планет,

    Наших спутников и ракет,

    На совете за круглым столом

    Разговаривайте на нем:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    II. Организационный момент

    Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды: команда «Умники-разумники» 8а и команда «Языковеды» 8б. Это сильнейшие представители 8А и 8Б классов – знатоки-интеллектуалы. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка и литературы.

    Представление участников

    Наша игра будет проходить под девизом: «Вселенная освещается солнцем, человек - знаниями».

    Правила игры:

    • проводим 7раундов;
    • за каждый правильный ответ – 1 балл;
    • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;
    • до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
    • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;
    • после истечения времени команда должна дать ответ;
    • если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.
    • победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 7 раундах;

    Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

    (Проходит жеребьевка)

    Итак, команды готовы?

    Счет 0 – 0 1 раунд

    1 раунд «Разминка» Загадки - шутки

    Для ответов подбирать только существительные.

    1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

    2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. ( Тень)

    3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Яма)

    4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

    5. Сидит кошка на окошке. Голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка?(Кот).

    6. Какой месяц короче всех? (Май)

    7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

    8. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? ( В феврале)

    9. Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? ( В шляпку)

    10. Без чего не испечёшь хлеба? ( Без корки)

    11. до каких пор волк в лес бежит? ( До середина ( дальше он бежит из леса)

    2 раунд « Викторина пословиц»

    ( чья команда быстрее закончит пословицу)

    П о с л о в и ц а О т в е т

    1. Кто много читает… тот много знает.

    2. Книгу читать… как на крыльях летать.

    3. Поздно встанешь… мало сделаешь.

    4. Мир освещается солнцем… а человек знанием.

    5. Что одному не под силу… легко коллективу.

    6. Делу время… а потехе час.

    7. Семь раз отмерь… один раз отрежь.

    8. Ученье свет… а неученье – тьма.

    ( отгадать пословицу по словам)

    С л о в а: О т в е т

    1. Коса-камень Нашла коса на камень.

    2. Лес- дерево Чем дальше в лес, тем больше дров.

    3. Шило-мешок Шило в мешке не утаишь.

    4. Язык – дело Не спеши языком, торопись делом.

    5. Дело – мастер Дело мастера боится.

    6. Труд- лень Труд человека кормит, а лень портит.

    3 раунд «Синтаксис»

    1. Что такое синтаксис? Дайте определение.

    Ответ.

    Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается значение и строение синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.

    2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.

    1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)

    2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)

    3) Пришло и завтра. (Наречие)

    4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)

    5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)

    3. Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.

    Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),

    Времени (дополнение) много и мало.

    Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),

    Если оно миновало.

    4. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

    Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

    (Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)

    5. Каким членом предложения может быть выделенное слово в зависимости от ударения в предложении?

    На сверкающем золотом шпиле развевался флаг.

    ОтветЕсли ударение падает на 1 слог, то это слово является дополнением. Если ударение падает на 2 слог, то это слово является определением.

    4 раунд. Вопросы-шутки для капитанов

    Ведущий. На ринг приглашаются капитаны, на каждый вопрос – ответ-экспромт.

    1. Какая буква в русском языке все время плачет?

    (ы)

    2. Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?

    (й)

    3. Чем кончается день и ночь?

    (ь)

    4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?

    (о)

    5. Что случилось 31 февраля? ( В феврале 28 или 29 дней).

    6. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?

    (огню)

    7. Из какого полотна не сошьешь рубашки?

    (ж/д)

    8. Каким поясом не подвяжешься?

    (климатическим)

    5 раунд « В мире литературы»

    ( Назвать автора и произведение)

    1

    Из того ли из города из Мурома,

    Из того села да с Карачарова

    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

    Он стоял заутреню во Муроме,

    Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…

    ( «Илья Муромец и Соловей - Разбойник»).

    2

    «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»?

    ( М. Ю. Лермонтов).

    3

    « Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

    ( А. С. Пушкин, « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

    4

    « А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки»?

    ( Н.В. Гоголь « Тарас Бульба»).

    6 раунд « Угадай по рифме)

    О т в е т В о п р о с

    1. Буря мглою небо… … кроет,

    Вихри снежные… …крутя,

    То, как зверь, она… … завоет,

    То заплачет, как… …дитя.

    ( А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)

    1. Белеет парус… …одинокий

    В тумане моря… … голубом,

    Что ищет он в стране… …далёкой,

    Что кинул он в краю… …родном?

    ( М.Ю. Лермонтов « Парус»).

    1. У меня растут… … года,

    Будет мне… … 17,

    Где работать мне… …тогда,

    Чем мне… … заниматься?

    ( В.В. Маяковский « Кем быть?»).

    1. Однажды в студёную зимнюю… …пору,

    Я из лесу вышел, был сильный… …мороз.

    Гляжу, поднимается медленно… …в гору

    Лошадка, везущая хворосту… … воз.

    ( Н.А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»).

    7 раунд Вопросы для игры со зрителями.

    1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
    2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
    3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
    4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
    5. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ("Аленушка и братец Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)
    6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
    7. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
    8. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
    9. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка, большая и маленькая")
    10. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, "Три поросенка")
    11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
    12. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде", А.С. Пушкин)
      С первого щелка
      Прыгнул поп до потолка,
      Со второго щелка
      Лишился поп языка,
      А с третьего щелка
      Вышибло ум у старика.
    13. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
    14. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
    15. Какой мультипликационный герой говорит: "Ребята, давайте жить дружно"? (кот Леопольд)
    16. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
    17. На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)
    18. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
    19. Сколько штук в дюжине? (12)
    20. Назовите столицу России (Москва)
    21. Чем кончается всё? (ё)
    22. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
    23. Пингвин - птица или зверь? (птица)
    24. Место, куда попал думающий индюк? (суп)
    25. Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
    26. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
    27. Кто автор книги "Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
    28. На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
    29. 9 x 8 (72)
    30. Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)

    Подведение итогов. Награждение победителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

    "ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс

    интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...

    Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

    Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.

    Данную презентацию  можно использовать для проведения  внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе "Что? Где?Когда?"...

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

    На слайдах - задания для интеллектуальной игры по русскому языку и литературе "Заседание клуба знатоков". 9-11 класс....

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»

    Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важ...

    Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Счастливый случай»

    Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай" предназначена для учащихся 5-9 классов. Ученики в увлекательной форме смогут вспомнить и закрепить материал по русскому языку и ли...