урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок с применением технологии АМО721.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Борчанская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

 (Урок с использованием технологии АМО)

урок русского языка

8 класс

Подготовила: Манушкина Анна Васильевна,

                                                     учитель русского языка и литературы

                                     МОУ «Борчанская СОШ»

2016

Класс 8        Дата 18.10.2016 г.

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым

Цель:познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций; уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире;

метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы).

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к книге, языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

АМО; эвристический метод; индивидуальная, групповая работа.

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое

Ход урока.

1.Инициация.(Методика АМО «Радость общения»).

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть. Думаю, каждый из вас тоже рад видеть меня и одноклассников. Пожалуйста, поприветствуйте друг друга.  Не сходя с места, попытайтесь  дотронуться рукой до как можно большего количества соседей со словами «Я рад (рада) тебя видеть». (Дети приветствуют друг друга).  

2.Проверка домашнего задания.(Методика АМО, дидактическая игра «Верю – не верю»)

-Давайте, ребята, проверим домашнее задание. Дома вы должны были подготовить вопросы по пройденному материалу. Чтобы проверить, как мы его усвоили, давайте поиграем в игру «Верю - не верю» Для этого разделимся на две группы. Ребята первой группы у нас будут «Теоретики», и будут задавать теоретические вопросы ребятам из группы «Практики», которые в свою очередь зададут вопросы практической направленности своим «соперникам». По возможности не только отвечаем «Верю – не верю», но и пробуем аргументировать свой ответ.    - Давайте оценим ответы товарищей (взаимная оценка групп)

(Заносим в лист оценивания)

3. Погружение в тему(Методика АМО, дидактическая игра «Отгадай загадку»)

- А сейчас я попрошу вас отгадать загадку.

«Минус» в математике,

А кто же я в грамматике?

(тире).

-Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках, при проверке домашнего задания и попробуйте определить тему нашего урока.

(Тире между подлежащим и сказуемым).

_ Теперь давайте определим цели нашего занятия.

(познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире).

4.Определение ожиданий и опасений.(Методика АМО, метод «Что у меня на сердце»)

-«Вам часто приходилось слышать, а может и самим произносить слова: «У меня легко на сердце», «У меня тяжело на сердце».Начиная любое новое дело, человек чего-то ожидает, а чего-то опасается.  У вас на  партах лежат сердечки.Начиная новую тему нашего урока,  я предлагаю вам написать на одной стороне сердечек то, что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на другой- чего вы опасаетесь, что вас тревожит.

(Дети пишут на сердечках).

- Спасибо. Отложите сердечки на край парты, в конце урока мы к ним еще вернемся.

5. Проработка содержания темы.

А сейчас мы перейдем непосредственно к теме нашего сегодняшнего урока, и я предлагаю вам побыть в роли исследователей. Продолжаем работать в группах.  На партах у вас лежат листы  с таблицами. Возьмите их и выполните задание: проанализировав предложения, попробовать самим сформулировать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Одна группа проанализирует случаи, когда тире ставится, а другая – когда тире между подлежащим и сказуемым ставить  не нужно. В  правом столбике у вас даны примеры предложений, а влевый вы запишите условие, необходимое для постановки или не постановки тире.

Постарайтесь работать самостоятельно, но если возникнут затруднения, обратитесь к материалу учебника. (после сверяют свои результаты  с теоретическим материалом учебника)

Тире ставится:

1. Существительное И.п. + существительное И.п.

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто

Пруд как зеркало.

3. Подлеж.  выражено местоим.

Он врач.

4.Если сказуемое выражено именем прилагательным

Цветыкрасивы и душисты

6. Проработка содержания темы

1)  Теперь, ребята, я хочу посмотреть, как каждый из вас усвоил материал. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сейчас я буду диктовать предложения, вы будете их записывать., выделять грамматическую основу. После записи сигнальными карточками вы мне покажете, поставили вы тире в данном предложении или нет.

l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.  (сущ.- сущ.)

2) 3емля велика и прекрасна.  (сущ. – прил.)

3) Ее глаза как яркие звезды.  (как)

4) Жить - Родине служить.  (инф –инф)

5)  Он прекрасный специалист (мест.).

6)  Пятью пять - двадцать пять.  (числ .- числ.)

7)  Бедность не порок.(не)

(оценивает учитель, дети заносят в листы оценивания)

Зарядка для глаз

2) Игра «Лото» (групповая работа)

Учитель раздаёт каждой группе учащихся лист для игры «Лото» и карточки с примерами предложений. Учащиеся раскладывают карточки, потом-самопроверка с использованием экрана. Выставление оценок за работу (каждая группа оценивает себя самостоятельно: 1-2 ошибки- «4», 3-4 ошибки-«3»)

-Давайте прочитаем предложения. Какой темой объединены все предложения? В каком предложении, по вашему мнению, мысль о значении книг выражена ярче всего?

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) (Сущ. – сущ.)

Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть. (Сущ. – числит.)

Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги. (Числит. – сущ.)

Семью семь – сорок девять. (Числит. – числит.)

Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Монтескьё) (Инф. – инф.)

Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон) (Сущ. – инф.)

Читать вечером книги – моё любимое занятие. (Инф. – сущ.)

Читать вечером книги – это моё любимое занятие. (Перед сказуемым стоит указательная частица это)

Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно. (Батлер) (Сказуемое присоединяется сравнительным союзом как.)

Он настоящий знаток русской классики. ( Подлежащее выражено личным местоимением)

Самопроверка (слайд 1).Оценку в лист оценивания

3) Творческий диктант. (слайд 2)  На экране – три предложения. Ваша задача - переделать их так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставит тире.

1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

Самопроверка (слайд 3). Оценку в лист оценивания.

7. Рефлексия.

- В начале урока вы писали на сердечках свои ожидания и опасения. Сейчас я попрошу вас оценить ваше состояние после пройденного урока. Если вы довольны своей работой на уроке, вам было все понятно, покажите сердечки лицевой, красной стороной. А если в чем-то для вас возникли затруднения, что-то осталось неясным, покажите обратную сторону сердец. Потом мы вместе поработаем над проблемой, которая возникла у вас в процессе урока.

Возьмите листы оценивания и подсчитайте, какую оценку вы сегодня заработали. Выставьте ее в дневник и запишите домашнее задание.

(  Упр.88)

- Говоря о постановке тире в предложениях, мы встретились с правилом: когда в предложении есть личное местоимение, тире не ставится. Но для этого случая есть исключение. Если автор хочет местоимение логически выделить, акцентировать на нем внимание, тогда он вправе поставить этот знак. И закончить наш урок мне хотелось бы именно таким предложением.

Вы – молодцы! Спасибо за урок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках.

Урок русского языка и английского языка, направленный на изучение имени прилагательного, сравнение этого грамматического явления в родном языке и в иностранном языке....

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Урок русского языка «Богатство языка» в 9 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»

Урок с использованием материала, связанного с этимологией слов. Задания на умения определять изобразительные средства языка....