Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Полканова Наталия Анатольевна

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_2.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление имён числительных в речи

На слайде высвечивается высказывание, запись его в тетради:

Н. Макиавелли: «В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья»

итальянский политический мыслитель, историк, годы его жизни: 1469-1527

Как вы понимаете это высказывание?

Действительно, большую роль в жизни играет умение говорить. Речь – это отражение внутреннего мира человека, показатель уровня его культуры, образования. Человек, хорошо владеющий речью, интересен окружающим. Не случайно одно из требований, которое предъявляет работодатель к сотрудникам, – это умение хорошо говорить, т. е. говорить правильно, соблюдая нормы речи.

Итак, представьте себе, что вы устраиваетесь на работу, например, в рекламное агентство, или на «Авторадио», или на телевидение. Вам необходимо пройти собеседование и выполнить ряд заданий. Одно из таких заданий – прочитать текст.

Кто хочет попробовать выполнить это задание? (Это задание потом поможет вам сформулировать тему урока)

Официальной датой основания города Саратова считается 5 июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров, которые заложили крепость Саратов. По одной из версий, название города происходит из слияния тюркских слов: «сары» (желтый) и «тау» (гора).

Общая длина городских стен составляла примерно 1650 метров. Это был острог, имевший 7 или 8 башен. В городе постоянно находилось около 350 стрельцов.

(Если текст читается с ошибками, то учитель потом комментирует их, если текст прочитан верно, то учитель спрашивает: Какие сложности возникли при чтении данного текста?)

Да, очень часто люди допускают ошибки при употреблении числительных.  Умение правильно употреблять числительные проверяется и на ЕГЭ в 6 и 7 заданиях.

Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о числительных. (Попробуйте сформулировать тему урока, исходя из того задания, которое вы сейчас выполнили). (Употребление числительных в речи – запись в тетради).

Какую цель мы должны поставить перед собой? (научиться употреблять числительные в своей речи: устной и письменной)

Какие задачи мы перед собой поставим? (повторить сведения о числительных, вспомнить склонение и правописание числительных)

Что же вам известно об этой части речи?

На какие вопросы отвечают числительные? (Задайте вопросы к числительным из текста)

Учитель: Итак, числительные отвечают на вопросы Сколько? И Какой? В зависимости от вопроса числительные делятся на количественные и порядковые, соответственно, они по-разному склоняются. Кроме того, они могут состоять как из одного слова, так и из нескольких, то есть они бывают простыми и составными.

Простые числительные 1, 2, 3, 4 склоняется по-особенному, а числительные от 5 до 20 как существительные 3 скл.

Рассмотрите таблицы № 1 и 2 «Склонение количественных числительных» на стр. 202

 Обращаю ваше внимание на таблицу «Склонение сложных числительных» и выполните следующее задание:

1 ряд числительные 238 книг ставит в форму Р., Д., Т. и Пр.

2 ряд - 456 книг

3 группа 524 книги

(Работа в парах)

Проверка

Есть ещё одна особенность употребления количественных числительных, на которую следует обратить внимание.

Слайд: Важно! При составных числительных, оканчивающихся на один сказуемое употребляется в ед. числе: Школу окончил 41 ученик

А в чём особенность употребления порядковых числительных? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте текст и сделайте вывод о склонении порядковых числительных.

Саратов является областным центром. Трижды он переносился с одного берега Волги на другой. Город возник в 1590 году как крепость на правом берегу, но в 1613 году сгорел, и был вновь построен на левом берегу Волги в 1617 году. По указу царя Алексея Михайловича в 1674 году был перенесён на правый берег, на его современное место.

- Итак, в чём особенность склонения порядковых числительных? (склоняется только последнее слово)

В каком году наш город будет отмечать 450 лет? (Запишите ответ словами) (в две тысячи сороковом году) Можно на доске

Как же вы записали ответ на это вопрос? Прочитайте.

(Упр. 219 про Ростов)

Есть ещё группа числительных, в которых очень часто допускаются ошибки. Эти числительные называются собирательные. В чём же особенность их употребления?

Смотрим видеоролик (либо из к/ф «Доживём до понедельника», либо их. Запишите к себе в табличку, с какими существительными употребляются собирательные числительные? (2 мин). Продолжите заполнять табличку, используя материал учебника на стр. 206 пункт 3.

Обратите внимание на склонение числительных оба и обе (2) (прочитайте скл. этих числительных на стр. 203 табл. № 5 )

Задание на слайде: Спишите, исправляя ошибки

  1. В Саратове работает семеро кинотеатров.
  2. В обеих крупных районах Саратова (Ленинском и Заводском) живут около 250 тысяч человек.
  3. Трое ученических бригад приняли участие в субботнике на территории сквера Дружбы народов.

Рефлексия.

Итак, мы повторили с вами правила употребления числительных в речи.

И теперь небольшой тест на листочках.

Вывод:

Что на уроке вам показалась интересным?

Какая информация для вас оказалась новой или забытой?

В чём вы всё-таки не уверены и что вам, на ваш взгляд,  нужно ещё раз повторить?

Есть ли у вас ещё вопросы?

Дом. Задание: Повторить параграф 42, 43. Изучить склонение дробных числительных и выполнить упр. на выбор: Упр. 223 или 226

В заключение мне хочется прочитать вам следующие стихотворные строчки:

Послушайте стихотворение. (Читает учитель)

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

На этой позитивной ноте заканчиваем наш урок. Всем спасибо. Желаю хорошего настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....