Открытое коррекционное занятие по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Сусина Ольга Павловна

Ребенок  с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него  слабо развиты высшие психические функции:  мышление, память, внимание, восприятие, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы.  Применение различных коррекционных упражнений вызывает у такого ребенка интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому стараюсь  как можно чаще  использовать разные коррекционные задания направленные   на коррекцию мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) А также  на развитие внимания, речи, ориентирование в пространстве, памяти, воображения, восприятия,

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nashego_zanyatiya.docx154.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое коррекционное занятие

Тема: Имя существительное. Обобщение. 

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний

Коррекционно - развивающие:

          - корригировать связную речь, способствовать обогащению и                     уточнению словаря; Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений

            - развивать словесную систему мышления.

            - корригировать  память, наблюдательность, внимание

       -  развивать воображение, логическое мышление, корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию) с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же активность и  самостоятельность в процессе учебной  деятельности,  навык аккуратного письма.

Настрой: - Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей улыбкой и начнем заниматься.                          - - Тему нашего занятия вы определите сами, прослушав стихотворение:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет число и род

У него к тому же 3 склоненья есть

Падежей различных сразу целых шесть.

- Какая тема спряталась в стихотворении?

На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять  разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно, старайтесь делать все правильно.

  1. А начнем наше занятие с небольшой шуточной сценки: «В грамматике он силён», участники  ее 2 героя – Люся и Митрофан

Люся. А скажи-ка мне, Митрофан, дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

                      Люся. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

                     Люся. Почему же?

  Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана:   так та покамест существительна.

                    Люся. А какого рода слово «яйцо», Митрофан?

Митрофан. Никакого.

                    Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

-   Давайте поможем Митрофану разобраться в этих вопросах.

2. - Но для начала изучим новое словарное слово «хозяйство», для этого составим кластер. – Что вы понимаете под словом «хозяйство»?

(развитие речи, образное мышление через создание художественное изображение букв)

                                   машина

дом        -----------             хозяйство      ------------        мебель

домашние животные                                              посуда        

                                               вещи

- Поставьте ударение

- Трудные буквы «о» в слове, чтобы их запомнить, давайте нарисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создадим художественный образ.

- Как можно изобразить сразу две трудные буквы «о», чтобы их запомнить на всю жизнь (тарелки, колеса, часы солнышки, в виде копен сена, в виде хрюшек). Я изображу в виде хрюшек.

- Составьте предложение со словом «хозяйство».

- К какой части речи относится это слово?  

- Какие части речи вы еще знаете?

- Что называется  именем существительным?

 3. Карточки (  Индивидуальное задание для Зенкова К.)

- На карточке даны слова – имена существительные. Но в каждом ряду есть слово, которое относится к другой части речи, его нужно зачеркнуть, оставить только имена существительные. (Все карточки разные)

очки

голова

идти

рука

варить

чашка

кастрюля

тарелка

врач

веселый

учитель

человек

лук

помидор

капуста

вкусный

Для Зенкова К.

- Зачеркнуть слова, в которых нет буквы «М» 

мама

помощь

идти

сумка

варить

огромный

море

прием

солома

веселый

маска

замок

мороз

помидор

мир

вкусный

- (синий уголок – левый верхний)

Дети получают карточки – проверялочки и путем наложения  карточки на листок со словами проверяют, правильно ли зачеркнуто лишнее слово, т. к. невырезанный квадрат должен его закрыть.

4. - Теперь мы можем сказать Митрофану, к какой части речи                       относится дверь?

- А яйцо какого рода?

- На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить. 

                                                                                       

                           Озеро

Мужского рода

                           Голубь

Женского рода

                           Урожай

Среднего рода

                            Герой

                       Ягода

 5.  «Зашифрованные слова»  - 2 группа Цель: развитие словесного анализа

. - У слов приключилась беда! Посмотрите как они склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите карандаш и проведите вертикальные линии между словами. Подчеркните  существительные 1) – 1 склонения, 2) -2 склонения, 3) -3 склонения

1)котиграножницыкуклаземлязаборкроватьгрядкакорова

2)юбкакатерсверчокромашкасловарькурицапотолокобруч

3)виноградночькроватькотлеталошадьмебельстадионпечь

 Индивидуальное задание для Зенкова Кирилла  

Расшифруй слова, замени цифры буквами алфавита.

        2   10   13   6   20                        26   16   22   7   18

6.  Работа с деформированным предложением

      - Ребята, некоторые слова все – таки потерялись, давайте их найдем (слова наклеены в разных местах класса). Составьте предложение.

- Найти существительные, определить падеж.

 Мир освещается солнцем, а человек знанием.

7.  –Вычеркните буквы ф  и  х и прочитайте пословицу. Объясните

 Лфухчшфе  хгофрьфкхафя  прфафвхда,  хчфем хсфлахдфкхафя  флхожфхь.

- Правда не всегда бывает приятная. Ложь, хоть и сладкая, приятная, но ложь остается ложью)

8.  Дерево успеха

- Оцените себя, сорвав яблоко с дерева.

9. Упражнение на память. Приём на использование геометрических знаний.
- Запомните фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности.

- Вспомните буквы каждой фигуры и составьте слово (молодцы)

Слова наоборот. «Зашифрованное слово». 


пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.

Прочитайте предложения. Найдите  в каждом  предложении лишнее слово, противоречащее его смыслу.

  1. Маленький Саша  весело заплакал.
  2. По дороге полз колючий гладенький ежик.
  3. Зайчик перепрыгивал  через пеньки, кустики черники, сосны.

Падеж .  Прочитай задом наперед и запиши предложения:

горосоН теадоб  могор

еН етитуш с  могоросон!

Приближается весна, все мы хотим, чтобы быстрее стало пригревать ласковое весеннее солнышко. Давайте сделаем так, чтоб на нашем уроке солнышко уже  начало светить и приносить нам радость. Для этого выполните следующее задание: выберите среди предложенных грамматических признаков те, которые мы можем определить у глагола. И в виде лучиков прикрепите к солнышку - глаголу. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу солнышко с лучиками глагол картинкиПохожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого учебного занятия по русскому языку

ТЕМА ЗАНЯТИЯ   «Сложноподчиненные  предложения».Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитывать нравственные нормы....

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы

Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...

Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

программа коррекционных занятий по русскому языку

Программа может быть использована при проведении коррекционных занятий по русскому языку (вариант 7.2)...

Коррекционное занятие по русскому языку в 9 классе.

Коррекционное занятие по русскому языку: « Правописание Ь знака в различных частях речи». Учитель  русского языка и литературы — Шиманская Елена Михайловна. Примерный ...