Открытый урок по русскому языку в 3 классе. "Омонимы" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку на тему
"Омонимы" Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Русский язык 3-а класс
Тема: Омонимы.
УМК «Школа России» автор: Канакина В. П.
Тема | Омонимы. |
Цель урока | Знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Оборудование: карточки с текстом для учащихся. |
Задачи урока | Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов. |
Планируемый результат | Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте |
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы: | Учебник Русский язык, часть 1 В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Толковый словарь Ожогова, карточки с упражнением. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Деятельность учителя | Задание для учащихся | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | |||
Организовать эмоциональный настрой на урок. | – Добрый день ребята, начинаем урок русского языка. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, и безымянных нет... Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! - Для чего нужны слова? | Настраиваются на урок. | ПУУД: |
Повторение пройденного материала (2 мин.) | |||
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний Обобщить знания о синонимах и антонимах. Открыть карточки на доске (Синонимы, антонимы и карточка со знаком вопроса) | – Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем. - Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно. - Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами. - Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы? (Синонимы, антонимы). -Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? - Кто хочет рассказать стихотворение о синонимах? - Приведите еще примеры синонимов? - Какие слова называются антонимами? - Кто хочет рассказать стихотворение об антонимах? - Приведите еще примеры антонимов? -Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы? | Повторяют знания о синонимах и антонимах - Близкие по значению. - Противоположные по своему значению. - Чтобы речь была красивой, выразительной. | ПУУД: ЛУУД:- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; КУУД: |
Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин.) | |||
Изучение нового материала. Познакомить учащихся с омонимами Проводит словарную работу Вставить карточку вместо «?». | - Откройте тетради, запишите число и вид работы. - У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его. - Какое необычное слово заметили? (земля) - Какая особенность у слова земля? Какое лексическое значение оно имеет? - Похоже, что мы повстречали еще одну лексическую группу. Как думайте, у нее есть название? -Ответить на наш вопрос нам поможет словарная работа. Словарная работа: Орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро. Выпиши: Из первого слова - первую букву, Из второго слова - первую букву, Из третьего слова - первую букву, Из четвертого слова - первую букву, Из пятого слова - ударную букву, Из шестого слова - первую букву. Из седьмого слова - вторую букву. Какое название имеет новая группа слов? ОМОНОМЫ | Работа со стихотворением. Повторяют правописание словарных слов. Ученик работает у доски. Словарная работа. | РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение ПУУД: нацеливает детей на самостоятельное формулирование определения омонимов. Объяснение нового материала. Предметные: |
Первичная проверка понимания нового материала (10 мин.) | |||
Сообщение по теме урока Проводит работу с учебником Карточка на доску. Проводит работу со словарем ОМОНИМОВ | - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". А мы называем их ОМОНИМЫ. - Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на ОМОНИМЫ с разных сторон. И узнаем много интересного о них. - Прочитайте стихотворение Гольдберга из упражнения 75. Рассмотрите рисунки. - Знаете ли вы значение слова коса? - Откуда можно узнать эти сведенья? Что означает слово коса в первом предложении? - Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга ( коса-коса-коса) - Какой можно сделать вывод об ОМОНИМАХ. Одинаково звучат и пишутся - Давайте познакомимся с правилом на стр. 45, которое расскажет нам, что такое ОМОНИМЫ. - Из прошлых уроков мы с вами знаем, что в нашем учебнике русского языка есть масса помощников-словарей. Одним мы уже воспользовались. Как вы думайте, а у ОМОНИМОВ есть свой словарь? - Где мы его можем найти? - Обратите внимание, в словаре дается толкование лексического значения слов. Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это ОМОНИМЫ. Например - БОКС. - Прочитайте лексическое значение этих слов. - Давайте выполним групповую работу со словарем ОМОНИМОВ. - Давайте разделимся по рядам и выполним письменную работу. - 1 ряд запишет себе в тетрадь ОМОНИМ КОК и его значение. - 2 ряд. ПЕТРУШКА - 3 ряд. ЛАЙКА. | Из толкового словаря Ученик читает правило Работа со словарем ОМОНИМОВ Групповая работа. | КУУД: Поддержание высокой работоспособности на уроке |
Физкультминутка (2 мин.) | |||
Закрепление изученного материала (14 мин.) | |||
Проверка выполненной работы. Опрос. Работа с учебником | - Посмотрите на доску. Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ. - Какие оценки вы бы хотели получить за свои работы? - Вот вам и подсказка, какое количество омонимов здесь спряталось. (Лист, девочка, мир, гитара, пол, парта, очки, береза, лук, пицца). - Переверните учебник на стр. 46. Что важного вы там видите? - Проведите словарную работу со словом ПОНЕДЕЛЬНИК. Написание, каких букв нам нужно запомнить? - Не забудьте дома, записать новое словарное слово в словарик. - Давайте выполним упражнение 77 на стр. учебника 46. - Какие ОМОНИМЫ встретили в предложении? - Что еще необычного увидели в упражнении? - Что означает цифра в конце предложения? - Что делать, если забыл значение цифры 4? Где можно найти помощь? - Выпишите себе в тетрадь, только предложения с цифрой 4. Каждое предложение с новой строки. -Найдите и подчеркните основу предложения. Раздать сильным ученикам карточки с дополнительным заданием. Проверка выполненной работы. - Посмотрите на доску. Давайте прочитаем пословицу. Как вы ее понимаете? - Подчеркни зеленым маркером все мины, которые ты видишь? - Прочитайте предложение еще раз. (закрыть доску) - Подготовьтесь к письму по памяти. | Нахождение ОМОНИМОВ. Запись в тетрадь. Словарная работа со словом понедельник. Работа с учебником. Устная работа Индивидуальная работа. Один ученик работает у доски Письмо по памяти | ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя ЛУУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; ПУУД: обобщение - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; КУУД: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ПУУД: находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом. |
Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин.) | |||
- Ребята, давайте подведем итог нашего урока. А какой лексической группе сегодня узнали? - Давайте оценим себя по «Лесенке достижений». - Встаньте те, кто не понял тему урока. - Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем. - Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании. | ЛУУД: формировать основы самоопределения, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
| ||
Домашнее задание | |||
Задаю домашнее задание по выбору. | 1 – с. 46 упр.78 2 – с.45 упр. 76 | Дети выбирают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...