Открытый урок по русскому языку в 3 классе. "Омонимы" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку на тему

"Омонимы" Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык 3-а класс

Тема: Омонимы.

УМК «Школа России» автор: Канакина В. П.

Тема

Омонимы.

Цель урока

Знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Оборудование: карточки с текстом для учащихся.

Задачи урока

Познавательные:  формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания. 

Коммуникативныеуметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.  
Предметные: различать омонимы.

Планируемый результат

Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

Основные понятия

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

Учебник Русский язык, часть 1 В.П. Канакина,

В. Г. Горецкий. Толковый словарь Ожогова, карточки с упражнением.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Деятельность учителя

Задание для учащихся

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Организовать эмоциональный настрой на урок.

– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, и безымянных нет...

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

- Для чего нужны слова?

Настраиваются на урок.

ПУУД: 
формулирование познавательной цели

Повторение пройденного материала (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний

Обобщить знания  о синонимах и антонимах.

Открыть карточки на доске (Синонимы, антонимы и карточка со знаком вопроса)

– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

-  Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

- Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

- Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы?  (Синонимы, антонимы).

-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

- Кто хочет рассказать стихотворение о синонимах?

- Приведите еще примеры синонимов?

-  Какие слова называются антонимами?

- Кто хочет рассказать стихотворение об антонимах?

- Приведите еще примеры антонимов?

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?

Повторяют знания о синонимах и антонимах

- Близкие по значению.

- Противоположные по своему значению.

- Чтобы речь была красивой, выразительной.

ПУУД: 
выделять существенные признаки

ЛУУД:- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

КУУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин.)

Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с  омонимами

Проводит словарную работу

Вставить карточку вместо «?».

- Откройте тетради, запишите число и вид работы.

- У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его.

- Какое необычное слово заметили? (земля)

- Какая особенность у слова земля? Какое лексическое значение оно имеет?

- Похоже, что мы повстречали еще одну лексическую группу. Как думайте, у нее есть название?

-Ответить на наш вопрос нам поможет словарная работа.

Словарная работа: Орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро.

Выпиши:

Из первого слова - первую букву,

Из второго слова - первую букву,

Из третьего слова - первую букву,

Из четвертого слова - первую букву,

Из пятого слова - ударную  букву,

Из шестого слова - первую букву.

Из седьмого слова - вторую букву.

Какое название имеет новая группа слов?

ОМОНОМЫ

Работа со стихотворением.

Повторяют правописание словарных слов.

Ученик работает у доски. Словарная работа.

РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение

ПУУД: нацеливает детей на самостоятельное формулирование определения омонимов. Объяснение нового материала.

Предметные:
Повторяют правописание словарных слов

Первичная проверка понимания нового материала (10 мин.)

Сообщение по теме урока

Проводит работу с учебником

Карточка на доску.

Проводит работу со словарем ОМОНИМОВ

- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". А мы называем их ОМОНИМЫ.

- Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня  мы посмотрим на ОМОНИМЫ с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

- Прочитайте стихотворение Гольдберга из упражнения 75. Рассмотрите рисунки.

- Знаете ли вы значение слова коса?

- Откуда можно узнать эти сведенья?

Что означает слово коса в первом предложении?

- Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга

 ( коса-коса-коса)

- Какой можно сделать вывод об ОМОНИМАХ. Одинаково звучат и пишутся

- Давайте познакомимся с правилом на стр. 45, которое расскажет нам, что такое ОМОНИМЫ.

- Из прошлых уроков мы с вами знаем, что в нашем учебнике русского языка есть масса помощников-словарей. Одним мы уже воспользовались. Как вы думайте, а у ОМОНИМОВ есть свой словарь?

- Где мы его можем найти?

- Обратите внимание, в словаре дается толкование лексического значения слов. Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это ОМОНИМЫ. Например - БОКС.

- Прочитайте лексическое значение этих слов.

- Давайте выполним групповую работу со словарем ОМОНИМОВ.

- Давайте разделимся по рядам и выполним письменную работу.

- 1 ряд запишет себе в тетрадь ОМОНИМ КОК и его значение.

- 2 ряд. ПЕТРУШКА

- 3 ряд. ЛАЙКА.

Из толкового словаря

Ученик читает правило

Работа со словарем ОМОНИМОВ

Групповая работа.

КУУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. 
ПУУД:
уметь анализировать и синтезировать новые знания  
КУУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
ПУУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; формулировка вывода.

Поддержание высокой работоспособности на уроке

Физкультминутка (2 мин.)

Закрепление изученного материала (14 мин.)

Проверка выполненной работы. Опрос.

Работа с учебником

- Посмотрите на доску.  Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ.

- Какие оценки вы бы хотели получить за свои работы? - Вот вам и подсказка, какое количество омонимов здесь спряталось.

(Лист, девочка, мир, гитара, пол, парта, очки, береза, лук, пицца).

- Переверните учебник на стр. 46. Что важного вы там видите?

- Проведите словарную работу со словом ПОНЕДЕЛЬНИК. Написание, каких букв нам нужно запомнить?

- Не забудьте дома, записать новое словарное слово в словарик.

- Давайте выполним упражнение 77 на стр. учебника 46.

- Какие ОМОНИМЫ встретили в предложении?

- Что еще необычного увидели в упражнении?

- Что означает цифра в конце предложения?

- Что делать, если забыл значение цифры 4? Где можно найти помощь?

- Выпишите себе в тетрадь, только предложения с цифрой 4. Каждое предложение с новой строки.

-Найдите и подчеркните основу предложения.

Раздать сильным ученикам карточки с дополнительным заданием.

Проверка выполненной работы.

- Посмотрите на доску. Давайте прочитаем пословицу. Как вы ее понимаете?

- Подчеркни зеленым маркером все мины, которые ты видишь?

- Прочитайте предложение еще раз.

(закрыть доску)

- Подготовьтесь к письму по памяти.

Нахождение ОМОНИМОВ. Запись в тетрадь.

Словарная работа со словом понедельник.

Работа с учебником.

Устная работа

Индивидуальная работа.

Один ученик работает у доски

Письмо по памяти

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

ЛУУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

ПУУД: обобщение - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;


КУУД: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

ПУУД: находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.

Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин.)

- Ребята, давайте подведем итог нашего урока. А какой лексической группе сегодня узнали?

- Давайте оценим себя по «Лесенке достижений».

- Встаньте те, кто не понял тему урока.

- Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем.

- Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании.

ЛУУД: формировать основы самоопределения,   осознавать сущность выполненной работы на уроке.


РУУД: выполнять самооценку деятельности

Домашнее задание

Задаю домашнее задание по выбору.

1 – с. 46 упр.78

2 – с.45 упр. 76

Дети выбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...