Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Шаг за шагом к экзамену"
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_dlya_9_klassa.docx38.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования  

    «Центр «Поиск»

    Рассмотрена и принята на                                                          

    заседании методического совета

    от «__» ____________20___г.

    Протокол  №_________

    УТВЕРЖДЕНА

    Директором  МБУ ДО

      «Центр Поиск»

    _____________А.В. Попова

    «____» _____________20____г.

     

    Общеразвивающая программа дополнительного

    образования

     «Шаг за шагом к экзамену»

     Социально - педагогической направленности

    Срок реализации –     1 год

    Возраст обучающихся - 13-14 лет

     Составитель  программы: педагог

    дополнительного образования

     Кириченко Татьяна Алексеевна

     

     

     2017 – 2018 учебный год

    с. Саранпауль.

    Паспорт программы

    Полное наименование программы

    Общеразвивающие программы дополнительного образования «Шаг за шагом к экзамену»

    Руководитель

    Попова Альбина Васильевна

    Организация исполнитель

     МБУ ДО «Центр Поиск»

    Адрес организации исполнителя. Телефон, факс.

    628148, ХМАО-Югра, Березовский район, п. Саранпауль, ул. Школьная 8

    тел. 45-3-86

    Ф.И.О.

    Должность автора

     Кириченко Татьяна Алексеевна

    педагог дополнительного образования

    География (территория) на которой реализуется программа

    Ханты-Мансийский автономный округ  Тюменская область

    Березовский район

    Количество учащихся

    Возраст

    Социальный статус

     30

     13-14 лет

    учащиеся, подростки

    Цель программы

     -   формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА

    -  освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

     - овладение основными нормами русского литературного языка;

    - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

     - формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

    - умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    10.

    Срок реализации программы

      1 год

    11.

    Вид программы

    Модифицированная

    13.

    Краткое содержание программы

    Структура программы;

    - пояснительная записка

    - цели, задачи

    - учебно-тематический план

    - содержимое программы

    - литература.

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов (для 2-х групп)

    Программа включает в себя 3 модуля:

    • Модуль I.   Построение сжатого изложения
    • Модуль II. Практический. Тесты.
    • Модуль III. Сочинение – рассуждение.

    Модуль I.   Построение сжатого изложения. Рассчитан выявление содержательных и языковых способах сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

    Модуль II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков работы с тестами по русскому языку.

    Модуль III. Сочинение- рассуждение. Рассчитана на формирование умений анализировать предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и создавать сочинение- рассуждение.

    Трехчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

    • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
    • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
    • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

    • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
    • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
    • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактирование собственного текста;        
    • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
    • соблюдение в практике письма основных норм языка;
    • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

      Курс рассчитан на 36 часов(для 2-х групп). Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Модуль 1.

    Тема 1.  Построение сжатого изложения

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

    Контроль знаний: построение сжатого изложения.

    Модуль 2.

    Тема 2. Средства выразительности речи

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Тема 3. Стилистика русского языка

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

      Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

    Тема 4.  Нормы русской орфографии

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

     Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

    Тема 5. Морфемика и словообразование.

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

                Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

    Тема 6. Морфология.

    Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Обучающиеся должны знать:

    • систему частей речи в русском языке.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.

    Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    Модуль 3.

    Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

    Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

    Тематическое планирование курса

    Тема занятия

    Виды работ

    Дата

               Модуль 1.

    1

    Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    Лекция учителя

    14.09

    16.09

    2

    Построение сжатого изложения.

    Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

    21.09

    23.09

    3

    Построение сжатого изложения.

     

    4

    Сжатое изложение. Редактирование изложения.

    Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

    28.09

    30.09

    5

    Редактирование изложения.

    5.10

    7.10

    Модуль 2.

    6

    Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

    12.10

    14.10

    7

    Средства выразительности речи.

    19.10

    21.10

    8

     Пр/работа. Средства выразительности речи.

    26.10

    28.10

    9

    Стилистика русского языка.

    2.11

    4.11

    10

    Стилистика русского языка.

    9.11

    11.11

    11

    Нормы русской орфографии.

    Орфограммы в корне.

    Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

    16.11

    18.11

    12

    Нормы русской орфографии.

    Орфограммы в корне.

    23.11

    25.11

    13

    Орфограммы в приставках и суффиксах.

    30.11

    2.12

    14

    Н – нн в различный частях речи.

    7.12

    9.12

    15

    Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

    Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

    14.12

    16.12

    16

    Морфология, морфологические признаки частей речи.

    Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

    21.12

    23.12

    17

    Синтаксические и пунктуационные нормы.

    Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

    Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

    11.01

    13.01

    18

    Виды односоставных предложений.

    18.01

    20.01

    19

    Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

    25.01

    27.01

    20

    Характеристика предложений, синтаксический разбор.

    1.02

    3.02

    21

    Вводные слова и обращения.

    8.02

    10.02

    22

    Обособленные определение и приложения.

    15.02

    17.02

    23

    Обособленные обстоятельства.

    22.02

    24.02

    24

    Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

    1.03

    3.03

    25

    Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

    15.03

    17.03

    26

    Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

    22.03

    24.03

            Модуль 3.

    27

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

    Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

    29.03

    31.03

    28

    Классификация грамматических и речевых ошибок.

    5.04

    7.04

    29

    Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

    12.04

    14.04

    30

    Редактирование сочинения С2.1.

    19.04

    21.04

    31

    Редактирование сочинения С2.2.

    32

    Редактирование сочинения С2.3.

    26.04

    28.04

    33

    Редактирование сочинения С2.3

    34

    Построение сочинения-рассуждения.

    3.05

    5.05

    35

    Построение сочинения-рассуждения.

    36

    Итоговое тестирование.

    10.05

    12.05

    Литература:

    1. Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. – М., 2007.

    2. Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. – М., 2007.

     3. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

    4. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. – М., 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

    Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

    Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

    Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

    Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

    Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе

    Рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...

    Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

    Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

    Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

    Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

    Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

    Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...