Глагол
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-праздник по теме "Глагол" проводится в форме игры для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-prazdnik_po_teme_glagol.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ПРАЗДНИК ПО ТЕМЕ : «ГЛАГОЛ».

6 КЛАСС

 

Цели:   повторить в форме занимательной игры материал по теме: «Глагол»;  

              закрепить орфографические и пунктуационные навыки по данной теме;

              способствовать развитию любознательности и уважения к родному языку;

              создать на уроке атмосферу праздника.

Оборудование: портрет Глагола, эпиграф к уроку, карточки с заданиями.

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

                                                                 Что без меня предметы?

                                                                  Лишь названия.

                                                                  А я приду -

                                                                  Все в действие придет.

                                                                  Летит ракета.

                                                                  Люди строят здания.

                                                                  Цветут сады,

                                                                  И хлеб в полях растет.

                                                                                              Занимательная грамматика

                                                ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

1.Фразеологизмы – друзья Глагола.

2. Глаголы – омонимы.

3. Блиц – опрос.

4. Задачки для любознательных.

5. Необычные строители.

6. Чудесные превращения.

7. Четвертое лишнее.

8. Перепутаница.

9. Глаголы играют в прятки.

10. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – ДРУЗЬЯ ГЛАГОЛА.

             Данные вам фразеологизмы замените возвратными глаголами в неопределенной форме. Не ошибитесь при написании одной из орфограмм глагола!

                     Совать нос------------- (вмешиваться)

                     Надуть губы------------(обидеться)

                     Попасть впросак------(оказаться в смешном положении)

                     Бежать со всех ног----(мчаться)

                     Распускать руки--------(драться)

                     Повесить голову--------(огрчиться)

                     Сложить оружие--------(сдаться)

                     Не сварить каши--------(не сговориться)

  1. ГЛАГОЛЫ – ОМОНИМЫ.

           а) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы.

                          Больной походил (с. в.) и лег (с.в.).

                          Характером он походил (н.в.) на отца.

                          Он зашел (с.в.) в библиотеку почитать (с.в.) новинки.

                          Дети должны почитать (н.в.) своих родителей.

                          Рабочий сносит (с.в.) дрова к вечеру.

                          Течение сносит (н.в.) лодку

                б) К какому виду отнесете вы глаголы: велеть, женить, кзнить, ранить,

                    телеграфировать?

                               (Эти глаголы совмещают в одной форме два вида.

                                 Что делать?    Казнить. Что сделать? Казнить.)

  1. БЛИЦ – ОПРОС.

1) Имеет ли инфинитив окончание?         (нет)

2) На что оканчивается глагол в неопределенной форме?    (на суффикс)

3) Какая часть речи изменяется по лицам?       (глагол)

4) В каком наклонении глагол изменяется по временам?  

                                                                                ( в изъявительном)

5) Что называется изменением глагола по лицам и числам?   (спряжение)

6) Сколько спряжений у глагола?       (два: первое и второе)

7) У каких глаголов окончание находится в середине?    (у возвратных)

8) Какое наклонение преследует одна очень вредная и капризная частица?

                                                                  (условное)

  1. ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.  

      а) Поставьте глаголы в 3 лице, мн.ч.

              троить_________(строят)                     бороться__________(борются)

              сеять   _________ (сеют)                       гонять    __________ (гоняют)

              присмотреться____(присмотрятся)     тащить____________(тащат)

              таять    _________ (тают)                      таить   ____________ (таят)

              припаять________(припаяют)

      б) Образуйте от глаголов форму 1 лица, ед.ч.

               мурлыкать__________(мурлычу и мурлыкаю)

               хныкать   ___________(хнычу и хныкаю)

               дудеть    ___________-------------

               скользить___________(скольжу)

               победить____________--------------

               чудить    ____________-------------

               чадить   ____________ ----------------

               убедить_____________-------------

      в) Поставьте глаголы  в 3 лице, ед.ч., наст. вр.

Полоскать_______(полощет)                      плескать_________(плещет)

Капать__________(каплет)                         кудахтать________  (кудахчет)

      г) Какие синонимы (глаголы в повелительном наклонении с Ь на конце) подойдут к этим глаголам?

Израсходуйте---(истратьте)                       не возражайте----(не перечьте)

Скройтесь      ---(спрячьтесь)                     не шалите       ----(не дурачьтесь)

Не грустите   ---(не печальтесь)                 не упорствуйте----(не упрямьтесь)

Не хитрите    --- (не лицемерьте)               сторожите        ----(караульте)

  1. НЕОБЫЧНЫЕ СТРОИТЕЛИ.

С какими именами существительными совпадут по написанию и произношению глаголы, если им придать форму повелительного наклонения?

Выть_______(вой),      лаять_______(лай), нагонять_______(нагоняй), парить_______(пари), попугать_____(попугай), поцеловать______(поцелуй), таранить______(тарань).

  1. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Преврати имена существительные в глаголы.

Бури-----бури, дроби-----дроби, копи------копи, окуни------окуни, отруби------отруби, пряди----пряди, соли-----соли, топи-----топи.

Как можно имена сущ. ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?

                                                                              (жарь, ел)

Почему глаголы брезжить, морозить, смеркаться, вихриться не имеют повелительного наклонения?

                                                                               (это безличные глаголы)

 

  1. ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ.

замирать    мирить  мирный  примирить                     убежать              уплыть                      упрекнуть                   улететь                                                                               касательная коснуться скосить    касание

вырастить

растение        отрасль     подрасти

8.ПЕРЕПУТАНИЦА.

    Подберите к существительным подходящие глаголы.

Ножницами________(стригут),  молотком__________(забивают гвозди),  топором_______(тешут доски), пилой________(пилят), клещами_________(выдергивают гвозди), плугом__________(пашут), бритвой__________(бреют), удочкой_________(ловят), щеткой_________(чистят  зубы), градусником________(меряют температуру).

9.ГЛАГОЛЫ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ.

     Найдите 10 спрятанных глаголов. Они расположены в клеточках по вертикали и гори- зонтали.

     Ответ : ловить, переходить, есть, плыть, лететь, вертеть, дарить, стоять, сидеть, петь.

  К

 М      

 Л

 О

 В

 И

 Т

 Ь

 Л

 Р

 М

  И

 П

 Е

 Р

 Е

 Х

 О

 Д

 И

 Т

 Ь

  К

 О

 Т

 С

 Р

 А

 Г

 А

 П

 А

 Н

  О

 М

 Е

 И

 Т

 З

 П

 Р

 И

 С

 О

  Н

 П

 Т

 Д

 Е

 Й

 Р

 И

 С

 М

 С

  Й

 К

 Ь

 Е

 Т

 О

 Л

 Т

 Н

 Д

 Т

  И

 Е

 С

 Т

 Ь

 Т

 Н

 Ь

 П

 Т

 О

  П

 Е

 Т

 Ь

 Р

 И

 О

 Д

Ю

 О

 Я

  Н

 Й

 Н

 О

 Т

 Д

Ш

 М

 В

 Я

 Т

 Щ

 К

 А

 Н

 О

 А

 П

 Л

 Ы

 Т

 Ь

 

10.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...