Глагол
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-праздник по теме "Глагол" проводится в форме игры для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-prazdnik_po_teme_glagol.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ПРАЗДНИК ПО ТЕМЕ : «ГЛАГОЛ».
6 КЛАСС
Цели: повторить в форме занимательной игры материал по теме: «Глагол»;
закрепить орфографические и пунктуационные навыки по данной теме;
способствовать развитию любознательности и уважения к родному языку;
создать на уроке атмосферу праздника.
Оборудование: портрет Глагола, эпиграф к уроку, карточки с заданиями.
Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Занимательная грамматика
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.
1.Фразеологизмы – друзья Глагола.
2. Глаголы – омонимы.
3. Блиц – опрос.
4. Задачки для любознательных.
5. Необычные строители.
6. Чудесные превращения.
7. Четвертое лишнее.
8. Перепутаница.
9. Глаголы играют в прятки.
10. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – ДРУЗЬЯ ГЛАГОЛА.
Данные вам фразеологизмы замените возвратными глаголами в неопределенной форме. Не ошибитесь при написании одной из орфограмм глагола!
Совать нос------------- (вмешиваться)
Надуть губы------------(обидеться)
Попасть впросак------(оказаться в смешном положении)
Бежать со всех ног----(мчаться)
Распускать руки--------(драться)
Повесить голову--------(огрчиться)
Сложить оружие--------(сдаться)
Не сварить каши--------(не сговориться)
- ГЛАГОЛЫ – ОМОНИМЫ.
а) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы.
Больной походил (с. в.) и лег (с.в.).
Характером он походил (н.в.) на отца.
Он зашел (с.в.) в библиотеку почитать (с.в.) новинки.
Дети должны почитать (н.в.) своих родителей.
Рабочий сносит (с.в.) дрова к вечеру.
Течение сносит (н.в.) лодку
б) К какому виду отнесете вы глаголы: велеть, женить, кзнить, ранить,
телеграфировать?
(Эти глаголы совмещают в одной форме два вида.
Что делать? Казнить. Что сделать? Казнить.)
- БЛИЦ – ОПРОС.
1) Имеет ли инфинитив окончание? (нет)
2) На что оканчивается глагол в неопределенной форме? (на суффикс)
3) Какая часть речи изменяется по лицам? (глагол)
4) В каком наклонении глагол изменяется по временам?
( в изъявительном)
5) Что называется изменением глагола по лицам и числам? (спряжение)
6) Сколько спряжений у глагола? (два: первое и второе)
7) У каких глаголов окончание находится в середине? (у возвратных)
8) Какое наклонение преследует одна очень вредная и капризная частица?
(условное)
- ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
а) Поставьте глаголы в 3 лице, мн.ч.
троить_________(строят) бороться__________(борются)
сеять _________ (сеют) гонять __________ (гоняют)
присмотреться____(присмотрятся) тащить____________(тащат)
таять _________ (тают) таить ____________ (таят)
припаять________(припаяют)
б) Образуйте от глаголов форму 1 лица, ед.ч.
мурлыкать__________(мурлычу и мурлыкаю)
хныкать ___________(хнычу и хныкаю)
дудеть ___________-------------
скользить___________(скольжу)
победить____________--------------
чудить ____________-------------
чадить ____________ ----------------
убедить_____________-------------
в) Поставьте глаголы в 3 лице, ед.ч., наст. вр.
Полоскать_______(полощет) плескать_________(плещет)
Капать__________(каплет) кудахтать________ (кудахчет)
г) Какие синонимы (глаголы в повелительном наклонении с Ь на конце) подойдут к этим глаголам?
Израсходуйте---(истратьте) не возражайте----(не перечьте)
Скройтесь ---(спрячьтесь) не шалите ----(не дурачьтесь)
Не грустите ---(не печальтесь) не упорствуйте----(не упрямьтесь)
Не хитрите --- (не лицемерьте) сторожите ----(караульте)
- НЕОБЫЧНЫЕ СТРОИТЕЛИ.
С какими именами существительными совпадут по написанию и произношению глаголы, если им придать форму повелительного наклонения?
Выть_______(вой), лаять_______(лай), нагонять_______(нагоняй), парить_______(пари), попугать_____(попугай), поцеловать______(поцелуй), таранить______(тарань).
- ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ.
Преврати имена существительные в глаголы.
Бури-----бури, дроби-----дроби, копи------копи, окуни------окуни, отруби------отруби, пряди----пряди, соли-----соли, топи-----топи.
Как можно имена сущ. ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?
(жарь, ел)
Почему глаголы брезжить, морозить, смеркаться, вихриться не имеют повелительного наклонения?
(это безличные глаголы)
- ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ.
замирать мирить мирный примирить убежать уплыть упрекнуть улететь касательная коснуться скосить касание
вырастить
растение отрасль подрасти
8.ПЕРЕПУТАНИЦА.
Подберите к существительным подходящие глаголы.
Ножницами________(стригут), молотком__________(забивают гвозди), топором_______(тешут доски), пилой________(пилят), клещами_________(выдергивают гвозди), плугом__________(пашут), бритвой__________(бреют), удочкой_________(ловят), щеткой_________(чистят зубы), градусником________(меряют температуру).
9.ГЛАГОЛЫ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ.
Найдите 10 спрятанных глаголов. Они расположены в клеточках по вертикали и гори- зонтали.
Ответ : ловить, переходить, есть, плыть, лететь, вертеть, дарить, стоять, сидеть, петь.
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
И | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | О | А | П | Л | Ы | Т | Ь |
10.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Сравнение русских приставочных глаголов и английских фразовых глаголов. Исследование смыслов фразовых глаголов
Легкий способ запомнить фразовый глагол...