Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Зазоркина Наталья Павловна

Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_slozhnoe_predlozhenie.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза  Н.В. Грибанова

с. Брыковка Духовницкого района Саратовской  области»

Открытый урок русского языка

в 9 классе

«ВИДЫ СЛОЖНЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                             1 квалификационной категории

                                                              Зазоркина Наталья Павловна

2016 год

Тема урока.  ВИДЫ СЛОЖНЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ 

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесбережение, самодиагностика, развитие критического мышления, развитие исследовательских навыков,  личносто-ориентированнное обучение, ИКТ.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний  о сложном предложении.

Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме  «Сложное предложение»  и включение их в общую систему знаний

 Задачи: 

Образовательные:

обобщение теоретических сведений о видах сложных предложений;

различать сложные и простые предложения;

совершенствовать навыки работы с  текстом.

Развивающие:

развивать  речемыслительную деятельность учащихся;

формирование компетенций учащихся: рефлексивной  (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).

Воспитательные: 

воспитывать любовь к языку;

способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.

Оборудование урока: презентация, лист самоконтроля, карточки с заданием, разноуровневые задания, тест.

Ход урока

1 Организационный момент. -2 мин

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я уверена, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и плодотворным. Всем удачи и внимание на экран.

(На фоне музыки демонстрируются  женские портреты  великих художников: Египетская царица Нефертити, Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской», В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Э. Борисов-Мусатов «Портрет дамы», Я.М. Цико «Обворожительная девушка»)

- Поделитесь своими впечатлениями. Можно одним словом.(Дети делятся своими впечатлениями)

2. Лексико-орфографическая работа - 7 мин.

- Все эти женщины прекрасны. Вы, я думаю, заметили, что они из разных эпох, отражают идеал своего века. Но…их объединяет одно: кроме физического совершенства у них есть и духовное совершенство. А это уже не подвластно никакому времени.

- Я обратила внимание, что у нас есть ключевое слово «красота»

- Я предлагаю размяться с этим словом..

- Подберите синоним к слову красота. (Дети подбирают синонимы)

- Если у вас под рукой нет словаря синонимов, обращайтесь на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. В словарях портала вы найдете словарь синонимов, и здесь нам выдают все синонимы к слову красота.

- Прочитайте, пожалуйста.

Словарь синонимов

Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

- А теперь образуйте прилагательное от этого слова. (красивый)

- А сравнительная степень этого прилагательного какая?(красИвее) Обратите внимание на нормы произношения.

- И всё-таки, глядя на этих женщин, у меня возникает вопрос, а если человек красив внешне, ему не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить?

Ваше мнение.

- Я приготовила для вас слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ – это древнегреческий философ, живший – аж!- в 1 веке до н.э.. Когда к нему приходили новые ученики, он говорил им эту фразу. Может быть, здесь какая-то ошибка, прошло столько тысячелетий. И фраза должна звучать так: Заговори, чтоб я тебя услышал? Или всё-таки увидел? Что имел в виду Сократ? Ваше мнение? ( Ответы детей)

- Человека можно одеть в разные одежды, окружить его предметами, говорящими о его социальном статусе, но зрительный образ – это всего лишь оболочка, которая прикрывает внутреннюю красоту человека. Только слово, речь – это отражение истинной красоты человека. Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку.

- Вернемся к женщинам. Согласитесь, можно сказать: невозможно устоять перед их обаянием и красотой.

-Слово обаяние. Кто знает: от какого слова оно образовалось?

Баю-бай – это не случайный набор звуков. Оказывается, обаяние образовалось от слова баяти, что значит заговаривать. Из др.-русск. обаяти, из о + ба́ять, т. е. «заговаривать»Убаюкать, значит успокоить, заговорить, усыпить добрым и ласковым словом. Обаятельным называли человека, который мог красиво говорить. Но меняется жизнь, меняется лексическое значение слов.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

ОБАЯ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек.

| сущ. обаятельность, -и, ж.

3.Постановка учебной задачи – 1 мин.

Выход на тему  и цель урока.

- Раз уж мы сегодня говорим о красоте,   прочитайте  строчки из стихотворения Н. Заболоцкого:

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

- Перед вами строки из стихотворения Заболоцкого. Определите, из каких предложений состоит четверостишие — простых или сложных. Обоснуйте свой ответ.

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

Мы будем работать со сложными предложениями. Первоначальное представление о сложном предложении вы получили ещё в 5 классе. Но я думаю, что вы откроете для себя что-то новое. (О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…)

-Запишите тему урока. Виды сложных предложений.

4. Групповая работа + составление кластера (повторение теории) – 7 мин.

Работа в группах

- У вас на партах лежат рабочие листы и оценочные листы. Каждое задание вы оцениваете самостоятельно и в конце урока выставляете итоговую оценку. Подпишите листок.

Задание 1

Задание 1 группе:

Вспомните все о простом предложении.

Задание 2 группе:

Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс)  на стр.24

Задание 3 группе:

Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец)  Как вы понимаете эту мысль?

Проверка заданий, оценивание.

Составление кластера:

Предложение

        

                                                     простое        сложное

                                                                   союзное                      бессоюзное

        [ ] : [ ].    [ ] ; [ ].                                  

        [ ], [ ].      [ ] - [ ].                                  

                              сложносочиненное           сложноподчиненное

                                     [ ], но [ ].                         [ ], (что…).

-Дополним схемами предложений, чтобы было легче работать и выполнить следующее задание.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (соотношение предложений со схемами)– 4 мин.

Задание 2

Соотнесите предложения со схемами.

1

Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)

а)  [ ].      

2

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский)

  б)    [ ], (когда…).

3

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне)

   в)       [ ], [ ].      

4

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер)

    г)         [ ], но [ ].                        

5

Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих)

    д) [ …, (которую…),…].

-Чтобы вас воодушевить на эту работу – музыкальное сопровождение.

-Проверьте. Оцените себя.

Физкультминутка.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

И к работе вновь вернулись.

6 Работа с текстом - 20 мин.

Задание 3

Текст Сухомлинского В.А.

1)Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. 2)Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

3)Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. 4)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. 5)Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

6)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. 7)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. 8) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 9 )Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

- 1 группа работает с союзными сложными предложениями. Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.

- 2 группа работает с простыми предложениями. Из всего текста вы выбираете простые предложения, записываете их номера и работаете с ключевыми словами 2 абзаца..

- 3 группа находит бессоюзное сложное предложение и ключевые слова в 3 абзаце.

Проверка.

1 группа, сверяем ваши ответы с правильным ответом.(2-3-5-7)

2 группа – 1-4-6-8

3 группа - 9

Задание 4

- Прочитаем весь текст полностью. Сколько в нем микротем? Почему вы так решили?

- Ваша задача – определить микротемы и записать.

Микротемы.

1. Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.

2. Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим человеком.

3. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

-Проверьте. Оцените себя.

-В русском языке есть такое понятие – контекстуальные синонимы.  В нашем тексте к слову доброта синоним красота.

Задание 5. Тестовые задания к тексту. (Самостоятельная работа)

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                          а) рассуждение

                          б) описание и повествование

                          в) повествование

                          г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

Ключ к тесту. Оцените себя.

1

а

2

сердечная теплота, человеческая красота

3

Безразлично, про-ис-ходит

4

4

5

Зло - добро

7 Рефлексия деятельности -2 мин

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Прием рефлексии «Выбор»

1. Я считаю, что урок  для  меня  был интересным_________    скучным.

2.Я повторил  много___________мало.

3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно.

4. Я работал  на  уроке  активно ________редко.

5. Результатами   своей работы на уроке я доволен_______не доволен.

 

Домашнее задание.(дифференцированное): 1 мин

1) Составление синквейна по теме урока.

2) Выполнить упражнение № 57

Фамилия__________________________________________________

Лист самооценки.

Тема: «Виды сложных предложений».

     Лексико-орфографическая работа

1. Выполнение разноуровневых заданий по группам.

2. Соотнести предложение со схемой.

3. Работа с текстом.

4. Творческое задание.

5. Выполнение теста.

 

№ задания

Лексико-орфографическая работа

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4.  

№ 5.  

итоговая

оценка

Фамилия__________________________________________________1 группа

Тема урока______________________________________________________

1. Лексико-орфографическая работа

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.

Задание 1 группе:

Вспомните все о простом предложении.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Соотнести предложение со схемой.

-Соотнесите предложения со схемами.

1

Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)

а)  [ ].      

2

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский)

  б)    [ ], (когда…).

3

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне)

   в)       [ ], [ ].      

4

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер)

    г)         [ ], но [ ].                        

5

Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих)

    д) [ …, (которую…),…].

1

2

3

4

5

4. Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                              (Сухомлинский В.А. )

Задание  Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                          а) рассуждение

                          б) описание и повествование

                          в) повествование

                          г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Фамилия__________________________________________________2 группа

Тема урока______________________________________________________

1. Лексико-орфографическая работа

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.

Задание 2 группе:

Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Соотнести предложение со схемой.

-Соотнесите предложения со схемами.

1

Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)

а)  [ ].      

2

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский)

  б)    [ ], (когда…).

3

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне)

   в)       [ ], [ ].      

4

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер)

    г)         [ ], но [ ].                        

5

Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих)

    д) [ …, (которую…),…].

1

2

3

4

5

4. Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                              (Сухомлинский В.А. )

Задание  Из всего текста выбрать простые предложения, записать их номера и выписать  ключевые слова 2 абзаца..

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                          а) рассуждение

                          б) описание и повествование

                          в) повествование

                          г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Фамилия__________________________________________________3 группа

Тема урока______________________________________________________

1. Лексико-орфографическая работа

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.

Задание 3 группе:

Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец)  Как вы понимаете эту мысль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Соотнести предложение со схемой.

Соотнесите предложения со схемами.

1

Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)

а)  [ ].      

2

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский)

  б)    [ ], (когда…).

3

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне)

   в)       [ ], [ ].      

4

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер)

    г)         [ ], но [ ].                        

5

Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих)

    д) [ …, (которую…),…].

1

2

3

4

5

4. Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                              (Сухомлинский В.А. )

Задание:  найти бессоюзное сложное предложение, выписать номер и выписать ключевые слова в 3 абзаце.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                          а) рассуждение

                          б) описание и повествование

                          в) повествование

                          г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....