Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Минникова Надежда Владимировна

 Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minnikova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 3» г. Михайловска

Методическая разработка по теме:

«Технология проблемного обучения

на уроках русского языка и литературы»

Подготовила Минникова Н.В., учитель русского языка и литературы.

 Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. 

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения, когда  ученик становится активным участником образовательного процесса, получает знания самостоятельно в условиях проблемной ситуации.

Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Проблемная ситуация создаётся такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

1.Прочитайте вслух слова с указанными ударениями. Докажите, где изменение места ударения служит для различения смысла слов, а где – для различения грамматических форм.

Орган – оргАн,  сбЕгать – сбегАть.

2. - А вот и ключ!  – закричали ребята, наклонившись у края оврага.

 - Кто потерял ключ?  – спросила маленькая Лена.

Ребята рассмеялись.

Вопрос: Как вы думаете, что вызвало смех детей?

Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, и  у меня сложилась своеобразная копилка методических приемов создания проблемной ситуации на уроке.

Вот некоторые из них.

1.Так,  объяснение темы «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» можно начать с создания проблемной ситуации:

Произнесите записанные на доске слова: лентяй, сентябрь, ночлег, кости.

Какие ошибки можно допустить в написании этих слов? Почему?

2.При изучении орфографии предлагается задание: написание какого слова верно?

Бал – балл

Сделайте вывод.

3. При изучении бессоюзного сложного предложения предлагаю задание:

 Можно ли в предложении «Бабушка сердилась, внучка не слушалась» поставить двоеточие? Тире? Докажите своё мнение.

4. При изучении темы «Окончание – значимая часть слова»

- Подумайте, различаются ли следующие примеры по смыслу. Чем это вызвано?

Книга брату – книга брата.

5. Тема урока русского языка «Существительные общего рода»

Мы нередко слышим: «Какая ты молодчина, Оля!» или «Ваня, а ты молодчина!»

Вопрос: Правильно ли выражена мысль в том и другом случае?

6. Тема «Глагол как часть речи»

- Один ученик так составил план своих занятий в течение дня:

1) приготовление уроков;

2) плавание в бассейне;

3) чтение книги.

Как можно иначе выразить эти же мысли? Какой вариант, по-вашему, более целесообразен? Почему?

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году  в городе Сочи состоялась зимняя олимпиада»

На уроках литературы технология проблемного обучения, на мой взгляд, является наиболее продуктивной. Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.

Вот как можно организовать работу учащихся при изучении «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова.

Цель урока: развитие умения характеризовать героев, опираясь на их речь, поступки, отношение к людям.

Задачи:

развивать умение аналитической работы с художественным текстом;

развивать критическое мышление;

развивать умение выстраивать свои рассуждения, аргументировать их, делать выводы;

воспитание бережного отношения к семейным ценностям.

Ход урока.

Шаг первый.

Задание: пользуясь таблицей, дайте характеристику Кирибеевичу.

Действия Кирибеевича

Ваша оценка действий Кирибеевича

Почему так поступает

На пиру равнодушен к угощению

Не боится гнева царя, с достоинством отвечает

безнадёжно влюблён

Шаг второй. Создание проблемной ситуации.

Каково отношение автора к Кирибеевичу? Почему?

Работа с таблицей.

Что привлекает

Почему

Что отталкивает

Почему

Внешний вид

молод, красив

опричник

опричники беспощадны, жестоки

Поведение на пиру

чувство собственного достоинства

ложь

не сказал всей правды царю

Любовь к Алене Дмитриевне

настолько сильна, что готов умереть

бесчестное поведение

разрушил семью

Кулачный бой

лучший боец, укоры совести

кичится своим удальством, славой

вышел потешить царя

Выяснив отношение к герою, попробуем объяснить его поступки. Заполняем третью колонку первой таблицы (почему так поступает?)

В ходе обсуждения выясняем, что поступками героя движет страсть. Можно ли это назвать любовью?  Если любовь, то достойна она осуждения или нет?

Почему образ опричника так противоречив?

Работа с кластером «Система ценностей» (моральные: любовь к замужней женщине; религиозные: преступает Божьи заветы; общественные: отношения с царём)

Вывод. Кирибеевич не вписывается ни в одну систему ценностей, это особый образ человека, противостоящего общепринятым нормам поведения.

Домашнее задание: написать эссе «Моё отношение к Кирибеевичу».

Методическая разработка урока «Н.В.Гоголь  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе».

Цели урока:

  • расширить и углубить понятие  «образ « маленького человека» в русской литературе;
  • рассмотреть основные художественные особенности повести «Шинель», нравственные проблемы, поставленные в произведении;
  • совершенствовать навыки монологической речи;
  • воспитание милосердия, сострадания.

Ход урока.

Шаг первый.  Учитель зачитывает высказывания Белинского и Достоевского о повести «Шинель»:

 «Лучшее, что вы написали», - так оценил повесть В.Г.Белинский.

 «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя, - сказал Достоевский.

Шаг второй. Постановка проблемного вопроса.

- Почему  «мы» – русская литература – вышли из  «Шинели», небольшой повести Гоголя?

Шаг третий. Анализ повести.

Учитель предлагает обратиться к тексту повести и ответить на вопросы:

- О чём эта повесть?

- Что значит «маленький человек»?  

Предлагает вспомнить прочитанное.

-На страницах какого произведения мы встречали образ такого человека?

Работая над вопросом «Почему повесть о человеке названа «Шинель», учащиеся приходят к выводу, что  ценность человека определяется по формальным признакам – мундир, чин, дом. Вещь заменила человека.

В ходе обсуждения учащиеся делают  вывод о том, что повесть пронизана состраданием к  «маленькому человек», автор скорбит о погибели самого звания человека, когда людей делят на  «значительных» и «маленьких».

  Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока.  Например,   «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» или  «Чем опасны Молчалины?»  Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия. Уровень заданий  и самостоятельности школьников будет зависеть от их возраста и индивидуальных особенностей, от степени освоения методов проблемного обучения.

Источники.

1.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Технология ИСУД на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении

в статье рассматриваетя применение одной из современных педагогических технологий, по­зволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология уч...

Дистанционное обучение. Уроки русского языка и литературы в 5-9 классах. Практические занятия. Методические разработки. Рекомендации.

Дистанционное обучение- одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в рбразовании, позволяющее организовать обучение независимо от расстояний....