Главные вкладки

    Программа "Школьный редактор"
    рабочая программа по русскому языку (9 класс)

    Черепанова Елена Александровна

        Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности.  Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и  теорией литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_shkolnyy_redaktor_1.docx24.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Белоярского района

    «Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Белоярский»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании экспертного совета

    Протокол №1от  31 августа 2017

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор  _________ Е.А. Пакулев

    Приказ №  809 от 31 августа 2017

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора школы

    ___________________ /Т.Г. Ефименко/

    31  августа 2017 г.

    ПРИНЯТО на заседании            

      педагогического совета школы

    от 29 августа 2017

    Протокол № 8

    Программа факультатива

    по русскому языку

    «Школьный редактор»

    9    класс.

    Составитель:  Черепанова Е.А.                                                        

    учитель русского языка

    и литературы

     СОШ № 1 г. Белоярский

    2017 г.

    Пояснительная записка.

       Владение родным языком, умение правильно выражать свои мысли устно и письменно – это то, что сейчас во многом определяет  достижения личности во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.

    Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Постоянное повышение уровня речевой и письменной грамотности расширяет возможности социализации.

        Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности.  Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и  теорией литературы.

    Цель курса «Школьный редактор» - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать навыки редакторского анализа и редактирования текста.

    Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

    - углубить теоретические знания о тексте как единице речи;

    - совершенствовать умение выявлять особенности текстов разных стилей и жанров;

    -  сформировать  навыки анализа литературного текста;

    -  развить мотивацию к познанию и творчеству;

    -  подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

    Исходя из задач преподавания курса «Школьный редактор», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

    -  соблюдать нормы современного литературного языка;

    -   различать виды ошибок и устранять их;

    -   анализировать и редактировать  тесты  разных стилей и жанров;

    - использовать средства художественной изобразительности в тексте.

    Программа предполагает дальнейшее развитие  коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

    Содержание программы может быть реализовано через взаимодействие педагога и учащихся в следующих формах:

    1. Групповой практикум
    2. Выпуск стенгазеты
    3. Создание таблиц
    4. Исследование
    5. Лабораторная работа
    6. Игра
    7. Исследование
    8. Создание презентаций
    9. Экскурсия в редакцию газеты.

    Программа предназначена для элективного курса, повышающего уровень речевой и письменной грамотности учащихся 10-11 классов. Реализуется в объёме 35 часов.

    Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.

    Содержание программы.

    Введение. Задачи редактирования. Общие понятии о культуре устной и письменной речи. Языковая норма.

    Текст как единица речи. Пути анализа . Тема  и идея текста. Микротема.

    Абзац. Сложное синтаксическое целое.

    Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.

    Заголовок текста. Способы оформления вступительной  и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.

    Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Смешанный тип речи.  

    Литературная норма.

    Логичность речи. Логические ошибки и способы их устранения.

    Композиционные ошибки.

    Стилевая и контекстуальная уместность.

    Стили речи. 

    Лесико-фразеологические средства язика.  

    Словообразовательные и морфологические средства языка.   Выразительность речи.

    Синтаксические средства языка.

    Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Стиль и стилизация. Стиль автора.

    Стилистические тропы и фигуры.

    Художественно-изобразительные средства языка. Роль в тексте.

    Культура письменной речи.

    Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.  Лексические ошибки.

    Морфологические ошибки.

    Синтаксические ошибки.

    Словообразовательные ошибки.

    «Стилистический эксперимент». Каламбур.

    Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)


    Учебно-тематический план.

    № п/п

    Тема занятия

    часы

    Форма проведения

    Вид работы и образовательный продукт

    Литература

    1

    Введение. Понятие редактирования. Задачи редактирования. Черновик и рукопись.

    1

    Игра «Я – главный редактор»

    Составление должностной инструкции редактора.

    Текст как основная единица речи.

    4 часа

    2

    Тема  и идея текста. Пути анализа. Микротема.

    1

    Заседание редакционного совета

    Составление опорного конспекта по теме

    3

    Абзац. Сложное синтаксическое целое.

    1

    Групповой практикум

    Членение текста на абзацы. Восстановление текста.

    4

    Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.

    1

    Практикум.

    Составление таблицы с примерами средств  связи  в текстах. Подбор текстов с разными видами связи предложений.

    5

    Заголовок текста. Способы оформления вступительной  и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.

    1

    Творческая мастерская

    Редактирование текста.

    Составление таблицы «Виды зачинов и концовок»

    Типы речи. 

    8 часов.

    6

    Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

    1

    Лабораторная работа

    Составление опорного конспекта или  опорной таблицы.

    7- 8

    Смешанный тип речи: повествование с элементами рассуждения и описания; описание с элементами рассуждения.

    2

    Лекция  и  практикум

    Создание текста  смешанного типа речи.

    9-10

    Литературная норма. Императивная ( обязательная) норма и диспозитивная (вариативная)норма.

    2

    Практикум

    Составление таблицы с примерами. Оформление карточек.

    11

    Логичность речи. Условия логичности. Логические ошибки и способы их устранения.

    1

    Исследование текстов.

    Редактирование текста

    12

    Композиционные ошибки.

    1

    Игра «Редакционный совет»

    Мини-рецензии учащихся на данные учителем тексты

    13

     Разновидности уместности. Стилевая и контекстуальная уместность

    1

    Практикум

    Составление опорного конспекта по теме.

    Стили речи.

    6 часов.

    14

    Лесико-фразеологические средства языка.  

    1

    Научный совет

    Составление таблицы «Лексические средства языка»

    14-15

    Словообразовательные и морфологические средства языка.    Выразительность речи.

    2

    Лабораторная работа.

    Сочинение учащихся «Письмо редактору»

    16

    Синтаксические средства языка.

    1

    Практикум

    Создание презентации с заданиями «Синтаксические средства языка»

    17

    Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы).

    1

    Деловая игра «Заседание редколлегии»

    Распределение материала по стилям. («Сборник документов», Сборник заметок и очерков», «Сборник текстов худ. литературы» и т.д.)

    18

    Стиль и стилизация. Стиль автора.

    1

    Исследование

    Анализ отрывков текстов разных авторов.

    Стилистические тропы и фигуры.

    4 часа.

    19

    Художественно-изобразительные средства языка.

    1

    Лекция и практикум

    Составление таблицы с примерами

    20

    Роль художественно-изобразительных средств в тексте.

    1

    Исследование

    Составление статьи о роли художественно-изобразительных средств.

    21-22

    Использование средств художественой изобразительности в тексте.

    2

    Практикум

    Редактирование текстов .

    Культура письменной речи.

    13 часов

    23

    Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.  

    1

    Лекция

    Анализ текста, исправление ошибок, определение вида ошибки.

    24-25

    Лексические ошибки.

    2

    Практикум  (проверка сочинений учащихся)

    Мини-рецензии на сочинения  с указанием вида ошибки.

    26

    Морфологические ошибки.

    1

    Лабораторная работа

     Создание презентации с примерами

    27

    Синтаксические ошибки.

    1

    Практикум

    Редактирование текста

    28-29

    Грамматические  ошибки.

    2

    Практикум

    Создание тестов или карточек

    30

    «Стилистический эксперимент»

    1

    Практикум

    Анализ текстов и «стилистическая отделка « произведения.

    31

    Что такое каламбур?

    1

    Практикум

    Анализ текста и нахождение примеров каламбура.

    32-33

    Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)

    2

    Практикум

    Редактирование текстов разных стилей. Взаимопроверка.

    34

    Анализ поэтических текстов

    2

    Исследование

    Анализ стихотворения, написать отзыв о стихотворении. Создание «Книги отзывов»

    35

    Экскурсия в редакцию газеты (встреча с представителями редакций местных газет или журналов)

    1

    Круглый стол или экскурсия

    Оформление интервью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

    Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

    План урока "Использование графического редактора " Раint" для выполнения размещения кухонного оборудования"

    Использование графического редактора " Раint" для выполнения размещения кухонного оборудования....

    практические работы в текстовом редакторе

    Практические работы предназначены для первых уроков в текстовом редакторе...

    Графический редактор растрового типа. Особенности графического редактора Paint.

    Цели: 1. Способствовать восприятию учащимися нового учебного материала. 2. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «Графический редактор растров...

    Повторение и обобщение по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор».

    Повторение и обобщение  по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор»....

    Презентация к уроку информатики в 4 классе по теме "Программа – редактор Текстовый редактор" (УМК Плаксин М.А.)

    Презентация предназначена для проведения урока по теме "Программа – редактор Текстовый редактор". Предусматривает знакомство с понятием "программа-редактор",  с элементами окна программы Блокнот,...

    Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

    Данная презентация предназначена для повторения основных возможностей ТР и ТП...