Программа "Школьный редактор"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Черепанова Елена Александровна

    Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности.  Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и  теорией литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnyy_redaktor_1.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО

на заседании экспертного совета

Протокол №1от  31 августа 2017

УТВЕРЖДЕНО

Директор  _________ Е.А. Пакулев

Приказ №  809 от 31 августа 2017

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора школы

___________________ /Т.Г. Ефименко/

31  августа 2017 г.

ПРИНЯТО на заседании            

  педагогического совета школы

от 29 августа 2017

Протокол № 8

Программа факультатива

по русскому языку

«Школьный редактор»

9    класс.

Составитель:  Черепанова Е.А.                                                        

учитель русского языка

и литературы

 СОШ № 1 г. Белоярский

2017 г.

Пояснительная записка.

   Владение родным языком, умение правильно выражать свои мысли устно и письменно – это то, что сейчас во многом определяет  достижения личности во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.

Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Постоянное повышение уровня речевой и письменной грамотности расширяет возможности социализации.

    Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности.  Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и  теорией литературы.

Цель курса «Школьный редактор» - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать навыки редакторского анализа и редактирования текста.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- углубить теоретические знания о тексте как единице речи;

- совершенствовать умение выявлять особенности текстов разных стилей и жанров;

-  сформировать  навыки анализа литературного текста;

-  развить мотивацию к познанию и творчеству;

-  подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Исходя из задач преподавания курса «Школьный редактор», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

-  соблюдать нормы современного литературного языка;

-   различать виды ошибок и устранять их;

-   анализировать и редактировать  тесты  разных стилей и жанров;

- использовать средства художественной изобразительности в тексте.

Программа предполагает дальнейшее развитие  коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Содержание программы может быть реализовано через взаимодействие педагога и учащихся в следующих формах:

  1. Групповой практикум
  2. Выпуск стенгазеты
  3. Создание таблиц
  4. Исследование
  5. Лабораторная работа
  6. Игра
  7. Исследование
  8. Создание презентаций
  9. Экскурсия в редакцию газеты.

Программа предназначена для элективного курса, повышающего уровень речевой и письменной грамотности учащихся 10-11 классов. Реализуется в объёме 35 часов.

Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.

Содержание программы.

Введение. Задачи редактирования. Общие понятии о культуре устной и письменной речи. Языковая норма.

Текст как единица речи. Пути анализа . Тема  и идея текста. Микротема.

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.

Заголовок текста. Способы оформления вступительной  и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Смешанный тип речи.  

Литературная норма.

Логичность речи. Логические ошибки и способы их устранения.

Композиционные ошибки.

Стилевая и контекстуальная уместность.

Стили речи. 

Лесико-фразеологические средства язика.  

Словообразовательные и морфологические средства языка.   Выразительность речи.

Синтаксические средства языка.

Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Стиль и стилизация. Стиль автора.

Стилистические тропы и фигуры.

Художественно-изобразительные средства языка. Роль в тексте.

Культура письменной речи.

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.  Лексические ошибки.

Морфологические ошибки.

Синтаксические ошибки.

Словообразовательные ошибки.

«Стилистический эксперимент». Каламбур.

Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)


Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия

часы

Форма проведения

Вид работы и образовательный продукт

Литература

1

Введение. Понятие редактирования. Задачи редактирования. Черновик и рукопись.

1

Игра «Я – главный редактор»

Составление должностной инструкции редактора.

Текст как основная единица речи.

4 часа

2

Тема  и идея текста. Пути анализа. Микротема.

1

Заседание редакционного совета

Составление опорного конспекта по теме

3

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

1

Групповой практикум

Членение текста на абзацы. Восстановление текста.

4

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.

1

Практикум.

Составление таблицы с примерами средств  связи  в текстах. Подбор текстов с разными видами связи предложений.

5

Заголовок текста. Способы оформления вступительной  и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.

1

Творческая мастерская

Редактирование текста.

Составление таблицы «Виды зачинов и концовок»

Типы речи. 

8 часов.

6

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта или  опорной таблицы.

7- 8

Смешанный тип речи: повествование с элементами рассуждения и описания; описание с элементами рассуждения.

2

Лекция  и  практикум

Создание текста  смешанного типа речи.

9-10

Литературная норма. Императивная ( обязательная) норма и диспозитивная (вариативная)норма.

2

Практикум

Составление таблицы с примерами. Оформление карточек.

11

Логичность речи. Условия логичности. Логические ошибки и способы их устранения.

1

Исследование текстов.

Редактирование текста

12

Композиционные ошибки.

1

Игра «Редакционный совет»

Мини-рецензии учащихся на данные учителем тексты

13

 Разновидности уместности. Стилевая и контекстуальная уместность

1

Практикум

Составление опорного конспекта по теме.

Стили речи.

6 часов.

14

Лесико-фразеологические средства языка.  

1

Научный совет

Составление таблицы «Лексические средства языка»

14-15

Словообразовательные и морфологические средства языка.    Выразительность речи.

2

Лабораторная работа.

Сочинение учащихся «Письмо редактору»

16

Синтаксические средства языка.

1

Практикум

Создание презентации с заданиями «Синтаксические средства языка»

17

Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы).

1

Деловая игра «Заседание редколлегии»

Распределение материала по стилям. («Сборник документов», Сборник заметок и очерков», «Сборник текстов худ. литературы» и т.д.)

18

Стиль и стилизация. Стиль автора.

1

Исследование

Анализ отрывков текстов разных авторов.

Стилистические тропы и фигуры.

4 часа.

19

Художественно-изобразительные средства языка.

1

Лекция и практикум

Составление таблицы с примерами

20

Роль художественно-изобразительных средств в тексте.

1

Исследование

Составление статьи о роли художественно-изобразительных средств.

21-22

Использование средств художественой изобразительности в тексте.

2

Практикум

Редактирование текстов .

Культура письменной речи.

13 часов

23

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.  

1

Лекция

Анализ текста, исправление ошибок, определение вида ошибки.

24-25

Лексические ошибки.

2

Практикум  (проверка сочинений учащихся)

Мини-рецензии на сочинения  с указанием вида ошибки.

26

Морфологические ошибки.

1

Лабораторная работа

 Создание презентации с примерами

27

Синтаксические ошибки.

1

Практикум

Редактирование текста

28-29

Грамматические  ошибки.

2

Практикум

Создание тестов или карточек

30

«Стилистический эксперимент»

1

Практикум

Анализ текстов и «стилистическая отделка « произведения.

31

Что такое каламбур?

1

Практикум

Анализ текста и нахождение примеров каламбура.

32-33

Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)

2

Практикум

Редактирование текстов разных стилей. Взаимопроверка.

34

Анализ поэтических текстов

2

Исследование

Анализ стихотворения, написать отзыв о стихотворении. Создание «Книги отзывов»

35

Экскурсия в редакцию газеты (встреча с представителями редакций местных газет или журналов)

1

Круглый стол или экскурсия

Оформление интервью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

План урока "Использование графического редактора " Раint" для выполнения размещения кухонного оборудования"

Использование графического редактора " Раint" для выполнения размещения кухонного оборудования....

практические работы в текстовом редакторе

Практические работы предназначены для первых уроков в текстовом редакторе...

Графический редактор растрового типа. Особенности графического редактора Paint.

Цели: 1. Способствовать восприятию учащимися нового учебного материала. 2. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «Графический редактор растров...

Повторение и обобщение по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор».

Повторение и обобщение  по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор»....

Презентация к уроку информатики в 4 классе по теме "Программа – редактор Текстовый редактор" (УМК Плаксин М.А.)

Презентация предназначена для проведения урока по теме "Программа – редактор Текстовый редактор". Предусматривает знакомство с понятием "программа-редактор",  с элементами окна программы Блокнот,...

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Данная презентация предназначена для повторения основных возможностей ТР и ТП...