Главные вкладки

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Конспект урока по русскому языку "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx21.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

    Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 15.3, знать структуру сочинения и уметь написать текст по выбранной теме.

    Задачи:

    1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

     2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

    3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как умение дружить, сопереживать, прощать;

    Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к языку; воспитывать интерес к русской литературе; прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов.

    Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

    Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, самостоятельная работа.

    Средства обучения: компьютер, презентация, тексты.

    Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

    Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

    Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение  работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

    Тип урока: урок развития речи

    Ход урока.

    1.Организационный момент (5 мин)

    1.- Ребята, у нас сегодня особенный урок. Я переживаю за себя, за вас, хочу, чтобы урок получился хороший. Значит, нам надо помогать друг другу.

    - Давайте прочитаем текст, который лежит перед Вами. (Обучающиеся читают текст, отвечают на вопросы) (слайд 2) 

    Примерные ответы:

    1.        Автор рассказывает нам о лицейских годах А. С. Пушкина, о его друзьях, о том, как высоко они ценят талант молодого поэта.

    2.        Виленька очень ценил и уважал творчество молодого Пушкина. Он считал поэзию призванием всей своей жизни.

    3.        Да, он сразу это понял, ведь все тут же начали повторять эти строки, тормошить Вильгельма.

    4.        Он так хотел их услышать, но товарищи не дали ему этого сделать. Но Виленька не обиделся на Пушкина, наоборот, он попросил прочитать.

    - О каком понятии говорится в тексте? (о дружбе)

    -Верно. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о дружбе.

    -Как вы думаете, в какой части экзамена по русскому языку нам нужно поработать с понятием \ где будем применять эти умения, связанные с понятиями? (ответ: в 3 задании, когда будем писать сочинение - рассуждение 15.3)

    -Правильно.

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 3)

    2. Введение в тему, формирование мотивации. (2 мин)

    Запишите тему урока: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения

    (выполнение части 15.3.) (слайд 5)

    - Какие цели поставим перед собой?

    Формулируют цели урока (познакомиться со структурой сочинения 15.3, сформировать навыки написания сочинения 15.3, сформировать навыки поиска аргументов в тексте). (Слайд 6) 

           

    3. Актуализация знаний. (35мин)

    1.Как звучит задание 15.3? (слайд 7) 

    2.Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним композицию сочинения.

     Какова композиция сочинения-рассуждения?

    -Тезис (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать

    \ Комментарий  - это пояснение, размышления по поводу прочитанного текста..)

    -Аргументы (доказательства) (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Это доказательства, приводимые в поддержку тезиса, т.е. факты (примеры) + комментарии.)

    -Вывод (Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения) (слайд 8) 

    3) Приступаем к написанию вступления

    Что такое тезис? (слайд 9)

    Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

     - Нам нужно ответить на вопрос «Что такое дружба?»  (слайд 10)

    - Попробуйте сами сформулировать ответ этот на вопрос (записывают своё определение слова дружба, а затем зачитывают их)

    - Давайте посмотри, какое определение понятию дружба дают словари (работа со словарями)

    Пишем вступление. (слайды 11)

    1. Ребята читают определения из словарей Ожегова, Ушакова и др.

    4). Комментарий.

    -Мы выдвинули тезис, который нужно будет доказать. Но о какой части вступления мы забыли? (о комментарии. Тут ребята дают определение комментарию)

    Комментарий – это пояснение, размышления по поводу прочитанного текста. Объяснение важности этого понятия для жизни человека вообще или для современной действительности (несколько примеров выводит учитель, а затем сами обучающиеся) (слайд 12)

    -Написать комментарий нам помогут ответы на эти вопросы (слайд 13) 

    Подводя итог, можно сказать, дружба – взаимопонимание, доверие, умение чувствовать настроение друга.

    -Примеры комментариев (слайд 14) 

    Обратите внимание на последние предложения в комментариях. К какой части нас они подводят? (к аргументам)

    5). Аргументы.

    1) Какие аргументы нужно привести в сочинении? (1- из текста \ 2 – из жизни) (слайд 15) 

    2) Пока мы только учимся писать сочинение, нам помогут предложения – помощники  к 1 аргументу (слайд 16)

    Записывают свой аргумент, затем читают его.

    Даю свой пример аргумент (слайд 17)

    3) Что такое аргумент из жизни? (слайд 18)

    4) Пока мы только учимся писать сочинение, нам помогут предложения – помощники  ко 2 аргументу (слайд 19)

    Записывают свой аргумент, затем читают его.

    Даю свой пример аргумент (слайд 20)

    5) Записывают 2 аргумент (даю несколько примеров своих) (слайд 20,21) 

    6). Заключение.

    Задача заключения: подвести итог, обобщить сказанное.

    1) Вывод (вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией)

    2) Записывают и озвучивают примеры заключения.

    7) Читаем готовое сочинение:

       Что такое дружба?  Это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.

        В тексте Ю.Олеши есть пример истинной дружбы.

    Пушкин и Виленька – друзья с юности. Виленька восхищался талантом своего «удивительного сверстника», любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин. Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство. Нелепая шутка Пушкина не стала преградой дружбе героев. Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться.

               Ещё одним подтверждением сказанному может служить отношения Лиса и Маленького принца из произведения Экзюпери «Маленький принц». Герои служили друг другу опорой в любой ситуации. Лис учил путешественника добру и привязанности, а принц отвечал ему теплотой и заботой. Именно в их диалогах прозвучала фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили», — ставшая девизом дружеских отношений.

              Таким образом, дружба очень важна для каждого человека. Истинная дружба выдержит любые испытания.  (слайд 24)

    8).Рефлексия.( 2 мин)

    -Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке?

    -Чем запомнился  вам урок? (ответы).

    -Чему вы научились?

    -Где можно применить полученные знания?

    Домашнее задание: привести аргументы из жизни (2 разных).  (1 мин) 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

    Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

    Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

          Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...