Главные вкладки

    Методические рекомендации по преодолению трудностей развития лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи
    методическая разработка по русскому языку (5 класс)

    Биндасова Татьяна Николаевна

    В данной работе мы предлагаем методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи для 4-5 классов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_razrabotki_po_rabote_s_detmi_s_onr.docx105.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Т.Н. Биндасова – учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №2», г.о. Балашиха,

    Т.В.Туманова – д.п.н., профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВПО «МПГУ», г. Москва

    Методические рекомендации по преодолению трудностей развития лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с ОНР (4-5 класс)

    3.1 Направления работы по развитию лексико-грамматического строя речи

    В данной работе мы предлагаем методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи для включения элементов упражнений на уроках русского языка для обучающихся 4-5 классов общеобразовательных школ.

    В связи с преобладанием среднего уровня развития лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ОНР (см. Приложение) необходима разработка специальных упражнений по преодолению трудностей лексико-грамматического строя речи у данной категории детей. Особое внимание при работе необходимо уделить тем характеристикам лексики и грамматики, которые вызывают частотные затруднения.

    Цель: преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с ОНР.

    Задачи:

    1. Развить умения образовывать существительные, прилагательные и глаголы.

    2. Развить умения подбирать родственные и противоположные по значению слова.

    3.  Развить умения пользоваться в речи предлогами.

    4. Развить умения составлять распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    5. Расширить понимание детей сложных логико-грамматических конструкций.

    6. Научить детей пользоваться в самостоятельной речи малоупотребительной и непродуктивной лексикой

    Принципы:

    1. Принцип комплексного подхода. Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи, такими как грамматический строй, словарь, связная речь.

    2. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения грамматического строя речи.

    3. Принцип последовательного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

    Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР содержат следующие разделы:

    1. Развитие лексической стороны речи;
    2. Формирование навыков словообразования;
    3. Закрепление грамматических категорий;
    4. Развитие понимания предложно-падежных и логико-грамматических конструкций.

    3.2 Практический материал по развитию лексико-грамматической стороны речи

    В наших рекомендациях мы использовали основы коррекционного обучения, разработанные в психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как Р. Е. Левина [16], В.К. Воробьева [8], Р.И. Лалаева,                             Н.В. Серебрякова [14], Т. Б. Филичева [25], А. В. Ястребова [28, 29] и др.

    1. Развитие лексической стороны речи
    1. Задания, направленные на обогащение словаря

    а) «Назови лишнее слово»

    - среди имен существительных:

    Лошадь, корова, олень, коза, свинья;

    роза, ромашка, горох, василек, мак;

    автобус, трактор, трамвай, велосипед, поезд;

    море, озеро, река, мост, пруд;

    Москва, Казань, площадь, Петербург, Курск.

    - среди имен прилагательных:

    Грустный, печальный, унылый, узкий;

    храбрый, смелый, громкий, отважный;

    слабый, ломкий, крепкий, хрупкий;

    дряхлый, старый, маленький, изношенный, ветхий;

    глубокий, низкий, мелкий, высокий, светлый.

    - среди глаголов:

    Думать, ехать, размышлять, соображать;

    бросился, позвал, ринулся, кинулся;

    приехал, прибыл, убежал, прискакал;

    выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

    насорил, налил, вылил.

    б) «Объясни, чем отличаются предметы»

    Чашка – стакан;

    кресло – стул;

    дерево – куст;

    тарелка – миска;

    клубника – земляника.

    в) «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

    Гвоздь — молоток, шуруп...

    Дом — крыша, книга...

    Квадрат — куб, круг...

    Хорошо — лучше, быстро...

    Утро — ночь, лето...

    Слова для справок: отвертка, обложка, шар, быстрее, зима.

    г) «Назови части предмета»

    Слон – тело, ноги, уши, хобот, бивни;

    часы – стрелки, циферблат, корпус;

    книга – страницы, обложка, корешок;

    машина – кузов, колеса, фары, двери;

    человек – тело, руки, ноги, уши, глаза, рот, нос.

    д) «Отгадай предмет по названию его частей»

    Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

    Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

    Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

    Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

    Крылья, клюв, тело, перья (птица).

    1. Формирование антонимии

    а) «Выбери из 4 слов одно, противоположное по смыслу»

    Сахар (чай, дыня, лимон, чайник).

    Микрофон (утюг, наушники, скрипка, магнитофон).

    Молоток (топор, ножницы, отвертка, гвоздь).

    Спички (свечка, коробок, огнетушитель, плита).

    Карандаш (бумага, ластик, тетрадь, учебник).

    б) «Закончи предложение и назови слова — «неприятели» (антонимы)»

    Слон большой, а муравей...

    Камень тяжелый, а перо ...

    Сахар сладкий, а горчица ...

    Дерево высокое, а куст ...

    Сажа черная, а снег ...

    в) «Сравни понятия»

    По вкусу: горчицу и мед.

    По цвету: снег и уголь.

    По высоте: дуб и ромашку.

    По толщине: канат и нитку.

    По ширине: дорогу и тропку.

    г) «Подбери слова – «неприятели»

    День - …

    громкий - …

    сильно- …

    прибежал - …

    добро - …

    1. Формирование синонимии

    а) «Выбери из 3 слов 2 слова-«приятеля» (синонима)»

    Дом, солдат, маршал.

    Конь, кошка, лошадь.

    Дом, площадь, здание.

    Грустный, печальный, веселый.

    Думать, верить, соображать.

    б) «Придумай слова-«приятели» к данным словам»

    Печаль — (грусть),

    солдат — (боец),

    Отчизна — (Родина),

    приятель — (друг),

    глядеть — (смотреть).

    в) «Придумай предложения с каждым из слов-«приятелей»

    Пища — корм — еда;

    груз — ноша — багаж;

    большой — громадный — огромный;

    быстрый — скорый — стремительный;

    неловкий — неуклюжий — нескладный.

    1. Формирование навыков словообразования
    1. Словообразование имен существительных

    а) Словообразование существительных, обозначающих профессии с суффиксами -щик-, -чик-

    Инструкция: назови профессию.

    Играет на барабане – барабанщик.

    Носит багаж – носильщик.

    Дрессирует животных – дрессировщик.

    Летает на самолете – летчик.

    Грузит – грузчик.

    б) Словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами –ниц-, -иц-

    Инструкция: он – художник, а она – художница.

    Работник – работница,

    проводник – проводница,

    учитель – учительница,

    писатель – писательница,

    певец – певица.

    в) Словообразование существительных, обозначающих детенышей животных с суффиксами -онок-, -ёнок-

    Инструкция: назови детенышей животных.

    Мышь – мышонок,

    кошка – котенок,

    белка – бельчонок,

    сова – совенок,

    тигр – тигренок,

    лошадь – жеребенок,

    корова – теленок,

    овца – ягненок,

    собака – щенок,

    курица – цыпленок.

    1. Дифференциация приставочных глаголов

    а) Игра-лото «Найти действие»

    Инструкция: найди карточку с противоположным действием, которое я назову. Составь предложение с этим словом.

    Входит – выходит,

    подлетает – отлетает,

    подходит – отходит,

    влетает – вылетает,

    наливает – выливает.

    б) Игра «Найти общую часть в словах» (по картинкам)

    Инструкция: назови общую часть слов.

    Переходит – переплывает,

    наливает – выливает,

    подходит – подбегает,

    подходит – уходит,

    подлетает – отлетает.

    1.  Словообразование имен прилагательных

    а) Словообразование притяжательных имен прилагательных

    Инструкция: назови чей предмет.

    Гнездо у птицы (птичье),

    пасть у волка (волчья),

    клюв у орла (орлиный),

    шкура у медведя (медвежья),

    нора у зайца (заячья)

    б) Словообразование относительных прилагательных

    Инструкция: если ваза сделана из хрусталя, то она хрустальная.

    Стакан из стекла (стеклянный),

    сковорода из чугуна (чугунная),

    варенье из сливы (сливовое),

    чашка из фарфора (фарфоровая),

    сумка из кожи (кожаная),

    сок из груши (грушевый).

    Инструкция: лист у березы – березовый.

    лист дуба – дубовый,

    лист липы – липовый,

    лист рябины – рябиновый,

    лист осины – осиновый,

    лист яблони – яблоневый.

    в) Словообразование качественных прилагательных

    Инструкция: не совсем серый – это сероватый.

    Не совсем синий (синеватый),

    не совсем розовый (розоватый),

    не совсем красный (красноватый),

    не совсем горький (горковатый),

    не совсем сладкий (сладковатый).

    Инструкция: назови ласково.

    Белый – беленький,

    бодрый – бодренький,

    веселый – веселенький,

    кислый – кисленький,

    красивый – красивенький.

    1. Закрепление грамматических категорий
    1. Закрепление форм падежных окончаний существительных

    а) Закрепление формы множественного числа именительного и родительного падежей

    Игра «Один – много»

    Волк – волки – много волков,

    шкаф – шкафы – много шкафов,

    стул – стулья – много стульев,

    игра – игры – много игр,

    ухо – уши – много ушей.

    б) Закрепление формы творительного падежа

    Игра «Кто чем работает?»

    Парикмахер — ножницами,

    маляр — кистью,

    плотник — топором,

    дворник — метлой,

    портниха – иглой.

    1.  Согласование числительных с существительными

    Игра «Один – два – пять»

    Есть один апельсин, два апельсина, пять апельсинов –

    Нет одного апельсина, двух апельсинов, пяти апельсинов.

    Есть одна груша, две груши, пять груш –

    Нет одной груши, двух груш, пяти груш.

    Есть один стул, два стула, пять стульев –

    Нет одного стула, двух стульев, пяти стульев

    Есть один солдат, два солдата, пять солдат –

    Нет одного солдата, двух солдат, пяти солдат.

    Есть один офицер, два офицера, пять офицеров –

    Нет одного офицера, двух офицеров, пяти офицеров.

    1. Согласование прилагательных с существительными

    «Скажи, какой предмет»

    Ложка (какая?) деревянная, металлическая, маленькая, столовая;

    Облако (какое?) воздушное, белое, грозовое, свинцовое;

    Диван (какой?) мягкий, удобный, большой.

    «Составь из слов словосочетание»

    Ночь, тишина – ночная тишина;

    Весна, ветер – весенний ветер;

    Лето, солнце – летнее солнце.

    1. Развитие понимания предложно-падежных и логико-грамматических конструкций
    1. Понимание предложно-падежных конструкций

    а) «Назови предлоги в предложениях»

    Тарелка стоит на столе.

    Цветок стоит в голубой вазе.

    Стул стоит около стены.

    Мяч закатился под кровать.

    Книга упала со стола.

    б) «Вставить в предложения предлоги»

    Мама сидит…кресле.

    Дерево растет…забора.

    Щенок забрался…кровать.

    Солнце выглянуло…туч.

    Розы растут…высоким забором.

    в) «Составь из слов предложение»

    Снова, солнце, светить, над, лес.

    Лакать, миска, кошка, из, молоко.

    Из, страны, птицы, теплые, вернуться.

    Сад, в, наш, стоит, дом, прекрасный.

    Крыша, дом, ласточки, под, гнездо, свить.

    г) «Исправь ошибку в предложении»

    Мальчик вышел в дом.

    Бабочка влетела из окна.

    Птенец выпал в гнездо.

    Над большим деревом была глубокая яма.

    Молодые ласточки летали под рекой.

    1. Понимание сложных логико-грамматических конструкций

    а) Понимание инверсионных предложений

    Определи, что сделано раньше: «я умылся после того, как сделал зарядку»; определи, кто приехал: «Петю встретил Миша»;

    определи, кто за кем гонится: «Собака гонится за кошкой»;

    определи, кто опоздал: «Саша ждет Катю».

    б) Понимание пространственных отношений

    Нарисуй круг под квадратом,

    квадрат рядом с кругом

    квадрат над кругом.

    Положи книгу на тетрадь,

    Тетрадь около книги,

    Книгу позади тетради.

    Приложение

    Экспериментальное изучение лексико-грамматического строя языка при общем недоразвитии речи (2016 год)

    2.1. Организация и содержание экспериментального исследования

    Цель: выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у школьников 5 классов с ОНР. 

    Задачи:

    1. Изучить особенности словарного состава обучающихся;
    2. Выявить характерные черты словообразования;
    3. Проследить особенности словоизменения;
    4. Выявить умение подбирать к словам родственные и противоположные по значению слова;
    5. Изучить особенности построения предложений.

    Гипотезы исследования: 

    1. Мы предполагаем, что у школьников, которые испытывают трудности в обучении, отмечается недоразвитие речи, проявляющееся на уровне словарного запаса, словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

    2. Специально организованное педагогическое воздействие будет способствовать более эффективному речевому развитию школьников с ОНР.

    Для выявления особенностей развития лексико-грамматического строя речи были использованы модификации методик Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [26], Н.В. Серебряковой [14], О.Б. Иншаковой.

    Предлагаемые методики предназначены для выявления особенностей речевого развития детей школьного возраста, а также качественной и количественной оценки речевого нарушения.

    В методиках использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой [15]. Также использованы задания, разработанные А.Р. Лурия [18], для исследования понимание сложных логико-грамматических отношений. Для оценки успешности выполнения заданий предложена бальная система.

    Проведенное исследование содержит три этапа обследования речи школьников с ОНР: исследование словаря и навыков словообразования; исследование грамматического строя речи; понимание логико-грамматических отношений.

    1. Исследование словаря и навыков словообразования:

    а) Называние детенышей животных

    Инструкция: у мыши – мышата, а у …

    кошки – …                лошади – …

    волка – …                курицы – …

    белки – …                свиньи – …

    лисы – …                 коровы – …

    тигра – …                 овцы – ...

    Во втором столбце приведены животные, названия детенышей которых невозможно получить путем словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас учащегося.

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция или коррекция после помощи логопеда;

    1 балл – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «собачки» вместо «лисята», «щенята» и т.д.);

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 30 баллов.

    б) Называние частей предметов

    Инструкция: назови, из каких частей состоит …

    стул, чайник, шкаф, человек, окно.

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после помощи логопеда;

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

    в) Уровень обобщения

    Инструкция: назови одним общим словом …

    кукла, машинка, конструктор – игрушки.

    платье, брюки, рубашка – одежда.

    шляпка, шапка, кепка – головные уборы.

    диван, кресло, шкаф – мебель.

    сковорода, тарелка, кастрюля – посуда.

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

    г) Подбор антонимов

    Инструкция: скажи наоборот …

    высокий, широкий, толстый, добрый, веселый.

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после помощи логопеда;

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

    д) Подбор синонимов

    Инструкция: Подбери родственное слово, слово-приятель

    недруг, огромный, крохотный, зной, мчаться.

    Оценка

    3 балла – правильная форма;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание составляет 15 баллов.

    е) Образование относительных прилагательных

    Инструкция:  варенье из вишни – вишневое, а …

    варенье из малины –…         кисель из клюквы – …

    варенье из груши – …        салат из моркови – …

    варенье из сливы – …        суп из грибов – …

    кукла из пластмассы …–        лист дуба – …

    горка изо льда – …        лист осины – …

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

    1 балл – форма слова, которая имеется в языке, но не используется в данном контексте (сливочное варенье);

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 30 баллов.

    ж) Образование качественных прилагательных

    Инструкция:  за жадность называют жадным, а …

    за хитрость – …

    за трусость – …

    если днем мороз, то день – …

    если дождь – …

    если ветер – …

    Оценка

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция или коррекция после помощи логопеда;

    1 балл – форма слова, которая имеется в языке, но не используется в рамках данного контекста (дождевой, ветряной);

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

    з) Образование притяжательных прилагательных

    Инструкция: у кошки лапа кошачья, а …

    у волка – …

    у медведя – …

    у льва – …

    хвост у мыши – …

    гнездо у орла – …

    Оценка

    3 балла – правильная форма;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;

    0 баллов – неправильная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

    Максимальная оценка за всю серию составляет 150 баллов.

    1. Исследование грамматического строя речи:

    а)        Составление предложений по картинкам (I)

    Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

    Мальчик моет руки.

    Девочка моет посуду.

    Мальчик забивает гвоздь.

    Дети лепят снежную бабу.

    Кошка лакает молоко.

    б)        Составление предложений по картинкам (II)

    Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

    Мальчики играют в мяч (в футбол).

    Дети бегут к дому (от дождя).

    Мальчики лезут через забор.

    Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

    Дети сажают дерево.

    в)        Составление предложений по картинкам (III)

    Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

    Доктор навещает больного мальчика.

    Мальчик забрался на дерево.

    Дети вешают скворечник на дерево.

    Девочка переводит старушку через дорогу

    Подросток несет лестницу, чтобы помочь котенку спуститься с дерева.

    Оценка за грамматическое структурирование

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного из членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

    1 балл – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств), упрощение структуры предложения, использование развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

    0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за построение фраз всех трех видов составляет 45 баллов.

    г) Составление предложений из слов в начальной форме

    Инструкция: я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

    Доктор, лечить, дети

    Сидеть, синичка, на, ветка

    Груша, бабушка, внучка, давать

    Миша, собака, небольшая, бросить, косточка

    Петя, купить, шар, мама, красный

    Оценка грамматического строя речи

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;        

    1 балл – негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

    0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка - 15 баллов.

    д) Верификация предложений

    Инструкция: я буду читать предложения, если заметишь ошибку, попробуй ее исправить.

    Собака вышла в будку.

    По морю плывут корабль.

    Дом нарисован мальчик.

    Хорошо спится медведь под снегом.

    Над большим деревом была глубокая яма.

    Оценка грамматического структурирования

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;

    1 балл – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими неточностями или упрощением структуры предложения;

    0 баллов – ошибка не выявлена или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за задание равна 15 баллам.

    е) Дополнение предложения предлогами

    Инструкция:  попробуй вставить пропущенное слово.

    Лена наливает чай...чашки.

    Птенец выпал... гнезда.

    Щенок спрятался... крыльцом.

    Деревья шумят... ветра.

    Пес сидит... конуры.

    Оценка грамматического структурирования

    3 балла – правильное выполнение задания;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после стимулирующей помощи логопеда;

    0 баллов – неверное выполнение даже после помощи или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за все задание - 15 баллов.        

    ж) Завершение предложений

    Инструкция:  закончи предложение.

    Игорь промочил ноги, потому что...

    Сережа замерз, хотя...

    Оценка за грамматическое структурирование

    15 баллов – оба предложения построены без ошибок;

    10 баллов – самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи логопеда при работе со вторым;

    5 баллов – правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

    0 баллов – неверное завершение обоих предложений или отказ выполнить задание.

    з) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

    Инструкция:  дом – дома,

    стол – …

    стул – …

    окно – …

    звезда – …

    ухо – …

    Инструкция:  дом – много домов,

    стол – …

    стул – …

    окно – …

    звезда – …

    ухо – …

    Оценка грамматического структурирования

    3 балла – правильно образованная форма;

    2 балла – самостоятельная коррекция;

    1 балл – коррекция после помощи логопеда;

    0 баллов – неверная форма слова или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка составляет 30 баллов.

    Максимальная оценка в этой серии складывается из всех баллов, начисленных за грамматическое структурирование, и равна 150 баллам.

    1. Понимание логико-грамматических отношений:

    Инструкция: послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

    а) Понимание обратных конструкций

    Мужчину обрызгала женщина.

    Трактором перевозится машина.

    Газету закрывает книга.

    Клеенка покрыта скатертью.

    Мальчиком спасена девочка.

    Мама перевозится дочкой.

    б) Понимание предложных конструкций с обозначением места

    В бочонке ящик.

    За бочонком ящик.

    На бочонке ящик.

    Бочонок перед ящиком.

    Оценка:

    3 балла – точное понимание;

    2 балла – переспрос, самостоятельная коррекция;

    1 балл – длительный поиск с нахождением правильной картинки;

    0 баллов – неверный выбор картинки или отказ выполнить задание.

    Максимальная оценка за серию – 30 баллов.

    Максимальная оценка за три предложенных серии проб равна 330 баллам.

    2.2. Анализ результатов экспериментального исследования

    В соответствии с поставленной целью был проведен анализ результатов для выявления особенностей лексико-грамматического строя речи у школьников с ОНР. Мы выделили три уровня развития лексико-грамматического строя речи по количеству набранных баллов обучающимися.

    Высокий уровень речевого развития – 81%-100% (267-330 баллов) – правильное выполнение заданий или наличие незначительных ошибок, например, неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса, самостоятельная коррекция;

    Средний уровень речевого развития – 51%-80% (168-266 баллов) – негрубые аграмматизмы, пропуск трех и более членов предложения, упрощение структуры предложения, использование помощи в виде нескольких вопросов;

    Низкий уровень речевого развития – 50% и ниже (167 баллов и ниже) – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок, существенное упрощение схемы предложения, не выявление ошибок, отказ или неправильное выполнение задания.

    В исследовании принимало участие 10 детей школьного возраста (имена изменены), 10-11 лет, обучающихся в 5 классе, из них шесть мальчиков и четыре девочки. Дети обучаются в средней общеобразовательной школе №2 г.о. Балашихи. У всех детей в начальной школе было диагностировано общее недоразвитие речи.

    По результатам обследования мы определили, что двое учащихся – Антонина и Александра (20% от общего числа испытуемых) набрали 279 и 277 баллов, т.е. 84% и 83%, что свидетельствует о высоком уровне развития лексико-грамматического строя. У них наблюдаются незначительные ошибки при подборе слов-синонимов, использован в ряде заданий неправильный порядок слов в предложении.

    Семь учащихся (70% от общего числа испытуемых) показали средний уровень развития лексики и грамматики. Они набрали от 250 до 201 баллов, что соответствует 75%-60% – такой показатель указывает на средний уровень речевого развития. В ответах Антона (250 баллов, 75%), Олеси (241 балл, 73%) наблюдались неточности в образовании синонимов и антонимов, при образовании относительных прилагательных, неправильный порядок слов в предложении, трудности в понимании сложных логико-грамматических отношений.

    Учащиеся Арсений (236 баллов, 71%), Оля (227 баллов, 69%), Ваня (225 баллов, 68%), Кирилл (214 баллов, 64%), Никита (201 балл, 60%) допустили ошибки в назывании детенышей животных, в частности тех, чьи наименования невозможно получить путем словообразования (свинята, овечки вместо поросята, ягнята), в образовании синонимов и антонимов (обиженный вместо грустный), при образовании относительных прилагательных (дубный вместо дубовый, сливочный вместо сливовый, грибовый вместо грибной), неправильный порядок слов в предложении, пропуски 1-2 членов предложения, неправильное употребление предлогов (в конуры, под конуры), в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже (стулы, много стулов, ухи, много ухов, много уш), трудности в понимании сложных логико-грамматических отношений.

    Один учащийся Леня (10 процентов от общего числа испытуемых) продемонстрировал низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи, набрав 156 баллов, т.е. 47%. У ученика наблюдались грубые аграмматизмы на всех уровнях языка: лексика, словообразование, грамматика. (Диаграмма 1)

    Диаграмма 1. Распределение учащихся по количеству набранных баллов

    В первой серии проб, выявляющей уровень развития лексики и словообразования, наибольший результат показали Александра и Антонина, набрав 139 и 134 баллов из 150 возможных (93% и 89%). Вызвали затруднения называния частей предметов, но после наводящих вопросов был дан верный ответ. На подбор нужного слова-синонима потребовалось большее количество времени, ошибки исправлялись самостоятельно.

    Высокий уровень лексического развития речи наблюдался у Антона (126 баллов, 84%), Оли (126 баллов, 84%), Арсения (122 балла, 81%). Все вышеуказанные учащиеся допустили ошибки в назывании детенышей животных (свинята, собачки), но исправили допущенную неточность самостоятельно. Наблюдались неточности при назывании частей предметов (шкаф состоит из дерева). Особую сложность вызвал подбор синонимов, замечены незначительные ошибки при образовании антонимов. Трудности вызвало образование некоторых относительных прилагательных (грибовый, осинный) и притяжательных прилагательных (волчатая).

    Остальные учащиеся продемонстрировали средний результат лексического развития: Олеся (119 баллов, 79%), Ваня (109 баллов, 72%), Никита (96 баллов, 64%), Кирилл (84 балла, 56%), Леня (80 баллов, 53%). У данных испытуемых выявлены трудности в назывании детенышей животных (лошаденки, свинята, овечки). Затруднительно называние частей предметов, наблюдаются неточности на уровне обобщения (столовые приборы вместо посуда, игры вместо игрушки). Наибольшее количество ошибок допущено при образовании антонимичных и синонимичных понятий. Также дети затруднялись при образовании относительных, качественных и притяжательных прилагательных (сливное, сливочное, осинковый, дубный, морковковый, дождевой, ветерный, медведковый). (Диаграмма 2)

    Диаграмма 2. Распределение учащихся по количеству набранных баллов в первой серии проб

    Наиболее распространенные ошибки на уровне лексики и словообразования:

    1. Подбор синонимов (допустили ошибки 100% испытуемых);
    2. Подбор антонимов (допустили ошибки 80% испытуемых);
    3. Называние частей предметов (допустили ошибки 80% испытуемых);
    4. Называние детенышей животных, чьи наименования невозможно образовать с помощью словообразования (допустили ошибки 70% испытуемых);
    5. Образование относительных прилагательных (допустили ошибки 60% испытуемых).

    Во второй серии проб, определяющей грамматический уровень развития речи, высокий уровень показала Антонина, которая набрала 124 балла из 150 возможных (82%). Алексндра набрала 120 баллов, что соответствует 80%. При составлении предложений из слов в начальной форме учащиеся использовали неправильный порядок слов (Бабушка внучке дает грушу. Купила мама Пете красный шар). Затруднения вызвали предложно-падежные конструкции (Пес сидит из конуры.).

    Шестеро учащихся продемонстрировали средний результат развития грамматики: Антон (115 баллов, 76%), Кирилл (106 баллов, 70%), Олеся (100 баллов, 66%), Арсений (99 баллов, 66%), Никита (90 баллов, 60%), Ваня (89 баллов, 59%). У данных школьников выявлены аграмматизмы при составлении предложений по картинам (Дети хотят залезть забор. Мальчики лазиют по заборы). При составлении предложений из слов в начальной форме наблюдается неправильный порядок слов и пропуск одного-двух членов предложения (Грушу бабушка внучке дает. Синичка сидит ветке). Трудности вызывает варификация предложений, дети не замечают нарочно допущенных ошибок (Над большим деревом была глубокая яма). Недочеты проявляются при образовании множественного числа существительных именительного и родительного падежа (стулы, много окна, много звезды, много уши). Затруднительно дополнение предложений предлогами (Пес сидит под конуры, Лена наливает чай по чашки).

    Низкий уровень развития грамматического строя речи показали Оля (74 балла, 49%) и Леня (70 баллов, 46%). Учащиеся допустили грубые аграмматизмы при составлении предложений по картинам, из слов в начальной форме, при завершении предложений. Наблюдаются многочисленные ошибки при образовании множественного числа существительных именительного и родительного падежа (стол – стола, звезда – звезде, много ухов, много стулов). Данные учащиеся не смогли исправить ошибки после стимулирующей помощи. (Диаграмма 3)

    Диаграмма 3. Распределение учащихся по количеству набранных баллов во второй серии проб

    Наиболее распространенные ошибки на уровне грамматического оформления речи:

    1. Составление предложений из слов в начальной форме (допустили ошибки 100% испытуемых);
    2. Образование множественного числа существительных в Им. п. и Род. п. (допустили ошибки 70% испытуемых);
    3. Верификация предложений (допустили ошибки 70% испытуемых);
    4. Составление предложений по картинам (допустили ошибки 50% испытуемых);
    5. Завершение предложений (допустили ошибки 40% испытуемых).

    Третья серия проб, демонстрирующая сложные логико-грамматические отношения вызвала затруднения у половины испытуемых испытуемых. Высокий результат показали Ваня И Оля, набрав 27 баллов из 30 возможных, т.е. 90%. Средний результат у Кирилла (24 балла, 80%), Олеся (22 балла, 73%), Антонина (21 балл, 70%), Александра (18 баллов, 60%), Арсений и Никита (по 15 баллов, 50%). Низкий результат – Антон (9 баллов, 30%), Леня (6 баллов, 22%).

    Наибольшее количество ошибок вызвало понимание предложных конструкций с обозначением места (За бочонком ящик, бочонок перед ящиком). (Диаграмма 4)

    Диаграмма 4. Распределение учащихся по количеству набранных баллов в третьей серии проб

    Таким образом, результаты данного исследования показали, что 20% школьников с ОНР (двое учащихся из 10) не испытывают трудностей в усвоении лексико-грамматического строя родного языка и имеют высокий уровень речевого развития. В свою очередь 70% учащихся начального образования (7 испытуемых из 10) испытывают затруднения в обучении и демонстрируют средний уровень развития лексики и грамматики. Один ученик показал низкий уровень речевого развития, что составляет 10% от общего числа обучающихся. (Диаграмма 5)

    Диаграмма 5. Распределение учащихся 4 класса с ОНР по уровням развития лексико-грамматического строя речи

    Обследовав детей, обучающихся в общеобразовательной школе, мы пришли к выводу, что большинство учащихся, у которых было диагностировано общее недоразвитие речи, испытывают трудности в освоении лексико-грамматической стороны родного языка.

    По результатам данного обследования можно сделать следующие выводы:

    1. Уровень владения лексико-грамматической стороной речи у детей экспериментальной группы ниже, чем в норме (20% обучающихся имеют высокий уровень речевого развития, 70% детей испытывают трудности в усвоении лексики и грамматики родного языка и имеют средний уровень развития речи, 10% школьников имеют низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи).

    2. Наиболее затруднительными для испытуемых детей оказались следующие типы заданий: называние детенышей животных, чьи наименования нельзя образовать с помощью словообразования; называние частей предметов; подбор синонимов и антонимов; образование относительных и притяжательных прилагательных; составление предложений из слов в начальной форме; дополнение предложений предлогами, образование формы множественного числа существительных; понимание сложных логико-грамматических конструкций.

    3. Нами были выявлены следующие типичные ошибки: аграмматизмы в речи детей – неправильное употребление предложно-падежных конструкций, падежных окончаний у существительных, упрощение структуры предложения. Дети пропускают члены предложения, предлоги, также наблюдаются инверсии, зачастую им необходима помощь в виде нескольких наводящих вопросов. В ряде случаев встречается неправильное согласование слов в предложении. При составлении предложений по картинкам иногда встречается смысловая неточность, т. е. слишком общее, неконкретное описание ситуации, или замена изображенного действия стереотипным действием, штампом. Большая часть детей затрудняется в образовании синонимичных и антонимичных понятий. Отмечаются неточности в использовании падежных окончаний, образовании относительных и притяжательных прилагательных. Особые затруднения вызывает понимание сложных логико-грамматических конструкций. Таким образом, у детей нарушены синтаксическая структура предложения и процесс словообразования. Также учащиеся продемонстрировали недостаточный для своего возраста словарный запас.

    4. Результаты эксперимента показали необходимость дальнейшей работы с данной категорией детей, направленной на преодоление трудностей развития  лексико-грамматического строя речи, поскольку при отсутствии такой работы логично предположить наличие ошибок и в письменной речи.

    5. Необходима разработка методических рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя речи для включения элементов упражнений на уроках русского языка в качестве закрепляющего материала для 4-5 классов общеобразовательных школ.

    Список литературы

    1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3– х ч. – Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.– 182 с.: ил.– (Коррекционная педагогика).
    2. Архипова Е.В. Об уровне развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. 2000. – №4. –  С. 35 – 39.
    3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008. – 254 с.
    4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.
    5. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст]. / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998. – 64 с.
    6. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений / М.К. Бурлакова. – Москва: В. Секачев, 2011. – 362 с.
    7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт– Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008. – 144 с.
    8. Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. –                С. 106 – 118.
    9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508с.
    10. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 40 с.
    11. Дель С.В., Нечаева Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5– 12.
    12. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316 с.
    13. Ковригина Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. пед. ун-т». – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 169 с.
    14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) Текст. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
    15. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей Текст.: Избранные труды / Р.Е. Левина, ред. сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: «АРКТИ», 2005. – 224 с.
    16. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
    17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина Л. А. Позднякова. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 143 с
    18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
    19. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская // Логопед в детском саду. – 2006.– № 6. – С. 34 – 42.
    20. Никитенко А.В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно– логических игр [Текст] / А.В. Никитенко // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 70– 75.
    21. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебное пособие – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.
    22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208 с.
    23. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. – №2. – С.67– 73
    24. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – 144с.
    25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
    26. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
    27. Щербак С. Г. Изучение особенностей связной монологической речи детей с дизартрическими расстройствами / С. Г. Щербак // Дефектология. – 2010. – №1. – С. 47– 56.
    28. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ / Ястребова А.В. – М.: АРКТИ, 1997. – 158 с.
    29. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей– логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

    Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

    Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

    Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".

    В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

    Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР.

    Конспект коррекционного занятия по развитию лексико - грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР...

    Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.(дидактическое пособие)

    Описание пособия, рекомендации по использованию, фото. Полезно для логопедов, воспитателей....

    Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

    ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

    Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...