Интерактивное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры (сценарий)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Меркулова Гульназ Салаватовна

Данная работа представляет из себя сценарий интерактивного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 пос. Зеленый

Богородского г.о. Московской области

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры

(интерактивное мероприятие)

5 А класс

Составитель:  Меркулова Гульназ Салаватовна,

 учитель русского языка и литературы

2019 год

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям, русской культуре, языку, интерес к литературе.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историзмами и архаизмами русского языка,
• Формировать у детей представление о  быте и одежде предков.

Оборудование: музыкальное сопровождение, картины (веретено, ухват, прялка, кадушка, ушат, самовар, плуг, ендова, светец, кокошник, душегрейка, портки, зипун, кафтан), русский народный костюм.

  1. Ведущий1. Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

 

  Мальчики в крестьянской рубахе, штанах косят траву.  Беседуют.

Ведущий: ... они косили в молодом березовом лесу  и пели. Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом  были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели. (И. Бунин «Косцы», отрывок)

   Мальчики поют песню «Конь» («Выйду ночью в поле с конём…») Автор музыки — Игорь Матвиенко, автор текста — Александр Шаганов.

  1. Текст песни

Выйду ночью в поле с конем,
Ночкой темной тихо пойдем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем…

Ночью в поле звезд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конем по полю идем,
Только мы с конем по полю идем…

Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня,
По бескрайнему полю моему,
По бескрайнему полю моему…

Дай-ка я пойду посмотрю,
Где рождает поле зарю,
Ай брусничный цвет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет.

Полюшко мое — родники,
Дальних деревень огоньки,
Золотая рожь, да кудрявый лен…
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен…

Будет добрым год-хлебороб,
Было всяко – всяко пройдёт!
Пой златая рожь, пой кудрявый лён,
Пой о том, как я в Россию влюблён!

  Выходят девочки в русской народной одежде. Зовут ребят на игру. Игра «Ручеек» под народную песню «Ой, люли-люли».

После игры все участники поворачиваются к классу.

-  Ой, а кто это здесь?

- Ученики 5 А класса.

- Здравствуйте,  ученики 5 А класса.

- Видимо, мы перенеслись сквозь века и попали к вам на урок.

- А давайте проверим, помнят ли нас правнуки, знают ли , как жили их предки.

Ребята,

Чем топят русскую печь? (Дровами) 

  • Глаз по старинке? (Око) 
  • Русский напиток? (Чай) 
  • Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти) 
  • Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки) 
  • Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь) 
  • Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан) 
  • Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник) 
  • Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка) 
  • Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (Ложки) 
  • Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка) 
  • Занятие ручной женской работой? (Рукоделие) 
  • Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка) 
  • Что такое рушник? (Полотенце) 
  • Что помещали в красном углу дома? (Икону) 
  • Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
  • Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш) 
  • Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством) 
  • Автор пословиц и поговорок? (Народ) (https://urok.1sept.ru)

 Затем показывают картинки (веретено, ухват, прялка, кадушка, ушат, самовар, плуг, ендова, светец, кокошник, душегрейка, портки, зипун, кафтан). Ученики называют названия предметов.

- Молодцы! Помнят наши правнуки о нас, не забывают.

Ведущий1. Россия – это самая красивая страна.

Каждый человек, имеющий Родину – счастливый. Счастливы и мы, потому что родились и живем в России. Это родина наших предков . Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детства.  Родина – это дом и двор, где мы проживаем счастливое детство, друзья, с кем играем, одноклассники. Наша «малая» родина ничего не стоит без родины «большой» - великой и необъятной России.

Россия – самая большая на Земле страна. Ее природа разнообразна и удивительна. Где бы ты ни был – везде складывается впечатление необъятности и величия. Видимо, повлияла природа и на русский характер – широка русская душа. Народы нашей многонациональной страны – единый русский народ, каждый ощущает себя частью семьи народов.  Красота природы дала народу такие черты характера как величие и мощь. Наши предки создали это великое государство, собрали по крупицам воедино за более чем тысячелетнюю историю страны.

Ведущий2. Сбережем и сохраним нашу природу, язык и культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

СЦЕНАРИЙлингвистического праздника, посвящённогоДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫСлавянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефод...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и  Мефодия, Россия отмечает  День  славянской  письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...

Мероприятие, посвященное дню славянской письменности и культуры и дню библиотеки.

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.Цель проекта: формирование положит...

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры, на тему "От глиняной таблички к печатной страничке"

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...

Сценарий мероприятия кo Дню славянской письменности и культуры

Цели и задачи:познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;разви...

Конспект внеклассного мероприятия , посвященного Дню славянской письменности и культуры

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню  славянской   письменности   и   культуры«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ» 8-9 классы...

Мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры

Мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры...